Многие автолюбители считают, что водительского удостоверения можно лишиться, если сесть за руль авто нетрезвым или употребляя наркотические препараты. Однако, некоторые лекарства, если их обнаружат в анализе мочи (крови) при освидетельствовании, также могут быть причиной лишения водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет с наложением большого штрафа.
Какие лекарства могут быть опасны?
Нередко при проявлениях ОРВИ водители принимают различные комбинированные порошки или таблетки, не подозревая, что в них содержатся запрещенные вещества. Такое массовое самолечение простуды и отдельных ее симптомов в виде кашля, недомогания или лихорадки, зачастую приводит к тому, что водитель, управляя своим автомобилем, при проверке инспектором может лишиться прав. Особенно опасны в этом отношении некоторые антигистаминные вещества, барбитураты, отдельные противокашлевые средства или успокоительные настойки и капли. Все они негативно влияют на психику водителя, приводя к замедлению реакции, изменению сознания и рефлексов, что чревато авариями и гибелью людей.
В своих действиях автоинспекторы, останавливающие водителей на дороге, руководствуются нормативной базой, в частности — Приказом Министерства Здравоохранения РФ, датированным 14.07.2003 г., за номером № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».
Этот документ четко устанавливает порядок проведения освидетельствования водителей-нарушителей в стенах медицинских учреждений. По этому закону их проверяют на наличие в крови не только алкоголя или наркотических средств, но и некоторых лекарств, влияющих на психику.
Согласно букве закона: опасные таблетки или уколы
Согласно всем приказам и инструкциям, которыми руководствуются автоинспекторы на дороге, если состояние водителя внешне показалось подозрительным, сотрудник ГИБДД имеет право отправить его на освидетельствование. К примеру, если человек сел за руль при ОРВИ, у него могут слезиться глаза, быть красным нос, а под действием некоторых принятых лекарств он может быть сонлив или заторможен, психика его реагирует на окружающие события особым образом. Поэтому его могут направить в медучреждение, чтобы он прошел анализы (обычно сдается моча или кровь), и если в его биоматериалах обнаружены психотропные или иные лекарства, либо их метаболиты, продукты обмена веществ, превышающие строго определенные концентрации, врачи выносят заключение о состоянии опьянения. Это согласно ПДД и КоАП РФ приводит к лишению прав сроком на 1,5-2 года и наложению на водителя штрафа в размере 30000 рублей.
Средства, влияющие на психику и их выявление
Если с алкоголем и наркотиками, которые могут быть обнаружены в моче и крови водителя, все понятно, то в отношении средств, которые влияют на психику или вызывают состояние опьянения, все сложнее. Вынести заключение о том, что водитель находится в состоянии, недопустимом для вождения авто, можно при наличии клинических симптомов лекарственного или наркотического опьянения одновременно с обнаружением при токсико-химическом исследовании определенных веществ, внесенных в особый реестр. Причем концентрации этих лекарств или их метаболитов должны превышать минимально допустимые значения, а для средств, приравненных к наркотическим — важен уже сам факт их выявления.
Если обнаружены повышенные концентрации лекарств или средств, приравненных к наркотикам, составляется протокол об административном нарушении, дело передается в суд и водителя лишают прав, штрафуют.
Какие препараты опасны: анальгетики, седативные, против ОРВИ?
Многие из водителей могут подумать, что подобное к ним не относится, они применяют при лечении ОРВИ вполне привычные средства. Откуда там вещества, от которых страдает психика? Однако привычные препараты, которыми успокаивают нервы, расшалившееся сердце или лечат ОРВИ, могут быть опасны. Прежде всего, лишить прав могут за нахождение в биоматериалах барбитуратов или кодеина. Это лекарства признаны государством наркотическими, и даже незначительные их концентрации оставят без водительского удостоверения любого автолюбителя. Хотя, по новым правилам, данные средства должны продаваться пациентам в аптеке исключительно по рецептам, это мало где соблюдается, и Коделак (в составе кодеин), Валокордин или Андипал (в составе фенобарбитал), вполне могут приниматься перед тем, как сесть за руль.
В составе многих обезболивающих препаратов, например, Пенталгин-Н, также содержится фенобарбитал, а его нередко применяют при головной или иных видах боли. Препарат «Нурофен-Плюс» нередко используют при ОРВИ от жара и недомогания, а в нем есть кодеин. «Корвалол», который часто пьют для того, чтобы успокоиться и снять дискомфорт в области сердца, также содержит в своем составе фенобарбитал.
Поэтому от приема этих таблеток или капель, растворов стоит категорически отказаться, если вам нужно ехать за рулем. Их прием грозит лишением прав.
Как долго нельзя за руль: влияние обмена веществ на выведение средств
Важно помнить, что период выведения тех или иных таблеток сильно разнится, и обнаружить некоторые их них при экспертизе можно в сроки от нескольких часов до 5 суток. Во многом удаление лекарства из организма зависит от обмена веществ, активности печени и почек. В среднем, если обмен веществ не нарушен, метаболиты полностью выводятся почками в сроки до трех суток. Это период, когда управление автомобилем после приема медикаментов опасно. Однако, стоит тут же заметить, что для отправления на экспертизу и анализы сотрудник, задержавший водителя для проверки, должен выявить и внешние проявления опьяненного состояния. Поэтому, каким бы ни был обмен веществ, и как бы ни выводилось лекарство, на следующий день обычно внешнее состояние водителя вполне нормальное (если он, конечно, не болен гриппом и не ездит с высокой лихорадкой и в полубессознательном состоянии).
Важное замечание
Естественно, ездить под действием лекарств не самый лучший вариант, а в некоторых случаях таблетки могут привести к лишению прав. Однако отказаться от приема медикаментов, садясь за руль больным, тоже нельзя. Согласно п. 2.7 ПДД РФ, водителю запрещено садиться за управление авто при наличии у него болезненных состояний или утомления. Это ставит под угрозу безопасность его самого, пассажиров и других участников движения.