Малыш
Малыш нуждается в режиме
4.6
23.09.2016
1633

Малыш нуждается в режиме


Автор
Ольга Сквирри


Содержание

Режим, или распорядок дня — вокруг этого понятия в последнее врем не умолкают споры. Должны ли дети придерживаться его? В чем вообще его смысл? В домашних условиях родители все чаще отказываются от жесткого режима, но в детском саду или школе малыш снова сталкивается с ним. Попробуем объективно рассмотреть понятие распорядка дня со всех сторон.

Дети нуждаются в порядке

Дети нуждаются в порядке

Идея фиксированного режима дня возникла не на пустом месте. Потребность в порядке — одна из основных в жизни человека, так как напрямую связана с инстинктом самосохранения: если я знаю, что со мной произойдет в следующий момент, то я могу быть спокойным за свою безопасность. В детском возрасте это особенно важно, ведь дети еще не могут компетентно принимать многие важные решения и критически оценивать окружающие условия. Их эмоционально-волевая сфера еще находится в стадии формирования, потому так сложно устоять перед соблазнами, и так не хочется понимать сложное значение слова «необходимость», Соотношение пользы и вреда малыш также еще расценивает весьма субъективно: полезно то, что мне приятно, а что неприятно, того буду избегать. Как ему объяснить, что если сейчас не поесть, то потом может заболеть живот, а если не пойти спать прямо сейчас, когда так весело играется, то завтра утром будет очень плохо? Завтра и потом вообще понятия весьма относительные для крохи возрастом до 5 лет.

Режим дня как раз призван избавить кроху от этих метаний. Если малыш изначально привык к тому, что в его жизни есть определенные правила, которые соблюдаются всегда, то просто не возникает повода подумать «может, я все-таки не пойду сейчас спать?» Ребенок знает, что в это время он идет спать всегда, его организм сам, повинуясь условному рефлексу, посылает к мозгу позывные на сон — пора в кровать. Родители могут вспомнить себя: через длительное время после привыкания к вставанию утром по будильнику в одно и то же время, вы уже сами начинаете просыпаться без всякого сигнала — организм настроился, ему не нужен сон позже этого времени.

Малыш должен получить это обязательно

Малыш должен получить это обязательно

Насколько неукоснительно малыш должен придерживаться режима дня? Этот вопрос каждая семья решает для себя индивидуально. Обстоятельства могут изменяться в зависимости от того, посещает ли ребенок детский сад, насколько стабильна его нервная система, какой вид деятельности является преобладающим, и насколько родители готовы участвовать в его жизни. Но есть несколько правил, которые обязательно должны быть соблюдены, независимо от всех остальных обстоятельств.

Для каждого возраста существуют свои нормы продолжительности сна, которые должны соблюдаться неукоснительно. Потребность во сне является витальной: если малыш не выспится, он просто не сможет поддерживать нормальную физическую активность, снизится его познавательная способность. Дети до 3 лет, к примеру, должны спать не меньше 12 часов в сутки. Позже с возрастом количество сна будет постепенно сокращаться в соответствии с созреванием коры головного мозга. Малышу будет удобнее и проще, если он будет засыпать, просыпаться и принимать пищу в одно и то же время.

Двигательная активность на свежем воздухе должна длиться не менее 4 часов, и желательно разбить этот промежуток времени на несколько менее продолжительных, ведь подвижные игры должны перемежаться со спокойными интеллектуальными занятиями (чтением, лепкой, рисованием), иначе малыш может переутомиться. Родители не должны забывать и про свободное время, которое дети могут занять так, как сочтут нужным. Личный выбор занятия — это очень важно для умения распоряжаться своими ресурсами и развития личности.

Родители могут сделать шаг в сторону

Родители могут сделать шаг в сторону

С обязательными условиями все понятно — а в чем же можно отступить от жесткого режима дня? Пространство для маневров появляется, если родители самостоятельно организуют распорядок дня своих детей. Тогда нет необходимости соблюдать строгие рамки, и можно по своему усмотрению расположить друг относительно друга прогулки, развивающие занятия и сон. Если малыш любит поспать подольше с утра, можно предоставить ему такую возможность, а после завтрака заняться не интеллектуальными занятиями, а выделить немного свободного времени, и после него сразу отправиться на прогулку. Пусть спокойным умственным играм малышу будет отведено вечернее время.

Если малыш готов отказаться от дневного сна, ему можно пойти навстречу и заменить сон тихим отдыхом, например, совместным чтением книжки или прослушиванием аудиосказки. Но в этом случае должен удлиниться сон ночной — ведь общее количество часов сна не должно быть меньше положенной по возрасту нормы. Возможно, стоит положить ребенка спать пораньше вечером, или позже разбудить с утра. А вот чего не стоит нарушать, так это связку «прогулка-обед-отдых». Такая зависимость процессов возникла не на пустом месте, она обусловлена особенностями функционирования организма. Прогулка — это физическая двигательная активность, также в это время малыш насыщается свежим воздухом. Все это требует больших затрат энергии и расхода сил, значит, после прогулки силы нужно поддержать — подкрепиться как следует в обед. А после обеда желудок должен переварить поступившую пищу. Все это лучше делать в состоянии покоя, чтобы не переутомлять и без того напряженный организм. Тихий час и энергия, полученная за обедом, позволят крохе после перерыва на отдых с новыми силами посвятить себя играм и развитию.

Развитие ребенка в распорядке дня

Развитие ребенка в распорядке дня

В последнее время среди родителей стали популярны различные методики раннего развития, и дети с самых юных лет начинают изучать науки и увлекаться разными творческими процессами или видами спорта. Это отличительная черта времени, развитие ребенка не стоит на месте, и нельзя отрицать, что если подобные занятия организованы грамотно и при разумном подходе, то они принесут малышу только пользу. А значит, для них тоже должно найтись свое место в распорядке дня. В зависимости от того, какое направление выбирает малыш, родители должны найти подходяще место в распорядке дня.

Никакие занятия не должны заменять прогулки или приходиться на время дневного отдыха. Сразу после пробуждения или приема пищи также лучше дать крохе время прийти в себя. Если малыш начал заниматься спортом, лучше максимально приблизить такие занятия к времени прогулки. Интеллектуальные или творческие занятия лучше всего впишутся в режим дня ребенка в утренние часы перед дневной прогулкой, или после полдника. Но какое бы занятие родители ни выбрали для своего ребенка, главное помнить при этом: все они должны доставлять малышу радость и вызывать его живой интерес. Не бывает учения без увлечения, если речь идет о маленьких детях.