Когда человек умеет писать и обладает уже огромным опытом в этом занятии, он просто не задумывается, как это делается. Другое дело — маленькие дети: для них это неизведанная территория. Умение писать всегда дается малышам непросто. Это, пожалуй, один из тех навыков, для получения которого необходимо приложить максимальные усилия.
Успех в обучении во многом зависит от того, понимают ли сами родители те сложности, с которыми сталкивается их ребёнок. Готовы ли они к кропотливым, требующим терпения и внимания занятиям?
Как мотивировать детей к занятию письмом
Дети, особенно в раннем возрасте, наиболее охотно занимаются тем, что имеет игровую форму. Так им легче воспринимать новые знания и осваивать непривычные навыки. Ведь работа в такой форме вызывает у них не скуку и усталость, а настоящее удовольствие.
Гармоничное развитие ребёнка невозможно без обучения его письму. Часто взрослые торопятся с формированием данного навыка, поскольку модный тренд последних лет — это обучение совсем крохотных малышей самым разным «взрослым» премудростям. Это могут быть иностранные языки, балетные па, раннее чтение и письмо. Как правило, такие мамы, следующие модным тенденциям, озабочены в первую очередь собой и своим реноме среди других «продвинутых» родителей.
Между тем, во главу угла следует ставить интересы самого ребёнка. Принуждение его к занятию письмом только на основании того, что в семье знакомых малыш уже начал освоение каллиграфии, ни к чему хорошему не приведет. Обучение письму под давлением почти наверняка вызовет у ребёнка обратную реакцию. В дальнейшем столь негативное отношение к учебе может сказаться и при посещении школы.
Поэтому, основное правило — никакого принуждения. При этом учеба должна проходить в легкой, игровой форме. Еще один важный аспект — занятия должны проводить родители. Не рассчитывайте на то, что вы вручите малышу в руки карандаш и тетрадку, а сами отправитесь заниматься повседневными делами. Для успешного развития ребёнка чрезвычайно важно, чтобы с ним активно занимались мама и папа.
Последнее правило из обязательных — практическая мотивация. Иными словами, ребёнку надо показать, какую пользу он сможет извлечь из нового навыка. Скажем, он сможет сам подписать свой шкафчик в детском саду, написать поздравление на открытке для любимой бабушки или самостоятельно составить послание Деду Морозу.
Какие навыки важны для развития ребёнка
Прежде чем взять в руки карандаш, фломастер или ручку и написать свое первое слово, детям предстоит освоить другие важные навыки. Это развитие мелкой и крупной моторики.
Поэтому начальный шаг в процессе обучения письму может быть сделан в самых неожиданных местах — например, на баскетбольной или волейбольной площадке. Игра с мячом развивает мышцы рук, снижает усталость кистей, повышает точность движений. Более того, для укрепления детских ручек и повышения их ловкости прекрасно подойдут даже самые простые движения — например, наполнение ведерка песком при помощи совка.
Мелкую моторику можно тренировать при различных творческих занятиях. Детям нравится рисовать? Так предоставьте им такую возможность. Прежде чем они начнут выводить в тетрадке очертания букв, пусть потренируются рисовать солнышко, цветочек, домик. Похвалите малыша, когда линии получаются твердыми и ровными.
Дарите ему креативные раскраски или рисуйте их самостоятельно: малышам особенно понравится такое участие родителей в его занятиях. Раскрашивание как способ рисования полезен для мелкой моторики, поскольку задача малыша — не выйти за контуры. Это прекрасно тренирует точность движений. Тот же результат достигается при занятиях лепкой из пластилина и при наклеивании аппликаций из бумаги или ткани.
Однако занятия письмом требуют не только точности движений. Предварительное развитие ребёнка должно идти так, чтобы сформировалась хорошая зрительно-двигательная координация. При написании правильной формы букв должно быть плотное взаимодействие кисти и глаз ребёнка.
Сформировать этот навык можно опять-таки в игровой форме. Это могут быть тренировки с мячом — попадание в баскетбольное кольцо, бросок через сетку. В таких играх как раз нужна четкая координация рук и глаз: руки бросают мяч, а глаза отслеживают его полет.
Обучение письму — с чего начать родителям
Только в том случае, когда дети готовы к обучению столь сложному навыку как письмо, следует переходить непосредственно к самим занятиям. Впрочем, иногда малыши сами торопятся и проявляют ранний интерес. Не стоит им препятствовать. Тогда домашние уроки лучше выстроить параллельно — обучение письму, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-двигательной координации.
Обучение непосредственно письму начинается с важного и порой довольно сложного для детей шага — знакомства с буквами. Чтобы научиться писать буквы, надо запомнить, как они выглядят.
Родители должны постараться преподать это задание малышу в максимально увлекательной форме. Так он не будет уставать и не утратит интерес. Написание той или иной буквы можно исследовать не только при работе с бумагой и карандашом. Буквы можно воспроизводить на песке, на посыпанном мукой столе и даже на кусочке колбасы — «написав» букву при помощи кетчупа.
Малыши прекрасно воспринимают буквы, вылепленные и выпеченные из теста. Это и весело, и вкусно. Из таких букв можно выложить, например, имя ребёнка или сделать специальный набор печенья на его день рождения, чтобы устроить познавательную игру для всех приглашенных малышей.
Существует множество способов в игровой форме показать ребёнку буквы и дать возможность легко запомнить их начертание. Особенно эффективны эти методы, если в процессе обучения участвуют и другие члены семьи. В этом случае для развития ребёнка складываются наиболее оптимальные условия.
Детские психологи приветствуют проведение специальных «буквенных дней» — когда на определенную букву в этот день начинаются все приготовленные блюда или когда члены семьи носят одежду того цвета, в названии которой первой фигурирует все та же «главная» буква.
Это несложно, а для ребёнка, который видит сопричастность всех родных, сложный процесс обучения чудесным образом превращается в увлекательнейшую игру.