Страхи у малыша раннего возраста

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Малыш в семье — любимый ребёнок, которого холят и лелеют родители. Они с радостью и удовольствием наблюдают за его развитием и взрослением, не забывая при этом воспитывать и создавать для него условия. Однако детская психология такова, что страхи у детей могут появиться независимо от того, в каких условиях растет ребёнок — благополучным ли является эмоциональный фон в семье или нет. В таком случае родители, которые являются очень ответственными и понимают, что воспитание в семье и отношение к малышу влияет на его психическое развитие, задаются вопросами: «Какие ошибки мы совершаем? Ребёнок растет в любви и понимании, у него не было психологических травм, почему он боится?». Куда уходят корни подобных страхов? Как правильно относиться родителям к тревогам маленького ребёнка? Ответы и практические рекомендации можно узнать из данной статьи.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Психология развития малыша 2-3 лет

Психология развития малыша 2-3 лет

Страхи у детей в 2-3 года имеют свою специфику. Чаще всего ребёнок в этом возрасте испытывает тревогу в отношении нескольких ситуаций:

  • общение с незнакомыми людьми и другими детьми;
  • знакомство с родственниками;
  • необходимость привыкать к новой среде — детский сад, группа развивающих занятий;
  • темнота, одиночество;
  • врачи;
  • животные.

Ребёнок в этом возрасте вступает в жизненный период, когда он активно познает мир. Он интересуется всем, что находится вокруг него. Так, малыш уже все реже пытается попробовать на вкус окружающие предметы и все чаще стремится взаимодействовать с ними. Дети в этом возрасте очень любят прогулки, обладают большим количеством жизненной энергии, иногда родителям очень трудно уложить их спать или заставить делать то, что нужно — ребёнок активно сопротивляется правилам, требованиям и установкам. Причиной тому — кризис трех лет, когда дети активно осваивают свою самостоятельность, в первый раз пытаются почувствовать себя отдельно от матери и отца. Какое место в системе взросления в раннем возрасте занимает страх? Его наличие имеет причину:

У ребёнка был отрицательный опыт. Так бывает, если малыш попал в ситуацию, в которой сильно испугался — оказался в опасной близости рядом с собакой, первый раз искупался в озере, и ему это не понравилось, кто-то взрослый — воспитатель или родственник — отругал его, наказал, накричал. Так ребёнок первый раз жизни получает опыт, который с одной стороны является для него травмирующим, потому что он может испытывать много непонятных чувств, таких, как тревога, боль, страх, а с другой стороны необходимым и полезным, потому что в детской психике вырабатываются реакции и стратегии поведения.

Если мать и отец понимают, что страх у ребёнка вызван травмирующей ситуацией, они должны оказать малышу поддержку. Как это сделать? Спокойно поговорить с ребёнком, ласково, заботливо отнестись к нему, объяснить, что бояться нечего — собака просто была большая, она не хотела напугать малыша, вода в озере не опасна, если рядом находится близкий человек, а строгая воспитательница испугалась за ребёнка или была недовольна его поведением, поэтому отругала его. Родитель должен обязательно проговорить все это вслух, даже если у него нет уверенности в том, что малыш поймет. Такая информация обязательно останется в памяти у ребёнка, кроме того, он будет знать, что страх не обязательно держать в себе, о нем можно говорить. Наряду с беседой будет хорошо, если родители предложат ребёнку порисовать — пусть каждый нарисует свой страх, поговорит о нем, познакомится с ним, представит, как шутку. Подобные действия снимают тревогу и напряжение и позволяют посмотреть на ситуацию с другой стороны. Если страх становится патологическим — малыш не хочет спать один, просыпается по ночам, кричит, отказывается выходить из дома — необходимо показать ребёнка детскому психологу.

