В настоящее время многие родители отказываются от общеобразовательной школьной системы, а выбирают альтернативную педагогику. В больших городах гораздо легче реализовать этот выбор — там появляются и развиваются школы разных направлений, открываются частные учебные заведения, педагоги, позиционирующие себя как авторы альтернативных методик, набирают группы детей для обучения.
Таким образом, родителям, если они не хотят чтобы их дети посещали общеобразовательную школу, не обязательно создавать им условия домашнего обучения — можно выбрать систему образования, которая нравится, не выходя из дома и записать туда ребёнка. Однако, в маленьких городах выбор частных школ невелик, поэтому дети учатся либо принятой системе, либо находятся на домашнем обучении и их образованием занимаются родители.
Последний вариант имеет как минусы, так и плюсы. В любом случае, родителям, которые рискнули взять на себя ответственность — дать ребёнку школьные знания и сформировать социальные навыки самостоятельно — необходимо, самим, постоянно проходить обучение и просвещение.
Изучение основ Вальдорфской педагогики может стать хорошим подспорьем для взрослых, чьи дети не посещают детский сад или школу. В данной статье будут освещены основные принципы, которые она отражает, влияние на детское самочувствие, психику и взросление. Также, статья будет полезна педагогам и тем, кому интересно детское развитие и образование.
Чувства ребёнка на первом месте
По статистике, специалисты и педагоги — последователи Вальдорфского образования — в настоящее время составляют наибольшее количество людей среди тех, кто предлагает альтернативное обучение детям. Так, Вальдорфская система развита более чем в 50 странах мира и пользуется большой популярностью среди родителей — они с благодарностью отзываются о работе педагогов в детских садах и школах, которые основаны на данной системе. Чем она отличается от общеобразовательных учреждений?
Отношение Вальдорфских педагогов к детям построено на умении видеть в каждом ребёнке индивидуальность. Это значит, что, чем бы ни занимались дети, что бы с ними ни происходило, как бы они ни строили отношения друг с другом — педагоги стараются услышать мнение каждого из них, относиться к воспитанникам с большим уважением и внимательностью. Так, например, стандартные методы воспитания основаны на «хорошем» и «плохом» поведении, правильных и неправильных поступках, норме и не норме. Малыши в детском саду приучаются к тому, что выполнение правил приветствуется и поощряется, а нарушение порицается, наказывается. Согласно Вальдорфской системе образования педагог должен поинтересоваться у ребёнка и понять — чем он руководствовался, когда нарушал правила? Какое свое желание или потребность хотел удовлетворить? Акцент в данном случае идет на то, что чувствует ребёнок, как он объясняет поступок, что думает о своем поведении.
Вальдорфская система обучения и воспитания базируется на принципе сформировать у ребёнка духовность и нравственность, творческие способности. Педагоги-психологи, которые в своей работе опираются не на методические данные, а на природные задачи детской психики, говорят о том, что дети нуждаются в понимании не меньше, чем в установлении взрослыми надежных и строгих границ. В обратном случае, если принимать и понимать каждый без исключения поступок ребёнка, это может привести к развитию инфантилизма и беспечного поведения.
Преступление и наказание
«Сейчас я разберусь, как следует, и накажу, кого попало» — в некоторых детских садах и школах, к сожалению, прослеживается такое отношение к детским конфликтам и непониманию в коллективе. Далеко не все учителя могут и желают «вкладываться» в налаживание общения детей друг с другом — создавать ситуации успеха тем, кто не принят в группе, учить агрессивного ребёнка направлять свою энергию в нужное русло, дружить детей между собой, учить говорить о своих чувствах, вместо того, чтобы решать проблемы кулаками или оскорблениями.
Школьное образование переживает не лучшие времена — классы переполнены, педагоги загружены выполнением планов, отчетами, у них, физически, не остается времени для того чтобы заниматься каждым ребёнком отдельно, анализировать детские способности, создавать условия для благополучного индивидуального развития учеников. Дети и педагоги, которые знакомы близко с Вальдорфской системой обучения, живут другой жизнью: во время конфликтов, специалисты не позволяют себе давать оценку ребёнку, даже, если он, очевидно, был не прав, ругать или наказывать его.
Родители, в данном случае, могут взять себе на заметку следующие подсказки:
Если ребёнок нарушает правила или сознательно совершает поступок, который оценивается как плохой, не стоит спешить записывать его в «хулиганы». Взрослым следует помнить — за каждым уклоняющимся поведением ребёнка кроется веская причина — чаще всего, это неудовлетворенная потребность, психологическая травма, которая была получена в раннем детстве. Поэтому, прежде чем пытаться ругать и перевоспитывать ребёнка, нужно узнать, что он хотел и чем руководствовался. Это поможет родителям понять его.
Игрушки и игры для детей
В настоящее время, все большую популярность среди родителей и детей приобретают игрушки, сделанные своими руками, из натуральных материалов. Так, дерево, шерсть, тесто, с которыми можно взаимодействовать — красить, валять, лепить — могут стать не только лучшим способом времяпрепровождения ребёнка, но и отличной возможностью развивать творческие способности. Камни для раскрашивания, морские ракушки, тканевые куклы и звери становятся для детей лучшими друзьями и развивают фантазию, особенно, если они сделаны своими руками.
СМИ — нет, творчеству — да
Минимум телевизора, СМИ и интернета или полный отказ от них — таков постоянный признак Вальдорфской педагогики. Родители, чей ребёнок находится на домашнем воспитании и обучении, могут воспользоваться этим принципом. С ребёнком полезно заниматься любыми видами ручного творчества, делать поделки. Специалисты данного направления считают, что детей в любом возрасте можно приобщить к деятельности, которая вызывает хотя бы немного интереса. Так, не стоит запрещать малышу возиться с тестом, рисовать, раскрашивать стены, пытаться готовить пищу вместе с родителями, вырезать, шить, лепить, строить, конструировать.
Какую бы систему воспитания и обучения ни выбрали родители, стоит помнить о том, что лучший воспитатель — это любовь и принятие ребёнка, поддержка в нем его природных особенностей.