О телемедицине в России говорят давно. Обсуждают законы, рекомендации, вероятные проблемы. Что-то с места сдвигается, в чем-то «воз и ныне там». Есть основания надеяться, что пандемия, внезапно обрушившаяся на мир, придаст ускорение развитию удаленной медицины. Потому что карантин и режим самоизоляции, остановка работы в плановом режиме медучреждений заставили задуматься о том, что время телемедицины уже наступило. Причем давно, но не все это заметили.
Тем не менее, при всех очевидных плюсах дистанционной медицинской помощи, у этого направления есть и весьма существенные минусы. Обо всем этом и предлагает поговорить сегодня MedAboutme.
Что такое телемедицина?
Хотя термин довольно давно на слуху, далеко не все могут уверенно ответить на этот вопрос и «путаются в показаниях». Давайте попробуем разобраться.
В привычном нам алгоритме взаимодействия с врачом обязательно присутствует личный контакт, причем не только с собственно лечащим специалистом, но и еще с целой армией медицинских работников. Мы записываемся на прием, приходим в клинику, сидим в очереди, иногда только для того, чтобы получить пачку направлений на анализы и исследования. Обходим кабинеты и лаборатории, а потом еще идем, чтобы узнать результаты анализов и получить дальнейшие назначения и направления. Все это связано с сидением в очередях, потерей времени и риском подхватить любую инфекцию со стороны пациента, и с огромными накладными расходами со стороны медицинского учреждения.
При современном технологическом уровне 80% всего перечисленного выше не требует в действительности присутствия пациента и его личной встречи с врачом. Почти все можно сделать удаленно — по телефону или с помощью интернета.
Более того: применение новых медицинских технологий по многих случаях может избавить больного даже от личной сдачи анализов в лаборатории. Портативные телеметрические устройства могут передавать медицинскому учреждению исчерпывающие сведения о состоянии пациента практически круглосуточно, если это необходимо. На основании массива данных больной может получать рекомендации врача — тоже удаленно, или быть госпитализирован, если его состояние этого потребует.
В условиях повышенной опасности передачи опасных инфекций это актуально для всех, а для определенной категории граждан такой подход открывает новые возможности и в условиях, не осложненных пандемией. Речь идет о людях с ограниченными возможностями, с хроническими заболеваниями, с ослабленной иммунной системой и другими проблемами.
Однако, по мнению специалистов, первичный прием должен происходить в обычном режиме — в кабинете врача, с личным контактом. Хотя и здесь возможны варианты. Например, при появлении тревожащих симптомов дистанционная консультация поможет выяснить, требуется ли очный прием.
Достоинства телемедицины
Среди очевидных плюсов — возможность получать врачебную консультацию в тех случаях, когда личный визит затруднен по разным причинам. Среди которых может быть географическая удаленность от врачей вообще, и от узких специалистов — в частности. В условиях нашей страны с ее расстояниями и не самым удовлетворительным состоянием медицины в отдаленных районах, это весьма актуально.
- Хронические больные могут получать консультацию лечащего врача, не посещая клинику. Это относится и к беременным женщинам.
- Узнать результаты анализов вполне можно удаленно, получив файлы по почте, в мессенджере или специальной программе.
- Точно так же можно получать рецепты на постоянно принимаемые лекарства, корректировать дозировку, если возникает необходимость.

Консалтинговая компания RAND несколько лет назад проводила анкетирование родителей детей и подростков, которым требуется специализированное лечение. Все они высказали мнение о несомненной пользе телемедицины, но только как дополнения, а не замены обычной системы взаимодействия с врачом.
Респонденты считают, что удаленная консультация может быть полезной для определения срочности личного визита, подбора специалиста, уточнения рекомендаций или для обучения приемам оказания помощи.
При этом все отвечавшие отметили важность таких моментов, как надежность системы планирования контакта со специалистом-медиком, скорость ответа, возможность непрерывного лечения у избранного врача, гарантии безопасности личных данных.
Вот что говорит о современной телемедицине в педиатрии Жанна Дорош, главный врач клиники, предоставляющей услуги дистанционных консультаций и лечения.

Задача телемедицины — давать рекомендации. Для установления диагноза необходим очный прием. При первичном визите родители могут заключить договор о дальнейшем использовании телекоммуникаций для получения консультаций и другого взаимодействия. Для этого предлагается специальная система, устанавливаемая на смартфон. Система позволяет загружать необходимые файлы и гарантирует их сохранность и неприкосновенность.
Общение может происходить как по инициативе родителей пациента, так и врача, если он видит в этом необходимость. По согласованию с пациентом и доктором назначается время консультации, за 5 минут до ее начала на устройства связи врача и пациента приходит оповещение-напоминание.
Такая форма взаимодействия позволяет быстро получать консультацию без личного визита в клинику, в удобное время, без проволочек и длительного ожидания приема.
Хорошо? Отлично!
Но, как всегда, есть и темные стороны удаленной медицины.
Минусы педиатрии «на удаленке»
При дистанционной консультации врач вынужден полагаться на данные, предоставляемые пациентом или теми, кто за ним ухаживает. Во многих случаях эта информация оказывается недостаточно четкой и полной. От врача же требуется максимально точные и безошибочные рекомендации и ответы. Это возможно не всегда при неполных данных, сообщаемых пациентом.
Невозможность обследования при дистанционном приеме нередко приводит к назначению лекарств «с перестраховкой».

Мы проанализировали большой массив медицинских рекомендаций, выданных при дистанционном приеме, посещении клиники неотложной помощи и при личном визите к врачу детей с признаками респираторного заболевания.
Оказалось, что при удаленной консультации врач с большей вероятностью даст рецепт на антибиотики, чем при личной встрече.
Разница довольно велика: если при личном визите антибиотики назначались в 31% случаев, удаленный прием заканчивался выдачей рецепта на антибиотики более чем в 50% случаев.
Прием в клинике неотложной помощи по этому показателю находится примерно посередине: 42% обратившихся получали рекомендации принимать антибиотики.
При дистанционном приеме чаще регистрировались нарушения рекомендаций по минимизации риска побочных действий лекарства. В большинстве случаев имело место назначение антибиотиков для лечения гриппа, который такими средствами вылечить нельзя.
Удобство и скорость получения помощи — не причина жертвовать безопасностью пациентов и качеством лечения.
Есть и другие «факторы риска». Часть из них связана с юридической стороной вопроса: услуги телемедицины должны оказываться только в рамках закона, и обеспечивать надежную защиту персональных данных.
Поэтому прежде чем соглашаться на получение онлайн-консультации, пользователям следует убедиться в соответствии платформы требованиям информационной безопасности. Консультации, оказываемые в Skype, Zoom или WhatsApp этому требованию не соответствуют. Клиники, предлагающие такую форму взаимодействия, действуют вне рамок закона.
Новое время диктует новые условия, это относится и к медицине в целом, и к педиатрии в частности. Придется привыкать и перестраиваться, оставаясь осмотрительными и осторожными. Удаленная медицинская помощь пока еще кажется чем-то экзотическим в нашей огромной стране, где еще и интернет не везде есть. Тем важнее развивать новые направления для того, чтобы каждый ребёнок, где бы он ни жил, мог получать своевременную и качественную медицинскую помощь.