Уровень российского образования меняется и продолжает совершенствоваться. Каждый год педагоги приобретают новый опыт взаимодействия с детьми, обучения, развивают свои навыки, изучают особенности детской психологии. В российских детских садах существуют и некоторые проблемы — нехватка свободных мест, переполненные группы, отношение педагогов к детям, которым зачастую не довольны родители, привычка воспитателей докармливать ребёнка или кормить его силой. Иногда проблемами выступают непрофессионализм или отсутствие педагогической этики. Все это — минусы педагогической деятельности, которые имеют место в любой сфере, не только в дошкольной педагогике. Плюсы в ней, несомненно, тоже существуют. Психологическая среда в детском саду выступает важным фактором всестороннего развития ребёнка. Полезно поговорить о том, какой опыт могут взять на вооружение российские специалисты у иностранных коллег.
В России большое количество родителей, благодарных людям, которые внесли вклад в дошкольное развитие ребёнка, помогли ему познакомиться с социальным миром, были рядом во время переживания трудностей, обучили необходимым навыкам взаимодействия и самообслуживания. Также, профессионализм российских педагогов постоянно подтверждается участием в конкурсах и мероприятиях, где дети демонстрируют высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей.
Педагоги, которые имеют опыт работы заграницей, делятся знаниями о том, как устроена система обучения и воспитания дошкольников в их странах. В данной статье рассмотрим Германию. Чем отличается дошкольное образование? Что могут взять себе на вооружение воспитатели из России?
Порядок и целеполагание
Чем младше ребёнок, которого отдали в детский сад, тем тяжелее может проходить период его адаптации к новой среде. По этой причине дети часто плачут, когда остаются в группе без родителей, некоторые так и не привыкают к новой среде, поэтому утренние крики и истерики становятся болезненной нормой в семье. Одна из причин такого поведения ребёнка — отсутствие знаний о том, что ждет его в детском саду, страх и тревога, рожденные на этой почве.
В детских садах Германии обязательным утренним ритуалом является сбор детей и проведение с ними беседы. Она может иметь целенаправленную тему — например, касающуюся праздника или поведения ребёнка в группе.
В это время каждому ребёнку предоставляется возможность сказать о своем настроении, поделиться чем-то интересным с ребятами и педагогом. Это способствует формированию близости во время общения, снижает детскую тревогу.
Кроме этого, во время утренней беседы, воспитатели рассказывают детям примерный план деятельности на день — о том, что будет на завтрак, какие сегодня планируются занятия, мероприятия, игры, походы. Такие разговоры не только дарят ребёнку ясность о том, что ждет его в детском саду, но и учат малышей ставить цели, планировать деятельность, достигать результата.
Во время утренних бесед педагоги также разбирают актуальные вопросы воспитания. Они могут касаться конфликтов в группе, правил поведения на улице или во время занятий.
Общение с пожилыми людьми
В немецких детских садах довольно популярен опыт общения детей с людьми, чей возраст близок к пожилому и даже престарелому. Маленьким детям устраивают встречи с ними в пансионатах, специальных учреждениях. Представители разных поколений — малыши и старики — получают возможность познакомиться друг с другом, пообщаться, обменяться подарками. Обычно дети вместе с воспитателями несут букет цветов, разучивают стихи или песни, делают подарки своими руками для бабушек и дедушек. Такой опыт, несомненно, самым положительным образом отражается как на детях, так и на взрослых людях, у кого за плечами остался большой жизненный опыт, кто страдает от одиночества.
Это воспитывает доброту в детях, сострадание, способность быть эмпатичными и заботливыми. Пожилые люди, благодаря такому общению, приобретают возможность почувствовать себя нужными и интересными, получить массу приятных эмоций.
