Среднее образование в Израиле — бесплатное и обязательное. Причем бесплатное с 6 до 18 лет, а обязательное — до 15. И сама система, разделение на начальные, средние и старшие классы, и то, что покупка всех учебников и канцелярских принадлежностей ложится на плечи родителей, напоминает российские школы. Даже 1 Сентября в Израиле, в отличие от многих других стран, тоже первый день учебного года. А в чем отличия?
12 лет за партой
Отличий на самом деле немало. Школа начинается с 6 лет, при этом можно пойти и в 5 лет и 9 месяцев, к примеру, но многие родители предпочтут еще год водить ребёнка в детский сад. Старшая группа детсада не только обязательна к посещению, но и достаточно затратное, по сравнению со школой, удовольствие. Заканчивается школа в 16 или в 18 лет, а дальше — армия.
В начальных классах дети проводят 6 лет, с 1 по 6 класс, вернее, с Алефа по Вав: год обучения обозначается буквой, а вот параллельным классам присваивают цифры: Алеф 1, Алеф 2 и так далее. В классе может быть до 40 человек, малая наполняемость — около 25, это хорошо для детей, но может указывать на низкую популярность школы. Школы при этом называются не по номерам, а по именам известных людей, чаще всего тех, в честь которых назвали район или улицу, где стоит учреждение.
Поступают в школу так же, как и в России: экзаменов и тестов нет, и выбирать образовательное учреждение можно только из тех, которые относятся к месту проживания. Поэтому в Израиле, как, например, в США, популярны переезды перед началом обучения ребёнка в школе в более престижный район с хорошей школой.
Образование оплачивается государством. Однако школьная форма, спортивный костюм, все-все учебники, тетради, ручки, страховка ребёнка и экскурсии закупаются и финансируются родителями. При этом есть специальная годовая норма, выше которой траты не могут быть затребованы администрацией (деньги сдают в школе ежемесячно). В среднем сумма максимума затрат на одного школьника — около 15-20 000 рублей, но сколько точно надо сдавать, зависит от местной инициативы. Часто и школа, и родители успешно экономят. Где-то закупают учебники оптом, в каких-то школах можно взять пособия в библиотеке на год. Спортивная форма и вовсе оказывается часто не нужна: в благоприятном климате дети часто из дома выходят в спортивных брюках, легинсах и кроссовках, и в день физкультуры не переодеваются.
Единственное обязательное требование к школьной форме во всех государственных школах: однотонный верх со школьной эмблемой. Где-то требуют только светлые футболки или конкретного цвета на каждый день, где-то можно использовать любые оттенки, но без смешения цветов. Нет условий по вырезу воротничка, пуговицам или ношению футболки поверх рубашки. Старшеклассницы умудряются использовать в качестве школьной формы мини-майки гламурного вида, получая замечания от учителей. Хотя формально однотонность и наличие эмблемы — единственное правило.
На праздники, кстати, футболка нужна белая. Но все с тем же школьным логотипом, который в магазинах одежды при покупке футболки наносят бесплатно. Низ — любой, хоть джинсы, хоть юбка в бантиках.
Кроме учебников, канцелярии и одежды родители оплачивают еще и еду: в школе горячих обедов не подают, при этом то, что приносят дети с собой в ланчбоксах, должно соответствовать принципам здорового питания и, желательно, кашрута, свода правил о питании в иудаизме. А пить надо воду, никакой колы или соков. В средней и старшей школе (а обучение на трех этапах проводится в различных зданиях) можно купить сэндвич с куриной грудкой, салатом и цельнозерновым хлебом и диетический напиток в школьном киоске. Израиль — за здоровое питание для школьников, это государственная политика. Кола и чипсы — дома.
Обучение в начальной школе кажется расслабленным: бывшие россияне нередко жалуются, что на вопросы «Что вы сегодня делали?» дети отвечают — раскрашивали, пели, играли. И так годами. Хотя при этом в набор учебных предметов входят чтение и письмо на иврите, Тора, математика, английский, физкультура, искусство, музыка, естествознание (основы биологии, ботаники, физики и химии). К окончанию начальной школы дети умеют читать, писать, пользуются английским и дважды в год приносят домой аттестаты с отметками. В середине начального этапа в программу добавляют историю и географию, а еще с первого же года есть дополнительные предметы на выбор преподавателя: можно изучать робототехнику, фокусы и цирковое искусство, хореографию…
В пятом классе дополнительными предметами у нас стали ритмика и жонглирование. Как-то раз мы пошли в китайский цирк, где все желающие могли попробовать походить на ходулях, повертеть тарелки на палочках, как настоящие артисты, и сын удивительно ловко начал двумя короткими палочками управлять одной длинной, поддерживать ее в воздухе, всячески катать и вертеть. Я начала вспоминать, не было ли у нас в родословной циркачей, тут-то и выяснилось, что именно такими штуками они жонглируют в школе.
При этом в первом классе дополнительным было драматическое искусство (любимый предмет!), во втором — курс юного ветеринара: каждую неделю новое животное «на потрогать» (бедные звери!), а в третьем — освоение фокусов. У детей были специальные секретные папки, и каждую неделю нам гордо демонстрировался новый фокус.
Изучение Торы входит в обязательную школьную программу, Израиль достаточно религиозная страна. Даже школьные каникулы, за исключением двух месяцев летом, приурочены к религиозным праздникам.
