Дошкольный возраст — замечательная пора, когда дети активно задают вопросы и осваивают социальную среду. На этом этапе развития малыш растет, активно сравнивая себя с другими, проходя тем самым стадию идентификации. Главной ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно через нее они познают окружающий мир, проживают социальные роли, усваивают правила и формируют самооценку.
В случае возникновения личностных проблем в поведении ребёнка, которые моли бы вызвать тревогу родителей, игра также является подходящим средством для их устранения. Детские психологи, которые выявляют нарушения в психике дошкольников, через игру способны наладить эмоциональный фон, помочь преодолеть препятствия на пути к полноценному росту и развитию.
Дети дошкольного возраста, в отличие от взрослых, не в силах обозначить проблемы, которые их беспокоят. Понять, что малыш нуждается помощи специалиста, можно, наблюдая за изменениями в эмоциональном и физическом состоянии малыша.
Какое поведение дошкольника служит сигналом к тому, что следует обратиться к психологу?
Дошкольный возраст и отношения с родителями
Семья — самый первый и главный институт взросления и становления личности. Дошкольный возраст — это тот период, во время которого помощь родителей, сопереживание и понимание личности ребёнка оказывает большое влияние на его психологическое здоровье. Дети в этом возрасте своим поведением отражают то, что происходит в семье. Поэтому, в целях предупреждения возникновения неврозов, появления страхов и других психологических травм, следует позаботиться о минимальном воздействии семейных проблем на детскую психику.
Дошкольный возраст — это время, когда малыш способен не меньше, чем взрослые переживать ссоры, конфликты, непонимания или развод. В случае возникновения в семье подобных ситуаций, необходимо оградить его от негативного воздействия, исключить возможность наличия манипуляций и вовлечения ребёнка в проблемы родителей.
Нарушение сна и аппетита, частые слезы, истерики из-за мелочей — повод задуматься над тем, каким является эмоциональный фон в семье, что видит ребёнок в отношениях между мамой и папой или другими ее членами. Разрушающая обстановка влияет на способы действия и настроение дошкольника и с целью ограждения его от стресса важно обратиться за помощью к специалисту.
Психология поведения детей, которые испытывают страхи
Страхи присутствуют в жизни каждого человека. Дети отличаются особенной впечатлительностью и могут испугаться там, где не существовало видимой опасности их жизни и здоровью. Родителям важно следить за окружающей обстановкой жизни малыша, чтобы не допустить травмирования неокрепшей психики, например: ребёнка могут напугать разъяренные домашние животные, громкие звуки — стрельба или фейерверк, — персонажи мультфильмов или кино, не предназначенные для просмотра маленькими детьми, ситуации потопа, пожара, смерти.
То, что дошкольник получил эмоциональную травму в ситуации испуга, можно понять по следующим признакам: невозможность уснуть, плохой сон, крики по ночам, боязнь животных, незнакомых людей, страх остаться в одиночестве или без родителей, замкнутость, навязчивые физические движения или тики.
Психология поведения детей, которые чего-то боятся, тоже может измениться: снижается умственная и физическая активность, пропадает здоровая радость жизни, любая незнакомая ситуация вызывает напряжение, появляется скованность движений, может появиться отказ от инициативной деятельности. В таком случае необходима помощь специалиста, и чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов сохранить психическое и физическое здоровье.
Обучение в дошкольном возрасте и нагрузка
Следуя желаниям развить интеллектуальные навыки и таланты детей, многие родители с ранних лет обеспечивают им среду обучения и развития. Однако следует помнить о том, что ребёнок полностью готов к активной умственной работе после 7 лет — именно тогда его ведущей деятельностью становится обучение.
Родителям следует знать, что обучение в дошкольном возрасте, период которого является, по сути, детством, происходит через игру. Именно через нее у малыша формируются необходимые навыки для усваивания информации.
Обучение в дошкольном возрасте должно соответствовать зрелости личности дошкольника. Ребёнок получает развитие в детском саду, кроме этого, приобретает различные умения в домашней обстановке. В случае наличия чрезмерных дополнительных нагрузок, таких как английский язык, художественная гимнастика, шахматы, математика, логика и множество других развивающих курсов, его психика может быть перегружена.
Обучение в дошкольном возрасте может стать непосильным, и в этом случае, возможны такие проявления как утомление, частая усталость, раннее засыпание, или, наоборот, трудности со сном, потеря интереса к занятиям, снижение активности, отсутствие желания заниматься.
Следует оценивать психическое и физическое состояние малыша, чтобы понять, не перегружена ли его психика информацией. Если видимых отклонений в состоянии дошкольника не наблюдается, то причин для отмены дополнительных занятий нет.
В обратном случае, следует снизить уровень нагрузки и посетить психолога, который диагностирует состояние ребёнка, определит уровень его способностей и талантов, даст дельные советы родителям для организации обучения и отдыха.
Дети и агрессивность
Психология поведения детей такова, что в ситуации наличия эмоциональных проблем, агрессия служит средством для борьбы с ними, способом выхода отрицательных эмоций. Следует обратиться за помощью к специалисту в случае возникновения агрессивных реакций. Оно может проявляться в детском саду, в отношениях с домашними животными или близкими людьми. Бывает так, что агрессия ребёнка направлена на самого себя — это могут различные случаи самоповреждения или увечий, тогда помощь психолога должна быть срочной и жизненно необходимой.
Изменение поведения
Любое изменение в состоянии ребёнка, которое вызывает тревогу, приносит дискомфорт ему самому или окружающим, является опасным симптомом нарушения эмоционального здоровья и причиной для обращения в кабинет психолога. Психология поведения детей является очень тонкой структурой, и внимательному родителю не составит большого труда заметить в малыше то, что раньше не являлось его привычным способом реагирования или отношения к чему-либо.
Изменением поведения, из-за которого следует обратиться к специалисту, может стать агрессия, повышенная утомляемость или возбуждение, наличие страхов, появление заикания, неконтролируемое мочеиспускание, страх одиночества, частые истерики, подавленное настроение, отказ от деятельности, гиперактивность, возникновение тиков, причинение себе физического вреда.