Несмотря на ошибочное мнение о том, что школа утратила свои лидирующие позиции в адаптационном процессе приобщения ребёнка к общественной жизни, и все большую роль в вовлечении во взрослую жизнь играет телевидение и всемирная сеть, в реальности дело обстоит совсем не так. Ребёнок ходит в школу не потому, что так решило правительство, или посчитали нужным его родители, а потому что школа во все времена являлась важнейшим инструментом социализации личности и служила для получения необходимых знаний. Багаж сведений, которые малыш начинает получать с момента поступления, и вплоть до выпускного бала — не только фактические данные, но и умение находиться в коллективе.
Что делать, если ребёнок отказывается учиться?
Получение общеобразовательных знаний в школе часто сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с нежеланием ребёнка учиться, принимать участие в процессе получения знаний, искать ответы на вопросы, которые ему пытаются задавать. Во многом эти проблемы связаны с тем, что обучение проводится одновременно с совершенно разными типами личности, и у педагога нет возможности искать мотивацию для каждого доминантного, или инертного типа. Мотивация может инициировать творческую и образовательную активность усредненного понятия — ученик. Но она действует на большую часть сидящих в классе детей, при этом она может быть одинаково безуспешна и у гиперактивного, и развитого ребёнка, и у того, кому в детстве не уделялось достаточно внимания.
В первом случае отсутствие желание учиться рождено сознанием того, что ему не уделяют столько внимания, сколько он, по выработанному в нем стереотипу, заслуживает. Во втором проблема возникает из-за отсутствия выработанной способности откликаться на мотивацию, обычную для малыша со средним уровнем развития. Во многом разрешение проблемы зависит от педагога и от того, насколько он готов применять в своем уроке различные способы заинтересовать аудиторию, внедрять новые формы, использовать наглядные материалы, от методических пособий до слайдов с ноутбука. Немаловажное значение имеет и преподаваемый предмет, и способность учителя убедить в его важности и пробудить к нему интерес, и правильно и доступно изложить учебный материал, чтобы ученик мог его понять.
Чем меньше ребёнок понимает в излагаемом материале, тем менее интересным становится для него предмет. Неслучайно физика и химия проводятся с демонстрацией опытов, а природоведение — с экскурсиями на природу. Непонимание предмета приводит к чувству собственной несостоятельности, которое здоровая личность пытается отвергать, убеждая себя и окружающих в отсутствии интереса к уроку, и нежелании его усваивать. Отсюда и рождается нежелание изучать предмет, со временем переходящее в категорический отказ усваивать любые знания. Только с помощью определенной мотивации можно воздействовать на взрослую и сформированную личность. Нуждаемость ребёнка в ней в разы больше. Если не получается мотивировать его в достаточной мере в школе, к этому должны, несомненно, приступить родители.
Способы мотивации ребёнка
Со времен появления человечества, мотивация, как способ побуждения, не приобрела никаких существенно новых способов. Это все те же кнут и пряник, с помощью которых любящие родители в состоянии умело управлять своим малышом. Тактически оправданно дозируя ласку и угрозу, лишение благ и поощрение, можно добиться многого. Вербальная и физическая ласка, которой не должно быть меньше, чем физических негативных воздействий и неодобрения, способна придать побудительный импульс, более сильный, чем страх наказания, побоев или нотаций. Но и в применении наказания, в виде лишения любимого занятия или лакомства, тоже должна быть разумная уверенность, иначе они вызовут нежелание вновь заработать на это право, а озлобленность и сознательный отказ.
Только педагог может приобщить ребёнка к участию в общественной жизни. Для этого, возможно, придется видоизменить привычную форму изложения, и разнообразить способы донесения своих знаний. У родителей способов заставить учить уроки куда больше. Кнут — физическое наказание, которое редко приносит результаты, лишение компьютера или любимой еды, отказ в обещанной ранее игрушке или развлечении, которое предстояло, прогулке с друзьями и сидении за компьютером, намного эффективнее. Пряник — родительская любовь, вербальная и физическая ласка, которую ценит любой ученик. Не осознание собственной исключительности, но знание того, что родители его любят и верят в него, приносит свои плоды.
Влияет ли наличие брата или сестры на успеваемость ребёнка в школе?
Наличие второго и третьего ребёнка в семье — не всегда стимул для учебы. Существует множество примеров тому, как младший брат отказывается учиться, потому что старший учится хорошо, и все ставят его в пример. В то же время, есть много примеров, когда старший брат может заинтересовать младшего в каком-то определенном уроке и привить ему желание заниматься тем же предметом. Иногда старшая сестра учится плохо, а младшая, в противовес ей — хорошо, но это не значит, что плохой пример стал хорошим побудительным импульсом. Вероятнее всего, это средство привлечь внимание родителей, заслужить ласку, которой, возможно, были лишены оба ребёнка. Или же играют роль природные способности.
Не стоит сравнивать детей и указывать одному на ошибки или достижения другого. Любой ребёнок неповторим и обладает собственной индивидуальностью, и не всегда поставленный в пример одноклассник может стать способом приобщить к учебе, а отсутствие хорошего примера — как раз наоборот, иногда может. Если речь идет о том, как педагог может побудить к получению знаний — это вопрос его профессиональной пригодности. Родители обладают для этого более мощными инструментами — родительской любовью, духовным и физическим родством. Этим, и только этим они должны руководствоваться, выбирая способ воспитания, и средства мотивации своих детей. Не стоит забывать и о том, что ребёнок не всегда способен контролировать свои эмоции, и, достигнув определенного успеха, вряд ли устоит похвалиться им перед сестрой или братом, неосознанно ранив при этом чувства родственника. Именно поэтому родителям важно приложить все усилия и создать в семье теплую атмосферу взаимоуважения и ценности друг друга.