Важной частью учебного процесса в современной школе является не только передача знаний и расширение кругозора учащихся, но и воспитательная работа. Помимо поддержки одаренных детей, развития талантов и формирования эстетического вкуса у учащихся, она также включает работу по профилактике детской преступности, формированию вредных привычек и негативного поведения. Весомая часть этой работы ложится на плечи педагога-психолога. В чем заключается работа психолога с группой риска в школе?
Дети из группы риска — кто они?
Это учащиеся, которые требуют большего внимания со стороны учителей, администрации школы и других специалистов. Слово «риск» указывает на высокую вероятность негативных происшествий, которые могут произойти или не произойти с этими детьми.
Цель психолога — выявить детей, относящихся к группе риска, и «присматривать» за ними. Если зафиксированы случаи негативного поведения, следует определить их причины и работать над их устранением.
Как выявить учащихся группы риска?
Психолог может использовать специальные опросники и диагностику, учитывать свои наблюдения за поведением детей и беседы с ними, а также их родителями и учителями. Эффективен анализ посещаемости занятий детьми, их оценок в классном журнале.
Индикаторами детей группы риска являются проблемы в учебе и отношениях с одноклассниками и учителями, неправильное с точки зрения социальных норм проведение свободного времени (курение, распитие алкоголя, употребление наркотических веществ), негативное отношение к труду.
В последнее время специалистами уделяется также большое внимание тем рискам, с которыми дети сталкиваются сами: риску потери ими здоровья и жизни, отсутствия приемлемых условий для развития и получения образования.
Какая работа проводится с детьми?
Для коррекции возможного нежелательного поведения учащихся из группы риска психолог составляет план работы, который включает как мероприятия, рассчитанные на всех детей данной группы, так и индивидуальную работу с каждым учеником отдельно.
Кроме этого психолог составляет рекомендации для учителей и родителей детей группы риска, а также план оказания помощи для каждого ученика.
Если план продуман и составлен правильно, после проведения соответствующих мероприятий у учащихся группы риска должны наступить улучшения по следующим показателям:
- Повышение уверенности в себе.
- Увеличение уровня стрессоустойчивости.
- Применение навыков позитивного общения с детьми, родителями и педагогами.
- Снижение уровня конфликтности.
- Применение навыков мирного решения проблем.
- Повышение мотивации к учебе и собственному развитию.
- Формирование устойчивого положительного поведения.
В конце учебного года психолог проводит анализ результатов выполнения плана, решения поставленных задач. Задаются следующие вопросы: что удалось, а что не получилось; что можно исправить и каким образом это сделать; что предпринять в новом учебном году.
В этом заключается работа психолога с группой риска в школе. От профессионализма педагога и погружения в проблему, а также желания помочь учащимся, родителям и учителям, зависит и конечный результат.