Детские кружки сейчас занимают важное место в развитии ребёнка. Практически не осталось детей, которые кроме школы не посещают никаких дополнительных занятий. И даже в раннем возрасте, еще до школы многие дети имеют возможность посещать секции и студии. Иногда эти занятия проводятся прямо на базе детского сада. И зачастую успехи ребёнка бывают гораздо более важны для родителей, чем для самого малыша. Как же правильно относиться к детским занятиям?
Успех ребёнка — это стимул к развитию
Почему родители так трепетно относятся к достижениям ребёнка в детских кружках — понятно. Успех — это признак того, что обучение происходит эффективно, что малыш «берет» необходимый жизненный опыт от занятий, осваивает навыки. Ведь именно ради этого он пришел в секцию или студию. Грамоты, медали, присвоенные степени и категории — все это мерило качества занятий и ценности их для ребёнка.
Кроме всего прочего, визуальные результаты являются и для родителей, и для ребёнка своего рода бонусом. Так получается подтверждение того, что усилия были затрачены не напрасно. Ведь когда в расписании жизни семьи появляются детские кружки, трудиться приходится не только малышу — в этом процессе задействуется вся семья. Особенно это актуально, пока длится ранний возраст. Маленький ребёнок сам не сможет добраться до места тренировки, он не может сам подобрать и приобрести необходимое оборудование. Даже просто одеться в специальную одежду, если она потребуется, он может только с помощью взрослого. А значит, придется перестраивать свой график, чтобы обеспечить малышу возможность заниматься, или искать подходящее сопровождение. Неудивительно, что после всего этого хочется увидеть результаты — ради чего были все эти старания.
Детские кружки не должны быть в тягость
Конечно, позитивное подкрепление — это всегда важно. Но не все процессы в развитии ребёнка всегда идут так, как того хочется родителям, и не всегда здесь дело только в его личных качествах или стараниях. Ранний возраст — это такое время, когда чисто физически малышу не доступны многие процессы. Для спорта должны окрепнуть и развиться определенные группы мышц. Для творческих процессов необходимы моторные навыки и определенный эстетический опыт. Для всего этого нужно время, и пока оно не прошло — у ребёнка просто не будет возможность где-то проявиться с большими победами. А результаты обычного течения учебного процесса обычно не так очевидны.
Кроме того, иногда и в самом деле ребёнок не достигает больших успехов по объективным причинам. Не всегда терпение и труд все перетрут, как говорит нам известная поговорка. У ребёнка может просто не оказаться необходимых способностей. Особенно актуально это для серьезных спортивных школ, школ искусства и т. д. Здесь ситуация очень сложна. С одной стороны, чем более ранний возраст будет у ребёнка, когда он начнет обучение, тем больше шансов у него развить свои способности до уровня настоящих побед. Но с другой стороны, при сильных нагрузках на маленького ребёнка велика вероятность, что занятия слишком утомят его, и ему самому уже не в радость будут занятия. Тем более, что разглядеть способности в раннем возрасте возможно не всегда.
Достижения — не самоцель в раннем возрасте
Мотивация ребёнка — вообще отдельная тема для разговора, когда речь заходит о детских кружках. Многие современные родители считают своим долгом любыми силами склонить малыша к тем занятиям, которые им кажутся необходимыми. Ведь это в интересах самого ребёнка. Спорт необходим для поддержания здоровья на должном уровне, а также для тренировки воли к победе. Творческие и интеллектуальные занятия могут стать основой будущей профессиональной успешности ребёнка.
Но жизнь нельзя планировать без учета человеческого фактора, а он непредсказуем. Детские кружки могут быть эффективны и приносить хоть какую-то пользу только тогда, когда ребёнок сам заинтересован в занятиях. Он может в силу раннего возраста подчиниться родительскому «надо», может дать себя уговорить — но правда все равно рано или поздно выплывет наружу. Если малышу занятия не нравятся, если ему приходится ходить туда через силу — успехов не будет даже при очень хороших способностях. Личные склонности ребёнка просто необходимо учитывать, если родители заинтересованы в достижениях.
С другой стороны, отсутствие успехов также не должно стать абсолютным показателем краха и служить стимулом к перемене занятий. Довольно часто бывает так, что ребёнок по-настоящему увлекается каким-либо делом, но до побед ему очень далеко, он сам не очень переживает по этому поводу, так как его больше занимает сам процесс, а не достижения. Но родителям сложно принять такую ситуацию, и они часто принуждают ребёнка бросить любимое дело и искать то, в чем можно достигнуть успеха. Здесь следует вспомнить о цели любых детских кружков — они нужны для того, чтобы ребёнок занимался тем, что ему важно и нужно. Отказ от интересного занятия по принуждению может быть чреват психологической травмой, и на новом месте ребёнок специально не будет даже стараться.
Осторожно: завышенная самооценка
Со сложной психологической проблемой могут столкнуться и родители тех детей, которые уверенно лидируют в течение большого количества времени в своем направлении. Спорт молодеет — мастера спорта нередко еще учатся в школе. Первые олимпиадные занятия иногда предлагаются даже дошкольников. Современные дети имеют больше доступа к ресурсам, чем в свое время могли получить их родители, неудивительно, что успеха добиваются многие. И здесь очень важно не упустить момент, когда победа начинает казаться постоянным и обязательным условием занятий.
Легкие успехи расхолаживают. Если ребёнок привыкает к тому, что он всегда первый и всегда получает признание, он постепенно перестает стараться, а значит, постепенно останавливается развитие. Так постепенно успехи окажутся в прошлом — побеждать будут такие же способные, но при этом упорные и готовые работать. Постоянный победитель может оказаться не готов к такому повороту событий — неожиданное поражение может быть чревато и истерикой, и нервным срывом, так что ребёнку понадобится помощь психолога.
По этой причине родители успешных детей не должны расслабляться. Очень важно постоянно подчеркивать для ребёнка важность именно работы над получением успеха и постоянного самосовершенствования. Также важно изначально давать установку: победа — это важно, но не всегда она может достаться именно тебе. Такая ситуация нормальна, ее нужно принять и сделать выводы на будущее. Но чтобы подобные беседы действительно возымели действие на ребёнка, родители сами должны верить в свои слова. А значит, и для них достижения ребёнка не должны быть абсолютом.