Существует мнение, что говорить и врать люди учатся одновременно. К сожалению, с силой привычки говорить неправду часто приходится мириться, однако некоторые вопросы все-таки остаются. Попробуем честно на них ответить.
Ложь в общении: последствия стресса или плохая привычка?
Как часто люди врут? На эту тему проводится очень много исследований, и результаты их не всегда одинаковые. Если у человека прямо спросить, сколько раз он соврал за последний час или день, то с большой вероятностью в ответ можно услышать очередную ложь. Ну или просто человек не сможет вспомнить количество случаев лжи.
Психолог Роберт Фельдман из университета в Массачусетсе придумал другой способ исследования. Он записывал на видео общение незнакомых между собой людей. Впоследствии участники эксперимента просматривали сделанные записи и подсчитывали количество «не совсем точных» ответов. Психолог специально использовал этот деликатный прием для того, чтобы людям не было стыдно признаваться в наличии привычки в некоторой степени приукрашивать действительность. В ходе эксперимента выяснилось, что примерно 60% людей во время десятиминутного общения хотя бы один раз сказали неправду.
Результаты других исследований показали, что сила привычки врать появляется у людей в моменты сильной усталости, в состоянии стресса, при виде того, как обманывают другие люди, в случае появления проблем в отношениях, а также в те моменты, когда они не могут рационализировать свой поступок: «Мне пришлось соврать, потому что...».
Сила привычки: почему люди врут?
Если верить результатам исследований профессора Тимоти Левина, люди врут по таким причинам:
-
31% — ради выгоды;
-
22% пытаются при помощи лжи скрыть допущенную ошибку или преступление;
-
14% таким образом стараются минимизировать отношения с неприятными людьми;
-
8% врут, чтобы лучше выглядеть в глазах окружающих;
-
5% используют ложь как шутку, пытаясь заставить других людей смеяться;
-
5% — это так называемая ложь во спасение. То есть люди врут, чтобы помочь другому человеку;
-
4% — наоборот, чтобы навредить;
-
2% — это социальная ложь вроде: «Нет, вы мне не помешаете...»;
-
и в 9% люди просто не смогли назвать причину своего вранья.
Ложь и отношения
Ложь можно разделить на две группы:
- антисоциальную, когда человек врет исключительно ради собственной выгоды;
- просоциальную, когда человек врет, принимая во внимание интересы других людей.
Во втором случае люди предпочитают соврать, чтобы:
-
пощадить чувства близкого человека: «Именно такой шарфик я хотела»;
-
успокоить: «У меня все в порядке»;
-
подбодрить: «У тебя все очень хорошо получается».
Кстати, некоторые психологи утверждают, что просоциальная ложь укрепляет отношения между людьми. Причем даже если вранье «шито белыми нитками», оно не вызывает негативные эмоции. Это как раз тот случай, когда благие намерения ценятся больше, чем правда. Поэтому иногда на самом деле вместо: «Какие невоспитанные дети» лучше сказать: «Какие непосредственные малыши».
Под влиянием алкоголя: эмоции и поведение
Многие люди воспринимают алкоголь как некую «сыворотку правды». Наверное, кто-то помнит, как на заре политкорректности Мел Гибсон, попавшись полицейским в нетрезвом виде за рулем, произнес антисемистскую речь, после чего на несколько лет стал в Голливуде персоной нон-грата. Последовавшие после отрезвления извинения типа: «На самом деле я так не думаю» никого не впечатлили. И для этого есть основания. Дело в том, что под воздействием алкоголя происходит торможение работы головного мозга, что приводит к нарушению процессов, отвечающих за привычки поведения человека. В состоянии алкогольного опьянения человек не в состоянии в полной мере контролировать собственные эмоции и адекватно воспринимать информацию, поступающую из внешнего мира. Он не успевает просчитать последствия собственных слов и поступков, снижается и способность к планированию, поэтому врать становится сложно. Это не говорит о том, что алкоголь делает человека антисемитом. Просто он лишает его способности подгонять собственные эмоции и убеждения под социальные взгляды.
Проверка на честность: детектор лжи
В наше время проверки на детекторе лжи становятся все более популярными. Что это такое, насколько эффективна и правомерна эта процедура, и можно ли от нее отказаться?
Полиграф — это прибор, который определяет физиологическую реакцию человеческого организма на задаваемые вопросы. То есть он измеряет уровень артериального давления, частоту сердечных сокращений, реакцию кожи.
Сторонники проверки на полиграфе утверждают, что если правильно задавать вопросы и грамотно интерпретировать показания прибора, можно повысить эффективность процедуры до 80—90%. Скептики же уверены, что полиграф работает где-то «50х50». Причем очень часто так и случается, то есть детектор выдает ложный позитивный результат, выставляя лжецом честного человека. В нашей стране полиграф часто используется в коммерческих организациях для проверки сотрудников. Следует знать, что нельзя проводить подобную процедуру в принудительном порядке. Проверка на детекторе лжи может иметь место только при наличии письменного согласия испытуемого человека. Кроме того, результаты проверки не являются юридическим доказательством вины.
Как распознать лжеца?
Когда человек говорит неправду, у него часто нарушается синхронизация между словами и жестами, то есть руки немного опаздывают. Кроме того, лжецы часто жестикулируют двумя руками. Видимо, они делают это для большей убедительности. Некоторые подсознательно скрывают от собеседника свои ладони — держат руки в карманах или кладут их на колени под столом. Если человек в процессе общения суетится, переминается с ноги на ногу, постоянно почесывает голову или поправляет волосы, то это тоже может говорить о том, что он врет. Хотя такие привычки поведения могут иметь и другие причины, например, чувство дискомфорта.
Бегающие глаза и попытка избежать зрительного контакта — еще одна характерная привычка поведения вруна. Кстати, бывает и по-другому, если имеет место общение с опытным лжецом. Такой человек, наоборот, пристально смотрит в глаза собеседнику.
Чтобы выиграть время на обдумывание очередной фразы, лжец очень часто использует слова-паразиты: «знаешь», «короче», «в общем» и так далее.
Заметили тревожные сигналы? Если есть желание вывести собеседника на чистую воду, продолжайте общаться и задавайте вопросы, требуя подробностей, пока не поймаете его на нестыковках и противоречиях.