Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Малыш
  6. Малыш хочет сам

Малыш хочет сам

Поделиться в WhatsApp Малыш хочет сам

Когда малыш только появляется на свет, весь его мир основывается на доверии к родителям. Эти люди — главные существа для крохи, без их помощи младенец просто не сможет существовать. Но время идет, развитие ребенка не стоит на месте. Вот малыш уже научился ходить, говорит первые слова. И все чаще родители слышат от него «Я хочу сам!»

Малыш вырос

Малыш вырос

Довольно часто для родителей оказывается неожиданностью требование самостоятельности со стороны малыша. Это и понятно — ведь пока всю жизнь младенец только от них и зависел, сам он делать ничего не мог. Развитие ребенка протекает незаметно, когда день за днем повторяются одни и те же действия, жизнь течет плавно и размеренно. Даже очевидные новости — кроха пополз, сам сел, начать есть мясные пюре, сам сгрыз половинку яблока — родители склонны воспринимать как собственные достижения: это мы его научили. Уход за маленьким ребенок и в самом деле требует много усилий. Поэтому несложно упустить из внимания тонкие нюансы развития ребенка в области самостоятельности.

Первый опыт самостоятельной деятельности появляется у крохи уже в первые месяцы жизни. Проще всего с ним столкнуться на примере манипуляции предметами. С появления на свет малыш знал только один способ получить желаемое — заплакать, чтобы пошли родители и все устроили. Хочется игрушку — можно протянуть руку в ее сторону, и мама даст игрушку. Но в какой-то момент мама может не успеть пойти вовремя, и кроха дотянется за игрушкой сам. Так он поймет, что вовсе не обязательно звать родителей и плакать, чтоб получить необходимое — можно добиться всего самому. Когда он научится менять позу и ползать, он поймет, что сам может обеспечить себе удобство в пространстве. Эти незначительные на первый взгляд победы невероятно важны для развития ребенка в эмоционально-волевой сфере.

Развитие ребенка под контролем

Развитие ребенка под контролем

Казалось бы, родители должны радоваться, что дети так активно реализуют свои желания. Но обычно для них это оказывается неожиданностью и даже вызывает неодобрение. Особенно неудобным оказывается, когда кроха хочет не только как-то себя развлекать, но и обслуживать. Например, ребенок возрастом около года сам пытается ложкой есть пюре. Понятно, что на первых порах получаться у него буде не очень аккуратно. Во-первых, крохе тяжело чисто физически, развитие ребенка в области моторных навыков еще не очень совершенно. В результате он не сразу попадает ложкой в рот, половина еды разбрызгивается, пачкается стол, пол и одежда. Процесс, который в исполнении родителей занимал десять минут, теперь длится полчаса, и потом еще необходимо будет вымыть помещение и постирать одежду.

Здесь может возникнуть настоящий конфликт интересов. С одной стороны, родителям хочется поскорее закончить с обедом и уложить кроху спать (или пойти гулять после полдника). Но с другой стороны, отбирая у крохи ложку волевым решением, они все равно не сделают процесс принятия пищи более быстрым. Малыш начнет требовать права есть самостоятельно, раскричится, откажется есть из рук мамы. Испорченное настроение так же не прибавит позитива в режим дня.

Так как же поступить? Самым разумным будет предоставить крохе свободу действий, но максимально контролировать ее на данном этапе. Малыш прицелился ложкой в ухо? Мама может мягко направить его кисть в нужную сторону. Кроха пролил суп на стол? На поверхности будет лежать легко моющаяся клеенка, и не придется отмывать всю столешницу. Ежедневные упражнения позволят совершенствовать развитие ребенка в области моторных навыков. Совсем скоро малыш будет спокойно есть сам без сложного комплекса мер подстраховки. Чем раньше он получит возможность тренироваться, тем больше приблизится этот момент.

Родители как пример

Родители как пример

Очень часто родители сталкиваются с негативом в самостоятельных процессах со стороны самого ребенка. Малыш стремится что-то сделать сам, например, одеть носки, и он категорически отвергает помощь. Но полностью самостоятельно справиться с этим делом у него пока не получается. Кроха пробует снова и снова, начинает злиться, плачет. Предложение помощи со стороны родителей вызывает еще большую истерику. Что происходит, и что делать?

Это первый кризис самооценки в развитии ребенка. Малыш решил сделать что-то для него важное — и у него не получилось. Он не может справиться с обуревающими его эмоциями, потому рыдает. Но если родители за него наденут эти несчастные носки, это будет только подтверждением несостоятельности — я не справился, без родителей я ничего не могу. Это довольно тяжелый удар по детской психике.

Родителям не стоит настаивать на помощи в такой ситуации. Оставлять кроху наедине с его страданиями тоже не нужно. Здесь хорошей стратегией будет личный пример. «У тебя не получилось? Смотри, как это делаю я. Попробуешь так же?» В случае успеха даже на какой-то промежуточной стадии — попал ногой в носок, смог натянуть пятку, — уже стоит похвалить ребенка и обязательно отметить, что он это сделал сам. Тогда в следующий раз ему будет легче вспомнить свой удачный опыт и правиться с эмоциями, если удача также придет не с первой попытки.

Детям так проще

Многие родители предпочитают не поощрять ранние попытки самостоятельных действий. Особенно если это вызывает на каком-то этапе негатив и усложняет жизнь всей семьи. Увы, эта тактика способна не только нарушить отношения между крохой и родителями, но и вызвать ряд проблем с поведением ребенка в будущем. Если малыш с первых дней приучается совершать сам все необходимые процессы самообслуживания, он будет делать это неловко и не быстро на первых порах. Зато у него не будет в сознании даже идеи того, что кто-то другой должен его накормить, переодеть, собрать за него игрушки.

С совсем другой картиной мира растут дети, которые всегда знали, что родители обеспечат для них все — еду, одежду, порядок в комнате. Инициатива делать это в какой-то момент начинает появляться со стороны родителей, она не естественна для крохи. Мама однажды заявляет: «А теперь попробуй есть сам. А теперь сам оденься — ты уже достаточно большой для этого». Ребенку непонятно, почему вчера было нельзя, а сегодня необходимо. Он может вообще отказаться пробовать что-то по просьбе мамы, чем, разумеется, заслужит неодобрение. Так первый самостоятельный опыт окажется связанным с негативом. Малыш запомнит, что сам — это что-то неприятное. Это не добавит ему в дальнейшем энтузиазма развивать самостоятельные навыки. Лучше избежать вероятности такого развития событий в самом начале.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4196 человек!