Реклама — двигатель торговли. И каждый производитель уверяет, что его товары уникальны и помогут справиться с любыми, даже самыми сложными проблемами: избавиться от бактерий, обеспечить свежесть дыхания надолго, сделать зубы белоснежными. Красивая и белоснежная улыбка сегодня является неким социальным статусом, и спрос на «волшебные» средства гигиенического ухода значительно возрос. Как известно, спрос рождает предложение, но всегда ли это предложение оказывается таким, каким его представляют? Чему можно верить, о чем умалчивают производители и что приукрашают? MedAboutMe разобрался в сложных маркетинговых схемах.
Какие средства ухода наиболее популярны?
Для современного человека улыбка давно стала не только показателем здоровья, но и социального статуса. Стоматологи отмечают возросший спрос на косметические процедуры: профессиональный уход, отбеливание, исправление формы зубов и многое другое. Зарубежные стоматологи даже провели соответствующие исследования и связали это явление с возросшей популярностью селфи.
Итак, существует спрос на различные средства по уходу за полостью рта, которые помогут в достижении главной цели — красивые, белоснежные и здоровые зубы. С голубых экранов телевизоров потенциальным покупателям навязывают средства и предметы гигиенического ухода, которые волшебным образом могут решить буквально все проблемы.
Ополаскиватели уничтожают все бактерии, гарантируя отсутствие кариеса и свежее дыхание на весь день, жвачки обещают белизну зубов, а повышенные концентрации кальция и фосфора в пастах помогут за одно применение справиться с повышенной чувствительностью зубов. Для большего спроса рекламные агентства даже показывают «реальный» эксперимент. Как не поверить в пользу таких средств по уходу, тем более что их рекомендуют стоматологи.
До 12 часов защиты от бактерий
Красочная реклама ополаскивателей рассказывает об основной проблеме полости рта — патогенных бактериях, которые могут вызывать различные заболевания и стать причиной неприятного запаха. Использование всего лишь одного полоскания, если верить рекламному ролику, способно обеспечить свежее дыхание на срок до 12 часов, по сути, до следующей чистки зубов. На самом деле, производители даже не обманывают своих показателей, как говорится, все в рамках закона. Производители говорят «до 12 часов» это лишь указывает на то, что свежесть дыхания более 12 часов они гарантировать не могут, а вот любое меньшее время — вполне. И пусть это будет всего лишь десять минут.
На самом деле, ни один ополаскиватель не может гарантировать свежее дыхание и отсутствие запаха в течение длительного времени, и дело не только в бактериях.
Ополаскиватель призван бороться с уничтожением вредных бактерий, коих в полости рта превалирующее большинство. Они живут там постоянно, выполняют определенные функции и при нормальной работе всех систем защиты безобидны. Пользоваться антисептическими ополаскивателями длительное время запрещено, более того, их должен рекомендовать специалист по строгим показаниям. Уничтожение определенных бактерий может нарушить хрупкое равновесие, что станет толчком для бесконтрольного развития патогенной флоры. В итоге вместо пользы можно сделать только хуже — воспаление десен, кариес, что станет причиной неприятного запаха. Неприятный запах изо рта может быть связан с заболеваниями внутренних органов. И как бы пациенты ни старались дезодорировать полость рта, свежесть дыхания будет сохраняться недолго.
Ополаскиватели для полости рта нужны, это дополнительные средства гигиенического ухода, но большинство рекламных роликов сильно приукрашивают их реальные возможности и вводят потенциальных покупателей в заблуждение. Лучше, если ополаскиватель порекомендует специалист, исходя из состояния полости рта и
основных проблем. Главное, не бактерии в полости рта, которые потенциально могут принести вред, а факторы защиты.
С налетом на зубах за границу не летают
Обеспечить свежее дыхание могут не только ополаскиватели, но и жевательные резинки. В последнее время на долю жвачек возложили слишком много обязанностей. Польза жевательной резинки в профилактике заболеваний полости рта не будет оспорена ни одним стоматологом.
После приема пищи в полости рта меняется кислотно-щелочной баланс в кислую сторону. Достаточно вспомнить наглядный график из рекламы. При кислой среде в полости рта бактерии начинают бесконтрольно размножаться, так как эти условия наиболее комфортны для их существования. Размножение бактерий будет способствовать формированию налета, а это уже основной провокатор развития кариеса и воспаления десен.
Но все проходит, когда приходит она — жевательная резинка. Производители утверждают, что если жевать жвачку, то рН полости рта восстанавливается и снова становится щелочным. А эта среда, в которой бактерии практически не размножаются. Так-то оно так, но это не заслуга жвачки, а заслуга слюны. Именно она основной фактор защиты полости рта, а при активном жевании ее вырабатывается достаточно, чтобы смыть остатки пищи с зубов, восстановить рН полости рта и даже освежить дыхание.
Но производители пошли дальше, и возложили на долю жевательной резинки еще и белизну зубов. По их словам, жевательная резинка способна справиться с налетом, который формируется при употреблении кофе и сигарет. Ни одна жевательная резинка, ни с какими вкраплениями, не способна расщепить пигментный налет, образующийся при злоупотреблении красящих напитков и сигарет. В этом неравном бою гигиенический уход, то есть использование зубной щетки и пасты, имеет приоритетное значение. Жевательная резинка будет лишь дополнением к основному гигиеническому уходу, не более того.
Кальций, фосфор — для мгновенного избавления от боли
Чувствительность зубов — довольно распространенная патология, которая может возникать у лиц любого возраста и пола. Причиной болевой реакции является оголение чувствительных зон зубов: средний кариес с обнажением дентина, опущение десны с оголением эмаль-цементного соединения и воздействие на них термических раздражителей. Оголение дентинных канальцев будет способствовать передаче раздражения к пульпе зуба, из-за чего возникает боль.
Производители зубных паст гарантируют отсутствие боли буквально после первого использования. И дело все в запечатывании дентинных канальцев минералами: кальцием, фосфором и фтором. Рациональное зерно в этом утверждении есть, действительно, чтобы избавиться от повышенной чувствительности нужно закрыть «нежные» зоны зубов кальцием и фосфором — основными структурными элементами эмали. Но всего лишь одной чистки зубов недостаточно.
Даже использование профессиональных средств, содержащих не только кальций, фосфор, но и фтор, не может избавить от боли за одну процедуру, как правило, их требуется 2-3. Профессиональные средства значительно отличаются концентрациями основных минералов от зубных паст. Чтобы доставить в эмаль кальций, фосфор в нужном количестве, придется почистить зубы неоднократно, понадобится время и на закрепление результатов.
Кроме того, необходимо учитывать, что есть ситуации, при которых зубные пасты и даже профессиональные средства окажутся неэффективными, и кальций, фосфор в них не спасут ситуацию. При формировании дефектов в эмали, например, при кариесе или клиновидных дефектах, необходимо полноценное лечение и пломбирование — только так можно избавиться от чувствительности, боли и осложнений.
Полноценный гигиенический уход иногда сложно представить без ополаскивателей, паст с содержанием минералов, но не стоит все принимать за чистую монету и верить рекламе. В большинстве своем она многократно приукрашивает реальную пользу средств и предметов гигиены. Так, полным провалом закончилась навязчивая реклама ионных зубных щеток, которые обещали поистине волшебные результаты.