Привычка «цепляться» за мать

Иногда родители считают, что ребёнок боится оставаться один, когда он постоянно цепляется за мать — ни на шаг не отпускает от себя. По этой причине родители не могут записать малыша в детский сад, мама оказывается 24 часа «привязанной» к нему. Причиной такого поведения ребёнка не всегда выступает страх оставаться в одиночестве или потерять мать. В раннем возрасте быть привязанным к родителям — это нормально. Возможно, для того, чтобы малыш стал более самостоятельным и не боялся окружающего мира и людей, взрослым стоит усилить эмоциональный контакт с ним — больше общаться и играть. Тогда он, «напитанный» родительским вниманием, перестанет слишком тревожиться, если окажется в новой ситуации.

Ошибки родителей

Ошибки родителей

Страхи у детей в раннем возрасте могут проявляться как следствие психологической травмы или же быть поведенческими реакциями, которые не требуют вмешательства специалиста, а говорят лишь о том, что ребёнку не хватает внимания матери и отца со стороны. Что нельзя делать родителям, когда они видят что ребёнок чего-то боится?

  • Ругать и смеяться.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Специально создавать условия стрессовой ситуации, чтобы малыш перестал бояться.

Страх ребёнка — одно из первых чувств, которое нуждается в рассмотрении, принятии и уважении. В большинстве случаев заботливое отношение родителей приводит к тому, что дети успокаиваются и перестают тревожиться.

Рекомендации матери и отцу

Мать и отец могут, сами того не желая, провоцировать развитие страха у ребёнка в раннем возрасте. Когда малыш только знакомится с окружающим миром, ему для того, чтобы понять назначение предметов, процессы, с которыми он сталкивается, необходимо объяснение и поддержка взрослых. Когда родители чрезмерно эмоционально реагируют на все, с чем знакомится ребёнок, он, наблюдая за их реакциями, составляет собственное мнение о жизни, отношениях, вещах. Замечено, что у тревожных родителей растут тревожные, боязливые дети. Когда мать и отец сами переполнены страхами, ребёнок начинает чувствовать то же самое, ведь у него кроме родителей нет другого примера перед глазами, как вести себя в этом мире.

Также взрослые вызывают в ребёнке чувство страха, когда у них есть привычка давать оценку и предостережение всему, с чем он сталкивается. «Не подходи», «Не трогай», «Не бегай», «Упадешь», «Поранишься» — если ребёнок постоянно получает такой прогноз, то, в скором времени он начнет бояться всего, с чем соприкасается. Ведь посыл родителей звучит так: все, что ты видишь, опасно, может навредить тебе.

Поэтому взрослым, прежде чем анализировать детский страх, вести ребёнка к психологу, необходимо оценить свое отношение к взрослению ребёнка, окружающему миру и понять, какие страхи имеют они сами. В большинстве случаев эмоциональное состояние детей налаживается, когда родители чувствуют себя спокойными, счастливыми и удовлетворенными.

Читайте также

Нужны ли маленьким детям развивающие кружки?
Плюсы и минусы занятий в развивающих кружках для детей.
Бесплатные лекарства для детей: на что можно рассчитывать?
Не все родители знают, что детям раннего возраста для лечения и профилактики многих патологий положены бесплатные лекарства.
Подготовка детей к школе: советы родителям
Дети должны быть готовы к школе не только интеллектуально, но и психологически.
Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?
Родители воспитывают детей, желая добиться их послушания. Как правильно взаимодействовать с ребенком в раннем и дошкольном возрасте, чтобы он выполнял требования родителей?
Наркоз при лечении зубов у детей: кому можно и нельзя
Дети на уровне подсознания даже в раннем возрасте боятся стоматологов. Этот страх осложняет лечение и иногда требует наркоза.
Агрессия у малыша: принять или бороться?
Детская агрессия – довольно распространенное явление. Как научить малыша взаимодействовать с другими людьми и контролировать эмоции?
Опубликовано 17.07.2019 12:29, обновлено 17.04.2020 18:08
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста / Андреева А.С. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области 2016
Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста / Авдеенко А.С. // Педиатрический вестник Южного Урала 2016
Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста / Токарева Е. Н., Рычкова Л. С. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. ВАК. 2011
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.