Воспитатели в немецких садах: чем полезен опыт коллег?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Уровень российского образования меняется и продолжает совершенствоваться. Каждый год педагоги приобретают новый опыт взаимодействия с детьми, обучения, развивают свои навыки, изучают особенности детской психологии. В российских детских садах существуют и некоторые проблемы — нехватка свободных мест, переполненные группы, отношение педагогов к детям, которым зачастую не довольны родители, привычка воспитателей докармливать ребёнка или кормить его силой. Иногда проблемами выступают непрофессионализм или отсутствие педагогической этики. Все это — минусы педагогической деятельности, которые имеют место в любой сфере, не только в дошкольной педагогике. Плюсы в ней, несомненно, тоже существуют. Психологическая среда в детском саду выступает важным фактором всестороннего развития ребёнка. Полезно поговорить о том, какой опыт могут взять на вооружение российские специалисты у иностранных коллег.

В России большое количество родителей, благодарных людям, которые внесли вклад в дошкольное развитие ребёнка, помогли ему познакомиться с социальным миром, были рядом во время переживания трудностей, обучили необходимым навыкам взаимодействия и самообслуживания. Также, профессионализм российских педагогов постоянно подтверждается участием в конкурсах и мероприятиях, где дети демонстрируют высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей.

Педагоги, которые имеют опыт работы заграницей, делятся знаниями о том, как устроена система обучения и воспитания дошкольников в их странах. В данной статье рассмотрим Германию. Чем отличается дошкольное образование? Что могут взять себе на вооружение воспитатели из России?

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Порядок и целеполагание

Порядок и целеполагание

Чем младше ребёнок, которого отдали в детский сад, тем тяжелее может проходить период его адаптации к новой среде. По этой причине дети часто плачут, когда остаются в группе без родителей, некоторые так и не привыкают к новой среде, поэтому утренние крики и истерики становятся болезненной нормой в семье. Одна из причин такого поведения ребёнка — отсутствие знаний о том, что ждет его в детском саду, страх и тревога, рожденные на этой почве.

В детских садах Германии обязательным утренним ритуалом является сбор детей и проведение с ними беседы. Она может иметь целенаправленную тему — например, касающуюся праздника или поведения ребёнка в группе.

В это время каждому ребёнку предоставляется возможность сказать о своем настроении, поделиться чем-то интересным с ребятами и педагогом. Это способствует формированию близости во время общения, снижает детскую тревогу.

Кроме этого, во время утренней беседы, воспитатели рассказывают детям примерный план деятельности на день — о том, что будет на завтрак, какие сегодня планируются занятия, мероприятия, игры, походы. Такие разговоры не только дарят ребёнку ясность о том, что ждет его в детском саду, но и учат малышей ставить цели, планировать деятельность, достигать результата.

Во время утренних бесед педагоги также разбирают актуальные вопросы воспитания. Они могут касаться конфликтов в группе, правил поведения на улице или во время занятий.

Общение с пожилыми людьми

В немецких детских садах довольно популярен опыт общения детей с людьми, чей возраст близок к пожилому и даже престарелому. Маленьким детям устраивают встречи с ними в пансионатах, специальных учреждениях. Представители разных поколений — малыши и старики — получают возможность познакомиться друг с другом, пообщаться, обменяться подарками. Обычно дети вместе с воспитателями несут букет цветов, разучивают стихи или песни, делают подарки своими руками для бабушек и дедушек. Такой опыт, несомненно, самым положительным образом отражается как на детях, так и на взрослых людях, у кого за плечами остался большой жизненный опыт, кто страдает от одиночества.

Это воспитывает доброту в детях, сострадание, способность быть эмпатичными и заботливыми. Пожилые люди, благодаря такому общению, приобретают возможность почувствовать себя нужными и интересными, получить массу приятных эмоций.

Питание детей

Питание детей

Еда в детском саду сильно отличается от той, к которой дети привыкли дома. Учитывая свободу в пищевых предпочтениях, ребёнка в группе трудно накормить кашей или рыбной котлетой. В российских детских садах многие родители просят педагогов, чтобы те «Не кормили ребёнка насильно, если он не хочет», так, многие дети проводят весь день в детском саду, угостившись только кусочком хлеба и кефиром на полдник. Некоторые мамы дают ребёнку еду с собой, что может сильно возмущать других родителей и детей — ведь, многие малыши отказываются есть суп, если видят, что сверстники обедают бутербродами или пиццей.

