От самой первой улыбки до первых попыток ходить родители с гордостью наблюдают, как малыш преодолевает один этап развития за другим и испытывают радость. А потом ребёнок вдруг превращается в создание, которое способно обсасывать камни и подбирать мусор на улице, засовывая его в рот, биться головой об стенку или трогать свои интимные части в общественных местах. Естественно, родители волнуются: являются ли такие привычки нормальной частью развития или же пора начинать беспокоиться? В большинстве случаев эти и другие проявления — способы исследовать мир, самоуспокаиваться и пытаться контролировать ситуацию. Однако стоит знать, почему они появляются, когда проходят и в каких ситуациях считаются частью симптомокомплекса нарушения в развитии детей.
Приемы самоуспокоения у малышей
Это не такое редкое явление — малыш, пытающийся успокоить себя самостоятельно, причем не вполне привычными для взрослого мира способами. К различным приемам самоуспокоения относится сосание пальцев (одного, двух, кто как привык), пустышки, обгрызание ногтей, засовывание в рот и «обмусоливание» частей одежды, игрушек, уголка одеяла и прочих предметов, которым не место во рту.
Палец или соска во рту выглядят довольно мило и гармонично в грудничковом периоде, но теряют свое очарование с ростом детей. И чем старше ребёнок, тем больше претензий может возникнуть у детского стоматолога из-за деформации зубов, вызванной привычкой сосать пальцы и предметы.
Помимо пальцев и достаточно чистых домашних предметов в возрасте от 12 до 24 месяцев в рот также могут попадать выдранные из придверного коврика нитки, окурки, кусочки кирпичей, еда домашних животных и прочие не вполне пригодные для обсасывания вещи. Это, как ни странно, нормальное явление, хотя попадание грязи в ротовую полость надо избегать. Малыши, несмотря на свою репутацию привередливых едоков, тянут в рот все вокруг для исследования.
Еще один из методов, который дети используют при скуке, усталости или плохом настроении — раскачивание тела. Ритмичные движения корпусом назад и вперед помогают расслабиться и переключить внимание, напоминая о пребывании внутри маминого живота в период вынашивания и укачивании на руках или в кроватке в младенчестве. Этот нормальный и приемлемый способ порой дополняется или трансформируется в ритмичное постукивание головой об стенку, ограждение кроватки, пол. Наблюдать это действие довольно сложно: несмотря на то, что практически не зафиксировано случаев, когда малыш наносил себе подобным образом какой-либо вред, родители опасаются за травмы и последствия и прикрепляют мягкую обивку на кроватку или кладут коврик на пол, что вполне разумно.
Как правило, ситуативные проявления таких методов самоуспокоения проходят не позднее 3-х лет.
Когда привычки становятся тревожным знаком?
- Раскачивание тела в течение длительного времени со слабо выраженной реакцией на попытки отвлечь.
- Сильные удары головой об стену, выраженная самоагрессия.
- Поедание несъедобных предметов, особенно в сочетании с такими признаками, как отставание в речевом развитии, нарушение контакта с родителями и другими детьми в семье.
Ритуал, привычка или «одержимость»?
Малыш, точно также, как и его родители и другие представители мира взрослых людей, может иметь свои предпочтения и ритуалы, помогая себе обретать уверенность определенной последовательностью событий и знанием, что будет потом. Так что это вполне естественно для ребёнка одного-двух лет: требовать соблюдения определенных ежедневных рутин, например, пить только яблочный сок после завтрака или обязательно составлять все вагончики по порядку перед сном. И зачастую достаточно крошечного нарушения ритуала, например, попытки вытереть кроху после вечерней ванны полотенцем не того цвета, чтобы расстройство перешло в большое негодование и бурную истерику.
Часто это просто временное явление, усиливающееся во время изменений в привычном режиме дня, при вечерней усталости или начале заболевания. Нет никаких тревожных признаков в том, что малыш привык усаживать игрушки в определенной последовательности у кровати и требует не трогать их до утра.
Когда ритуалы становятся тревожным знаком?
- Ритуалы настолько занимают ребёнка, что это мешает еде, сну и другим занятиям.
- Игрушки и прочие предметы располагаются в определенном порядке, но ребёнок не играет с ними как-либо иначе в течение дня.
- Любые навязчивые ритуалы в сочетании с низкими, не соответствующими возрастной норме коммуникативными навыками. Кажется, что ребёнок живет в своем замкнутом мире.
Исследование своего тела и тревожность родителей
Давайте говорить честно: малыши способны залезать пальцами и трогать руками все, что есть на их теле (и телах других людей). Ребёнок, ковыряющийся в носу, — самое распространенное зрелище. Выкапывание различных носовых сокровищ и избавление от щекотки в сочетании с забавными ощущениями привлекает миллионы крошечных пальцев в носовые проходы. Что же делать?
Поощрять малыша использовать носовые платки и салфетки, следить за влажностью воздуха в доме, чтобы предотвращать появление корочек на слизистой, приучать промывать нос водой и… не беспокоиться. Прививание хороших манер — единственное, что может тревожить взрослого в подобной ситуации.
Также естественно, хотя взрослые зачастую с этим и не согласны, для малышей исследование и прикосновение к своим интимным частям тела. Большинство детей быстро проходит этот этап и забывает до подросткового возраста, однако довольно значительная часть малышей получает приятные ощущения от прикосновений и старается их повторить.
Если педиатр уверяет, что у ребёнка нет признаков аллергических реакций, раздражения, воспалительных процессов на половых органах, вызывающих зуд и желание прикасаться, то основной метод — объяснить малышу: такие прикосновения не должны происходить в присутствии других людей и в общественных местах. Возможно, увеличение физической активности также успешно отвлечет ребёнка и даст родителям возможность не беспокоиться о «дурной» привычке.
Когда привычки прикосновений становятся тревожным знаком?
- Если ребёнок слишком увлечен касаниями частей своего тела в ущерб другим занятиям — играм, прогулкам, чтению, необходимо обратиться к специалисту.