Питание детей
Еда в детском саду сильно отличается от той, к которой дети привыкли дома. Учитывая свободу в пищевых предпочтениях, ребёнка в группе трудно накормить кашей или рыбной котлетой. В российских детских садах многие родители просят педагогов, чтобы те «Не кормили ребёнка насильно, если он не хочет», так, многие дети проводят весь день в детском саду, угостившись только кусочком хлеба и кефиром на полдник. Некоторые мамы дают ребёнку еду с собой, что может сильно возмущать других родителей и детей — ведь, многие малыши отказываются есть суп, если видят, что сверстники обедают бутербродами или пиццей.
Открытой остается проблема принудительного кормления детей. Воспитатели, тревожащиеся о том, чтобы «Ребёнок не сидел голодным весь день» уговаривают его поесть, известны случаи, когда заставляют, пугают, шантажируют. Так, ребёнок вынужден подчиняться педагогам, не обращая внимания на свои желания и потребности. Если это происходит постоянно, то дети «выходят» из детского сада с вредной привычкой слушать других, а не себя, думать о том, что их ощущения в сознании и теле не важны. Кроме того, подобное насилие в еде может даже причинять ребёнку психологическую травму.
В немецких детских садах другое отношение к детскому питанию — воспитатели не заставляют ребёнка есть, если еда ему не по вкусу. Начиная с раннего возраста, детей приучают к тому, чтобы они могли сами выбирать количество пищи, которое могут съесть. Так, ребёнок в детском саду сам накладывает себе еду. Такой подход, несомненно, приучает ребёнка прислушиваться к себе и своим потребностям, он растет, уверенный в том, что его желания важны. С точки зрения развития психики и поведения это приносит пользу детям, однако, в российских детских садах многие педагоги и родители считают, что употребление пищи — то, что должны контролировать взрослые, а не дети.
Зарубежные коллеги спокойно относятся к тому, что дети приносят свою еду из дома — ребёнок в группе может спокойно завтракать или обедать тем, что положила ему мама, и никто не станет заставлять его есть другую пищу.
В детских садах России много еды просто выбрасывается, потому что норма, которая положена детям, часто не съедается. В Германии детям с раннего возраста прививают бережное отношение к еде, особенно, хлебу — пусть ребёнок лучше возьмет одну маленькую порцию, а потом попросит добавки, чем то, что норма, положенная ему, останется нетронутой и превратится в отходы.
Организация сна и прогулки
В российских детских садах практикуется единая система требования к воспитанию и содержанию ребёнка в ДОУ. В Германии сады — которые подразделяются на государственные, частные и католические — не имеют четкой системы. Руководство детского сада самостоятельно принимает решение о том, какой будет режим дня или направленность. Есть сады, в которых дети находятся только до обеда, в других детей не укладывают спать уже после трех лет. К спальному месту ребёнка, также, особый подход — дети спят на специальных матрасах или небольших кроватках, которые располагаются в несколько ярусов и занимают мало места.
Прогулке уделяется большое внимание. Кроме свежего воздуха дети получают полную свободу в движениях — они могут прыгать и кататься, взбираться по лестницам, ходить на соседние игровые площадки к детям из других групп. Воспитатели присматривают за детьми, не диктуя им — как и где они должны гулять. Такой подход поддерживает в ребёнке энтузиазм, тягу к познанию, свободу и спонтанность.
Количество детей в группах
В группе не более 18-20 детей, а в некоторых детских садах их максимальное количество — 50 человек. Присматривают за ними два педагога, которые постоянно помогают друг другу. Каждый воспитатель, отработав больше шести часов, должен сделать перерыв, иначе его работоспособность снизится и это негативно отразится на детях.
Для того чтобы получить место, родителям нужно заранее зарегистрировать ребёнка в одном из ближайших детских садов и ждать, когда подойдет очередь. По статистике, количество детей, поступающих в ДОУ, растет — немецкие детские сады посещают 40% детей до двух лет и около 30% малышей, которым исполнился один год.
Некоторые идеи из опыта немецких педагогов могут быть очень полезны в российских детских садах. Многие из них взяты на вооружение в частных организациях, которые предоставляют услуги присмотра и обучения, детских развивающих центрах в России.