Открытой остается проблема принудительного кормления детей. Воспитатели, тревожащиеся о том, чтобы «Ребёнок не сидел голодным весь день» уговаривают его поесть, известны случаи, когда заставляют, пугают, шантажируют. Так, ребёнок вынужден подчиняться педагогам, не обращая внимания на свои желания и потребности. Если это происходит постоянно, то дети «выходят» из детского сада с вредной привычкой слушать других, а не себя, думать о том, что их ощущения в сознании и теле не важны. Кроме того, подобное насилие в еде может даже причинять ребёнку психологическую травму.

В немецких детских садах другое отношение к детскому питанию — воспитатели не заставляют ребёнка есть, если еда ему не по вкусу. Начиная с раннего возраста, детей приучают к тому, чтобы они могли сами выбирать количество пищи, которое могут съесть. Так, ребёнок в детском саду сам накладывает себе еду. Такой подход, несомненно, приучает ребёнка прислушиваться к себе и своим потребностям, он растет, уверенный в том, что его желания важны. С точки зрения развития психики и поведения это приносит пользу детям, однако, в российских детских садах многие педагоги и родители считают, что употребление пищи — то, что должны контролировать взрослые, а не дети.

Зарубежные коллеги спокойно относятся к тому, что дети приносят свою еду из дома — ребёнок в группе может спокойно завтракать или обедать тем, что положила ему мама, и никто не станет заставлять его есть другую пищу.

В детских садах России много еды просто выбрасывается, потому что норма, которая положена детям, часто не съедается. В Германии детям с раннего возраста прививают бережное отношение к еде, особенно, хлебу — пусть ребёнок лучше возьмет одну маленькую порцию, а потом попросит добавки, чем то, что норма, положенная ему, останется нетронутой и превратится в отходы.

Организация сна и прогулки

В российских детских садах практикуется единая система требования к воспитанию и содержанию ребёнка в ДОУ. В Германии сады — которые подразделяются на государственные, частные и католические — не имеют четкой системы. Руководство детского сада самостоятельно принимает решение о том, какой будет режим дня или направленность. Есть сады, в которых дети находятся только до обеда, в других детей не укладывают спать уже после трех лет. К спальному месту ребёнка, также, особый подход — дети спят на специальных матрасах или небольших кроватках, которые располагаются в несколько ярусов и занимают мало места.

Прогулке уделяется большое внимание. Кроме свежего воздуха дети получают полную свободу в движениях — они могут прыгать и кататься, взбираться по лестницам,  ходить на соседние игровые площадки к детям из других групп. Воспитатели присматривают за детьми, не диктуя им — как и где они должны гулять. Такой подход поддерживает в ребёнке энтузиазм, тягу к познанию, свободу и спонтанность.​

Количество детей в группах

В группе не более 18-20 детей, а в некоторых детских садах их максимальное количество — 50 человек. Присматривают за ними два педагога, которые постоянно помогают друг другу. ​Каждый воспитатель, отработав больше шести часов, должен сделать перерыв, иначе его работоспособность снизится и это негативно отразится на детях.

Для того чтобы получить место, родителям нужно заранее зарегистрировать ребёнка в одном из ближайших детских садов и ждать, когда подойдет очередь. По статистике, количество детей, поступающих в ДОУ, растет — немецкие детские сады посещают 40% детей до двух лет и около 30% малышей, которым исполнился один год.​

Некоторые идеи из опыта немецких педагогов могут быть очень полезны в российских детских садах. Многие из них взяты на вооружение в частных организациях, которые предоставляют услуги присмотра и обучения, детских развивающих центрах в России.

Читайте также

Какой шампунь выбрать: советы экспертов
Универсального шампуня для волос не существует! Звездные профессионалы делятся секретами удачного выбора.
Как родители воспитывают в детях понимание любви?
Любовь – чувство, соединяющее родителей и детей. Иногда ребенок вырастает с его искаженным пониманием. Что делают для этого взрослые и как привить ребенку правильное значение любви?
Конфликты с воспитателями в детском саду
Решать конфликты с воспитателем в детском саду лучше с помощью диалога взрослых, не втягивая в них детей.
Годы тренировок: секрет успеха бодибидеров
Почему новички разочаровываются в бодибилдинге и бросают тренировки? Каких успехов можно достичь за год тренировок и что для этого нужно предпринять?
Сок в питании малыша: когда его вводят в прикорм?
Сегодня соки в питании детей раннего возраста вводятся осторожно и гораздо позднее, чем было принято ранее.
Воспитатель – помощник в развитии способностей ребенка
Насколько важна роль воспитателя в жизни ребенка? Чему малыш может научиться в детском саду?
Опубликовано 08.06.2019 09:51, обновлено 17.04.2020 18:10
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией