Как пережить подростковый возраст и сохранить свои нервы

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Жизнь с подростком нередко напоминает затяжные военные действия: вот тут у нас перемирие («Он предупредил, что после школы задержится!»), а тут — битва за отметки, чистоту в комнате и «вынеси, в конце концов, мусор!». Почему он курит? Не рано ли ей краситься? Какие мальчики в 12 лет, о чем вообще разговор?

Разговор о том, как найти баланс между любовью к ребёнку и воспитанием этого внезапно появившегося в доме неизвестного отрока, от которого непонятно, чего ожидать. 22 ноября, в День психолога, специалисты и MedAboutMe призывают взрослых оставаться на позиции взрослого человека: как сохранить себя в битве за самоопределение и помочь ребёнку пережить тинейджерство с наименьшими потерями.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Да что ж с ними происходит?

Да что ж с ними происходит?

Статистически подростковый («тинейджерский») период укладывается в границы от 10 до 19 лет, причем еще недавно одиннадцатилетних никто подростками не называл. Так, «Подростку» Достоевского было 20 лет.

Сегодня все начинается раньше. Пик эмоций у мальчиков, обусловленный гормональной нестабильностью — 11-13 лет, у девочек — 12-14. Еще недавно это был возраст первых пионерских линеек, сегодня — сопротивления взрослым, отдаления, формирования собственной точки зрения.

От подростковых «бунтов» не уйти, это естественное явление, более или менее подавляемое либо вынужденными «военными» действиями, либо особенностями психики конкретного ребёнка, либо — и это оптимальный вариант — правильно выбранной стратегией и тактикой поведения взрослых. Это осознанное общение, осознанное поведение и понимание, кто в доме взрослый. Вот только не в формате «я старший, как я сказал, так и будет», а в аспекте мудрого (и местами хитрого) руководства.

Жизнь тинейджера — борьба. Где будем бороться?

Жизнь тинейджера — борьба. Где будем бороться?

Чем взрослый отличается от ребёнка, помимо физиологии? У него есть две категории: свобода и ответственность. Свобода выбора: хочу — работаю, не хочу — не работаю. И ответственность: не хочу работать — сам отвечаю за то, откуда будут появляться деньги на жизнь.

Что в первую очередь видит вчерашний малыш в качестве атрибута взрослости? Конечно, свободу. Сам буду выбирать майку и в три года, и в 12. А еще буду выбирать, с кем гулять, когда гулять, учить ли алгебру, и вообще все-все-все. За такую свободу не грех и побороться.

Лайфхак для жизни с подростком: тинейджеру надо бороться за свою самостоятельность. Направьте его военные действия в безопасное русло. Выбирайте одну часть ежедневной жизни, которой можно пожертвовать ради взрослеющего чада, и ограничивайте борьбу ею. Принцип примерно тот же, что и при кризисе трех лет: надо пойти из подъезда направо? Смело идем налево и поддаемся маленькому бунтарю в его противостоянии и самостоятельном выборе нужной дороги.

Например: важны оценки в школе? Не концентрируйтесь на них, подростки, если на них не давить, довольно разумные существа. Интересуйтесь, подсказывайте, предлагайте, обсуждайте, но не делайте дневник яблоком раздора.

Пусть поводом для сопротивления станет, например, порядок в комнате или фасон стрижки и цвет волос. Выбирайте аспект, в котором подросток будет выигрывать, а вы — уступать, высказывать недовольство, помогать оттачивать аргументы. Тинейджеру надо бороться и выигрывать на «взрослом поле» — так дайте ему такую возможность.

Только ни в коем случае не показывайте, даже случайно, что разбросанные носки или фиолетовый ирокез задевают вас намного меньше, чем очередной «неуд» по биологии. Умный строит тактику на основе общей стратегии.

Цель родителей в подростковый период: донести, что свобода ограничивается самостоятельно все той же ответственностью. Выбор хорош, когда ты осознаешь его последствия, знаешь аспекты ситуаций, к которым он приводит. И взрослые все это знают. Вот только, забывая о своем отрочестве, навязывают наиболее разумные поступки. А это не работает, это воспринимается исключительно как давление и ограничение свободы, помеха взрослению. Что делать?

Разговаривать с подростком, и делать это правильно.

Как разговаривать, чтобы на самом деле разговаривать?

Как разговаривать, чтобы на самом деле разговаривать?

Термин «подросток» в русском языке нередко сопровождался описанием социального статуса — отрок. Отроку Толстого — 15 лет, его мучают размышления, желание вырасти и невозможность проснуться взрослым. Отроки, согласно семантике, — те, кому не дано право разговаривать, вот только современный подросток это право активно оспаривает. Что хорошо в целом — определяться надо быстрее, у современной жизни другие темпы, но тактически срабатывает не очень эффективно: тинейджеры еще не умеют говорить на взрослом языке, а родители зачастую не хотят или уже не могут из-за высокой эмоциональной вовлеченности в ситуацию.

Чтобы разговаривать, получать адекватную реакцию или просто ответы без «отвяжитесь», надо помнить несколько правил общения с тинейджером.

Наличие цели у разговора — 90% успеха

Если надо добиться информации, действия, выяснить причины или точку зрения ребёнка, к разговору необходимо готовиться. Да, это практически бизнес-план с точечными стратегиями и тактикой, но эффективность важнее желания расслабиться. Разговор без цели часто под влиянием эмоций уходит от предмета обсуждения к взаимным претензиям.

Например, получив в ответ на просьбу убраться в своей комнате резкий ответ, взрослый вскипает и начинает вспоминать такое же поведение вчера, двойку по алгебре в среду, предсказывает карьеру дворника и грозит прочими карами. Эффект достигнут? Нет. Родитель остался с полной комнатой разбросанных вещей, тинейджер в очередной раз убедился, что кругом враги, а «предки тупые». Что делать?

Потратить пару минут перед разговором на обдумывание цели и конкурентных преимуществ при ее достижении. Просто убрать вещи — не цель для подростка. Навести порядок, чтобы потом пойти гулять — уже более логичная цепочка, она включает бонус (прогулку) и позволяет добиться решения вопроса с уборкой. Но не методом шантажа и «я сказал», а объяснением: почему так — правильно.

Дать время на подготовку

Перед серьезным разговором надо анонсировать это непростое мероприятие. Мало кому из взрослых нравится, если в разгар напряженной умственной деятельности (например, при подведении итогов семейного бюджета или расчете, сколько защитных магов нужно, чтобы атаковать монстра 22 уровня) в процесс вдруг ворвется вышестоящее лицо и потребует отчета о проколах и неудачах. Психологический настрой также очень важен: оба участника беседы должны иметь и время, и силы для обсуждения «горячих точек». Плюс — подростку важно участвовать в решении, иметь возможность выбора хотя бы времени беседы.

Итак, «Я хотела бы обсудить твои отметки за первую четверть. Когда тебе удобнее?». Вопрос необходимости разговора не обсуждается, но время может выбрать и вторая сторона диспута.

Чаще всего первой реакцией на подобное предложение является шок. «Никогда», «не в этой жизни» и прочие отговорки не пройдут, надо объяснить (смотрим пункт о формулировании цели и бонуса), почему эта беседа нужна подростку больше, чем родителям. Очень желательно не вспоминать о карьерном росте дворников, прибегая к аргументам об отметках и учебе в целом, это не работает.

Учиться говорить на равных

Подросток, несмотря на несостоятельность в большинстве взрослых дел сегодня, стремится «стать большим», хотя бы внешне. И это отлично, это та мотивация, которую родители могут использовать. Только прибегать к ней следует не грубо («раз такой взрослый, сам иди и зарабатывай»), а с умом — говоря на равных, так, как беседуют взрослые люди.

В такой ситуации у подростка не остается вариантов для «отмазок»: его мнение интересует, учитывается, и шансов вернуться к обычной грубости или уклонениям не остается. Вступают в игру правила взрослого мира.

Общение строится также, как с коллегами по работе. У родителя есть цель: добиться результата, и возможность поощрить по итогам ее выполнения. Кому нравится, когда начальство в приказном порядке заставляет отрабатывать сверхурочные или ехать в командировку без дополнительной оплаты? Примерно такая же схема действует и с детьми: «Ты собираешься вечером погулять, я с радостью разрешу тебе отсутствовать до 21:00, если в комнате будет порядок». То есть, сверхурочные будут отрабатываться, потому что за них дополнительно заплатят: все логично и по-взрослому.  

Меньше монологов, больше активного слушания

Меньше монологов, больше активного слушания

Монологи взрослых, даже если в них включаются реплики ребёнка, — совершенно неэффективная тактика воспитания. Во-первых, нет ответной реакции, а если она есть, то провоцируется она нравоучением, а не настоящей позицией ребёнка.

Во-вторых, у любого человека в ответ на длительное «бубнение» начинают «включаться фильтры», речь отсекается, как неинформативная и бесполезная. В-третьих, подобная манера общения вызывает негативное отношение у подростка, а взрослому, ожидающему и не получающему ответа, помогает заходить в предположениях и эмоциях довольно далеко.

Монологам — нет.

Активное слушание полезно во всех вариантах общения. Спросил — жди ответа, а не начинай строить предположения, «где он шлялся до ночи», даже если о месте прогулки уже есть достоверная информация. Цель — продуктивное общение, поиск решения проблемы «как сделать, чтобы не шлялся», а не нравоучение и обвинение.

Что делать, если родитель с ребёнком не согласен?

В ситуации, когда подросток высказывает мнение, вызывающее несогласие, действует в противоречии с желанием родителей или порядками в доме, нравоучения или крики также не приведут ни к чему позитивному. Про применение ремня не стоит и вспоминать.

Что делать? Поступать также, как на собрании в коллективе: спокойно и логично объяснить свою позицию. «Я не согласна с такой точкой зрения (невымытой посудой, ненужностью биологии), потому что это вредит достижению целей нашей компании (здоровью, отметкам в ЕГЭ), так как…».

Зачем нужны хорошие отметки по биологии тому, кто собирается поступать в МИФИ? Ну ему же это не интересно совсем! А затем, что результаты учебы в 10-11 классе при поступлении в МИФИ могут оцениваться среди абитуриентов, набравших одинаковый балл. И «пестики с тычинками» могут испортить общую картину: прощай, изучение искусственного разума.

И — «спокойствие, только спокойствие». Надо объяснить, почему именно так должно все происходить, а не навязывать свои убеждения. Вот такой будет результат у подобного действия, решай, дорогой подросток.

Высокое давление

В целом, опытные родители-«подростковеды» быстро убеждаются, что чем больше давишь на ребёнка, тем сильнее он сопротивляется. Это и физика, и психология. Можно надавить, передавить, вызвать взрыв или неохотное подчинение, но в следующий раз придется давить сильнее. Так что не стоит и начинать.

Принцип совместного существования с подростком — быть умнее. Помнить, кто тут взрослый, что означает не право заставлять, а возможность управлять. И прежде всего управлять собой, своим поведением, своими словами и действиями.

Не бояться отказа, не бояться отказывать

Не бояться отказа, не бояться отказывать

Если что-то невозможно выполнить в соответствии с просьбой подростка или он отказывается что-то делать, не надо устраивать «сцены» и объяснять, что «банковский счет не резиновый», или «не вернешься к 10 — позвоню в полицию».

Нет, десятый айфон купить невозможно, а гулять так поздно я не разрешу, потому, что… И аргументированно объяснить позицию. Если в ответ снова начинается бунт — ну что ж, аргументы не дошли сейчас, надо поработать над техникой донесения. Но границы разумного не изменять.

«Дай мне время подумать»

Родители держатся за свой авторитет взрослого, всезнающего и быстро реагирующего человека, это ошибка практически всех: отвечая на вопросы трехлетки, как рождаются муравьи, или пятнадцатилетнего, можно ли поехать на Новый год к друзьям на дачу, не надо спешить.

Признать за собой право обдумать ситуацию, собрать информацию не означает снизить свой статус родителя. Наоборот, велики шансы, что в следующий раз и малыш решит обдумать что-то сам, и подросток подойдет к разговору с более аргументированной позицией и услышит мнение взрослого.

«Мне надо подумать, мы можем обсудить это завтра?» Такой ответ показывает, что взрослый не «вдруг» выносит решение, а хочет действительно разобраться и понять все «за» и «против». И решение будет обоснованным, а не принятым на эмоциях «да ты что, вы ж там все упьетесь».

И — если есть вопросы, надо радоваться их возникновению. Особенно, если тинейджер спрашивает, почему опасно принимать наркотики, кататься на крышах электричек или желает уточнить, почему «один его друг» боится подойти к девочке. Такие вопросы — показатель доверия, и к ответам действительно надо подходить всерьез.

Вопросы к подростку

Спрашивать, интересоваться хотя бы за ужином, как дела, что было интересного/нового/особо нудного в школе, как жизнь вообще, — очень важно. Сегрегация подростка обусловлена естественным стремлением к самостоятельности, но это не означает, что ему совсем не нужна семья. Наоборот, остаться одному — самый большой страх в этом возрасте. Давать почувствовать ребёнку, что он кому-то нужен, интересен, и этот кто-то — его семья, очень важно.

И не только спрашивать, но и запоминать ответы на вопросы. Не надо сводить все к формальному «Как день прошел?» — «Норм».

Открытые вопросы

Это работает с большими, маленькими, с подчиненными, бизнес-партнерами, и, конечно, с подростками. Открытые вопросы — те, на которые нельзя ответить «да», «нет,» «норм».

«Ты написал сочинение?» — «Да». Все, обсуждение закончилось. «Нет» — вероятность начала конфликта.

«Что-то тебе понравилось в книге, по которой надо было писать сочинение?» — вопрос, предполагающий хотя бы пару реплик в ответ и дающий более продуктивный результат.

Совместные интересы

Совместные интересы

Мы любим этого невозможного подростка, это факт. Никуда не деться от того, что вот это долговязое с прыщами и в немыслимой одежде скрывает внутри все того же милого малыша с перевязочками. А что мы в первую очередь отмечаем в любимых людях, как партнерах, так и друзьях?

Общность интересов. С Васей — на футбол, с Ленкой — по магазинам. С подростком?

Не стыдно интересоваться тем, что интересно этому вчерашнему малышу. Нередко это совсем не детские по уровню сложности забавы, игры, увлечения, но даже если и так: цель родителя — хотя бы немного разделить интерес ребёнка, дать ему понять, что он сам — достойная внимания личность со всеми его хобби. И это, опять же, повод для разговора (в котором нет места снисходительному тону, осуждению и морали «какая это все ерунда!»).

«Как прошел день? Нормально? А чем ты занимался? На уроках сидел и в WaO играл? А что это такое? А чем она интересна? А зачем нужен уровень лорда?»  

Найти то, что вызывает у подростка именно сегодня повышенный интерес — важно. А после выяснения различия монстров можно аккуратно перейти и к вопросу ограничения времени, проводимого в интернете. А то и завести аккаунт и играть вместе.

Личный опыт
Беатрис, мама подростка, Нидерланды

Я играю в одной команде с сыном в War and Order. Мне 50 лет, ему 17. Мой ник — fatwomangoblin (толстая женщина-гоблин) я придумала сама. Вместе с сыном играют пара его друзей, один недавно проходил реабилитацию от наркозависимости, и мы поддерживали его аккаунт в игре, отправляли войска, отражали атаки.

Я начала играть, честно говоря, чтобы контролировать сына: если вы в одном альянсе, то видно, кто когда он-лайн, можно читать реплики, видеть активность. То есть знать, где примерно ребёнок и чем занимается. Потом, что называется, наработала авторитет: в этой стратегической игрушке очень много расчетов, которые повышают эффективность, и многим игрокам это делать лень, или они просто не замечают таких важных аспектов, а мне, как бухгалтеру, все это очевидно. В итоге и сын, и другие члены нашего альянса считают меня чем-то вроде мозгового центра. И там действительно интересно.

Ребята приходят играть к нам, им так проще координировать действия во время игры, а мне спокойнее. И нам всегда есть, о чем поговорить.

Объяснять, почему родители волнуются

Вопрос «куда это ты собралась?» вполне логично вызывает негатив, достаточно примерить его на себя. Куда это я собрался? Да кто ты такой, чтобы спрашивать, какое твое дело?

Примерно также реагирует подросток. При этом вопросы взрослых в подобных ситуациях вызваны волнением и тревогой, а с точки зрения тинейджера это контроль и ограничение свободы.

Надо объяснять сразу же, «какое вам дело». «Я волнуюсь. Уже вечер, темно, а ты куда-то собираешься. Можешь объяснить, куда, чтобы я не тревожилась». Повода для конфликта нет, есть запрос на управление эмоциями взрослого: я буду волноваться, помоги мне этого не делать.

«Я тебя слышу»

Кого мы, взрослые, считаем лучшим собеседником в тяжелой ситуации? Того, кто дает советы и решение, начинает рассказывать, как надо было поступить, чтобы избежать проблем, начинает говорить о себе? Или того, кто сочувствует и понимает (или хотя бы делает вид), как нам тяжело?

Дети — не исключение. «Ты расстроился из-за потерянного мячика», «Тебя огорчает поведение соседа по парте», «Тебе не нравится новый физик». В момент рассказа не важно, что мячик был отфутболен под машину, хотя сто раз говорили — до площадки несем в руках, или что новый физик отличный педагог, просто уроки надо учить вовремя. Умение слышать и давать обратную реакцию — важно. «Я тебя слышу» в большинстве случаев означает высокую вероятность не пропустить что-то важное в жизни подростка: он будет знать, что его проблемы можно высказать родным.

Комментарий эксперта
Казанцева Вероника Витальевна, психолог
  • Говорите меньше

Не нужно каждую минуту напоминать ребёнку очевидные уже для него вещи, даже если вам кажется, что он рассеян и без вас все забудет и перепутает. «Ты взял проездной? Ключи не забыл? Пора за уроки…» Эти вопросы и реплики актуальны для первоклашки, но для взрослеющего человека 13-15 лет они уже не подходят. Постоянные нотации, нравоучения и советы будут только раздражать подростка. Старайтесь где-то промолчать, предоставив ребёнку самостоятельно выполнять необходимые повседневные дела.

  • Слушайте больше

Станьте самым внимательным слушателем для своего подростка. Возможно, вам и кажется, что он несет полную ерунду, но на самом деле, любая информация, которой он делится с вами, для него важна. Так вы сможете узнать, чем он живет, что его волнует, беспокоит, что он думает о тех или иных вещах, а значит, сможете поддержать в нужный момент, направить и повлиять на него.

  • Предоставляйте свободу

Чем старше становится ребёнок, тем больше ему нужно свободы. Это не значит, что она должна обрушиться на него в один прекрасный день, как снег на голову. Двигайтесь постепенно, шаг за шагом отдавая подростку «бразды правления» его собственной жизнью. В каких-то вопросах предоставьте выбор ему (например, как ему выглядеть, какие предметы выбрать в качестве профильных и т. п.), в каких-то принимайте совместные решения и ищите компромиссы (во сколько вернуться домой, как праздновать день рождения и т. п.). Обсуждайте острые вопросы, договаривайтесь.

  • Сохраняйте границы

При этом помните: свобода — это не вседозволенность. И хоть подросток — это уже не ребёнок, все-таки он еще и не взрослый. Поэтому ему все так же нужны границы и рамки, чтобы чувствовать себя в безопасности — он должен понимать, что рядом с ним есть взрослый, который знает, как нужно, который сможет решить проблемы и помочь в трудную минуту. Так что обязательно продумайте, что для вас является недопустимым и категорически неприемлемым в поведении ребёнка, и донесите до него эту мысль. Будьте последовательны в своих требованиях, продумайте систему санкций в случае нарушения ваших правил. Таким образом вы обозначите пределы свободы, укажете границы, дальше которых подростку заходить не стоит. А значит, его взросление будет менее тревожным как для вас, так и для него самого.

Основной лайфхак родителей, которым надо уметь правильно пользоваться: они взрослые и умные люди. И могут управлять ситуацией и собой в ней, не поддаваясь на провокации любимого чада в период такого непростого перехода из безусловного малыша в условно самостоятельного и полноправного члена общества.

Можно и нужно предоставлять свободу в разумных пределах, и умный человек сделает эти пределы не вполне заметными, а руководство мнением и действиями представит в формате равноправного разговора. И это правильно, ведь через пару лет в доме будет уже не подросток, а молодой человек, так что привыкать к еще одному взрослому стоит заранее. Подросток выращивает его в себе, родитель — в собственном доме.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Вооружен до зубов: 9 гаджетов для здоровья зубов и десен

Какие гаджеты помогут сохранить здоровье зубов и красоту улыбки? Топ лучших для домашнего применения.

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 21.11.2017 15:33, обновлено 17.04.2020 18:42
Рейтинг статьи:
4,2

Читайте также

Этот сложный подростковый возраст: восстанавливаем доверие
Подростковый возраст – это время перемен. Как помочь подростку преодолеть все трудности переходного периода?
Чем опасен подростковый возраст?
Воспитать подростка, при этом избежав беды и сохранив доверие, порой гораздо труднее, чем кажется изначально.
Сложный подростковый возраст у девочки
Как сохранить отношения с дочерью, когда она становится невыносимым подростком? Каждой матери придется когда-то пройти этот путь.
Трудности общения с ребенком подросткового возраста
Проблема «отцов и детей» была и остается актуальной. Какую выбрать тактику общения и поведения с ребенком подросткового возраста.
Трудный возраст: как спасти ребенка от секты?
Необычные перемены в поведении подростка могут являться следствием влияния сектантских вероучений. Как оградить ребенка от опасного общества?
Ответственность для подростков
Подростковый возраст призван подготовить вчерашнего малыша к будущей взрослой жизни. Как родители могут помочь ребенку на этом пути?