false
Детский сад
Болезни в детском саду: профилактика
4.6
23.02.2018
1288

Болезни в детском саду: профилактика

Родители замечают, что с момента поступления в детский сад малыши начинают болеть чаще, что с точки зрения врачей вполне закономерно. Особенно в случаях, когда не проводилось соответствующей подготовки к поступлению в дошкольное учреждение, профилактических мероприятий по снижению респираторных болезней заранее. Повышение заболеваемости связано со стрессом, который испытывает ребенок, попадая в новые для себя условия жизни и параллельно контактируя с чужеродной новой микрофлорой. Можно ли с этим что-то сделать или просто смириться с частыми простудами?

Роль стресса в адаптации детей

Роль стресса в адаптации детей

Loading...

Особенность ребенка в том, что он привыкает к обстановке и обстоятельствам жизни, и резкие перемены в его маленьком мире — всегда стресс. Поэтому такое глобальное событие, как поступление в детский сад — это серьезное изменение в жизни, приводящее как к физическому стрессу, так и эмоциональному. Это закономерно влияет на иммунную защиту, особенно без предварительной должной подготовки крохи к новому периоду жизни. Новый режим дня, питание и занятия, контакт с незнакомой для него микробной флорой остальных детей — это физический стресс. Разлука с мамой на целый день, общение с другими взрослыми и детьми, новая обстановка и правила жизни — это стресс эмоциональный. Организм ослабляется, и тогда вирусам и микробам проще атаковать ребенка — развивается болезнь. Оставаясь дома с мамой на больничном, жизнь ребенка возвращается в привычное досадиковое русло. И на уровне подсознания может формироваться связь «болезни — нахождение дома с мамой в привычных условиях». Образуется своего рода порочный круг: стресс-болезни-нахождение дома-нет стресса.

Частые болезни как составляющая порочного круга

На фоне таких обстоятельств ребенок на уровне подсознания стремится «болеть», так как вне болезни он попадает в стрессовую обстановку. Это приводит к снижению иммунной защиты, слизистые оболочки в этой ситуации хуже сопротивляются инфекции. На фоне болезни детей активно лечат, в том числе и с применением антибиотиков, если простуда затягивается или склонна к осложнениям. Но эти препараты «бьют» не только по патогенным микробам, но и по компонентам нормальной микрофлоры кишечника. Погибают и опасные бактерии, и свои родные. Это грозит расстройствами микробной флоры, а одной из ее функций в здоровом теле становится стимуляция иммунитета. То есть, при чрезмерно активном лечении болезней, родители таким образом невольно подавляют иммунитет для сопротивления будущим простудам. Если еще при этом они торопятся выйти на работу, и не дают ребенку времени полностью оправиться и восстановиться (в том числе и микробной флоре кишки), сниженный иммунитет открывает дверь новой болезни — и снова через пару дней больничный. Сценарий повторяется по новой, и дети плавно переходят в раздел часто и длительно болеющих в силу того, что им в самом начале не дали нормально поболеть и выйти из болезни.

Как быть с детским садом?

В такой ситуации, когда ребенок буквально не вылезает из простуд, многие родители всерьез задумываются о том, нужен ли вообще детский сад, если малыш ходит в него на несколько дней в месяц? Врачи говорят, что подобного сценария выхода в детский сад можно избежать, если правильно и неторопливо, совместно с доктором разработать мероприятия, которые помогут адаптации к новому коллективу и условиям жизни. Это поможет снизить заболеваемость и пройти первые месяцы посещения детского сада гораздо легче и спокойнее.

С чего начать родителям?

Самое главное в посещении детского сада на начальном этапе — это постепенность. Хорошо, если ребенок будет привыкать к посещению садика постепенно, на протяжении месяца. Помочь в этом могут группы короткого дня или пребывание с мамой, ознакомительные визиты в группу и общение с детьми на несколько часов в день. Второй вариант — это нахождение родителей поблизости, чтобы они первое время могли забирать кроху пораньше, как только ребенок проявляет первые признаки утомления или раздражения. Отличным вариантом подготовки к саду станет посещение развивающих занятий или частного садика, где режим индивидуально варьирует и можно отследить, как проходит адаптация, как ребенок реагирует на новое окружение.

Не менее важна и обязательность, которая подразумевает обещание родителей отлучиться на 10-15 минут, и возвращение их в указанный срок. Если есть часы в группе, можно объяснить ребенку, когда ожидать родителей, и затем показать — они пришли, как обещали. Заранее стоит обсуждать с малышом последовательность действий в садике — что и как он будет делать, и соблюдать ее. Тогда родители формируют у малыша картину его жизни, что снимает эмоциональное напряжение и уменьшает уровень стресса.

Можно дать взамен себя игрушку или куклу, которой предписывается роль родителей на время их отсутствия. Этот психологический прием замещения помогает ребенку, когда он скучает или волнуется. Эмоциональное напряжение выплескивается в отношении этого предмета, что делает разлуку с родителями более легкой.

Что важно в этот период для ребенка?

Еще до того, как начнется посещение детского сада, для ребенка важно расставить в семье всех по своим ролям. Ему нужно рассказать, чем будут заняты все взрослые и другие дети, пока он будет в садике: родители ходят на работу, чтобы заработать деньги, старшие учатся в школе, бабушка дома готовит и т. д. Ему же объясняют его роль и обязанности: он ходит в садик, там играет, спит и кушает, занимается, а вечером возвращается домой. В этом случае ребенок постепенно осознает роли в семье, осознает значимость садика и понимает, что его обязательно забирают вечером домой после работы.

Не менее важно уделять ребенку внимание и дарить любовь в минуты домашнего общения, чтобы малыш не ощущал себя одиноким. Хотя бы один из родителей вечером должен проводить с малышом время, показывая, как по нему скучали.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Если ребенок заболевает, не стоит резко менять к нему отношение, окружая избыточной заботой. Болезни не должны формировать ощущения их выгодности для ребенка, чтобы побыть с родителями. Важно формировать к ним отношение как к временному явлению, после которого важно скорее выйти в садик к ребятам, полностью поправившись. Тогда это сделает адаптацию плавной и не стрессовой.