Домашних заданий немного, основные цели вводных курсов — социализация и раскрытие потенциала ребёнка, обучение самостоятельно мыслить. При этом некоторые родители уже на данном этапе берут репетиторов: после второго класса проводится отбор одаренных детей на обучение по специальной программе. Первый этап проходят 1-1,5% всех школьников, всего этапов два. Зато если в городе нет школы для обучения более сильных учеников (чаще всего — математиков), то муниципалитет обеспечивает возможность преподавания для одаренных на базе обычных школ. При этом фактически разделения на «сильных» и «слабых» детей на начальном этапе нет, он начинается в средней школе.
Право изучать химию надо заслужить
С 12 до 15-16 лет ученики посещают так называемую «промежуточную» школу, аналог средней ступени. Здесь готовят к новым формам обучения, намного более высоким требованиям следующего этапа — тихона, старших классов, или профессиональных колледжей. Немало школьников только на этом этапе начинают понимать, что значит учиться всерьез.
Классы по основным предметам уже делят на 2-3 группы в зависимости от успеваемости. Отметки при этом выставляют по 100-балльной системе на основании письменных тестов: к доске вызывать не принято.
К обязательным предметам добавляются еще один иностранный язык, как правило, арабский, русский или французский, и литература. А вот изучать химию, биологию или физику отдельно от естествознания полагается только хорошо успевающим ученикам, остальные довольствуются базовой информацией. Одаренным детям доступно многое, так же, как и особым: в стране есть несколько вариантов специального образования для тех, кому трудно адаптироваться к школьной программе. Перевод осуществляют только по желанию родителей, если есть направление от медико-социальной комиссии. На этом этапе уже можно выбирать любую школу вне зависимости от места жительства.
В зависимости от школы дети или впервые сталкиваются с учителями-предметниками, или уже знакомы с ними с первого класса: администрация сама решает, будет ли классный педагог вести все уроки или необходимы отдельные преподаватели. Но в любом случае к смене учителя дети привыкают с самого начала: каждые два года основной преподаватель в начальной школе меняется. Это необязательное, но очень распространенное явление: многие специализируются на годах обучения детей. Играет роль и то, что учительские профсоюзы предлагают годичный оплачиваемый отпуск для преподавателей после каждых двух лет (можно взять деньгами).
Старшие классы: сколько нужно ехид?
В старших классах ученики выбирают направление обучения. Можно изучать иностранные языки, химию, физику, биологию, музыку, биотехнологии, физмат, дизайн, криминалистику, психологию, экономику и т. д. Можно вместе со школьным дипломом получить сертификат по туристическому сервису или бухгалтерии. Но все это — в рамках программы предметов, необходимых для аттестата о школьном образовании.
Основные предметы, изучаемый в старших классах для аттестата, подразделяются на уровни в зависимости от количества единиц, «ехид». Чтобы стать обладателем аттестата, надо накопить от 21 ехиды. 16 дадут обязательные предметы: изучение математики, английского, иврита, литературы, Танаха (Священного Писания), истории, естествознания. На выбор надо «добрать» еще как минимум 5 единиц, а чем больше — тем лучше. Но изучать большее количество наук по-прежнему разрешат далеко не каждому.
При этом английский язык и математика — предметы для израильских школ особые. Их можно учить на трех уровнях, получая, соответственно, 3, 4 или 5 ехид. С тремя ехидами можно закончить школу с аттестатом, но в большинство ВУЗов путь будет закрыт. Пять единиц по математике, усложненное обучение с высокими итоговыми показателями, приравнивается к 1-2 курсу технических ВУЗов России. Как правило, для показателя в 4-5 ехид приходится заниматься с репетитором.
По статистическим данным, сдавать экзамены для аттестата зрелости (багрута) решают примерно 75% школьников, а успешно сдают около 45%.
Сами школы подразделяются на образовательные, профессиональные и универсальные (смешанного типа) в зависимости от предлагаемого набора дополнительных предметов. Еще в старших классах при желании можно выбрать школу с академическим уклоном, углубленным преподаванием искусства или профессиональной подготовкой — аналоги гимназий и колледжей. Обучение в таких случаях частично оплачивается родителями. В некоторых школах можно учиться еще и в 13-14 классе, как правило, получая сертификат техника или младшего инженера, или продолжить образование до получения первой академической степени.
Аттестационные экзамены проводятся в 11-12 классе, однако пересдавать их можно и после окончания школы, и после армии бессчетное количество раз. С одной стороны, это хорошо, с другой, по мнению родителей, расслабляет школьников перед экзаменами. А в армии выпускники взрослеют, планы по пересдаче откладываются, а потом и знания теряются.
Такова государственная система обучения в Израиле: в государственных школах учатся около 70% детей. Есть религиозные школы с государственной программой, занятия в них длятся на час дольше (до 14 часов) из-за обязательного изучения основ, истории религии, но общая программа точно такая же. Есть школы арабские, с преподаванием на арабском языке, и двуязычные, для смешанного контингента детей.
Есть еще несколько типов школ: частные академические, с углубленными государственными программами и своей методикой преподавания, чаще всего — школы-интернаты (20%), частные вальдорфские заведения и ортодоксальные (около 5%), где программа обучения отлична от общей, а сами классы раздельные для мальчиков и девочек. Эти школы оплачиваются за счет родителей или общины.
Израиль — страна равных возможностей, но, как утверждают родители школьников, за эти возможности надо бороться. Расслабленный процесс обучения в младших классах компенсируется высокими требованиями к выпускникам, хотя, если нет желания видеть сына среди лучших математиков или дочь студенткой ВУЗа, можно не стремиться к повышенному количеству ехид и не нанимать репетиторов. Никто не осудит.