Развитие ребенка
День логопеда
4.6

День логопеда


Автор
Бэлла Солнцева


Количество детей, страдающих различными нарушениями речи, растет с каждым годом. По мнению специалистов, это нередко связано с условиями развития детей дошкольного возраста в наше время. Технический прогресс принес в семьи множество современных мультимедийных развлечений, при этом живая речь стала звучать гораздо реже — родители уже практически не поют ребенку песен и не читают сказок, а просто включают мультфильм или компьютерную игру. Стоит ли удивляться, что такой подход нередко тормозит своевременное формирование речевых функций.

Чем занимается логопед

Многие родители ошибочно полагают, что работа логопеда заключается в правильной постановке звуков после того, как ребенок уже начал говорить. Это связано в основном с тем, что логопедические группы в детских садах создаются на базе старших и подготовительных, то есть посещают их дети пяти и более лет. В реальности же симптомы у детей, говорящие о логопедических проблемах, можно обнаружить уже с шестимесячного возраста. Речевые навыки должны активно формироваться в период так называемого «гуления», а после десяти месяцев при нормальном развитии малыш уже может произносить свои первые слова.

Задача логопеда — выявить нарушения, если они имеются, и предложить меры их коррекции. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем больше шансов с ней справиться. В арсенале логопеда присутствуют не только какие-то специальные упражнения, но и целый набор инструментов, которыми при необходимости выполняется массаж языка, губ, жевательных и мимических мышц.

Когда следует обращаться к логопеду

Некоторые дети начинают говорить чуть позже, чем положено, однако в дальнейшем речь их развивается нормально. У других же первые слова появляются вовремя, но затем возникают сложности с произношением или с использованием фразовой речи. Родителям необходимо знать основные возрастные нормы и обращать внимание на любые признаки недоразвития речи, чтобы своевременно проконсультироваться со специалистами и принять необходимые меры.

Вот основные признаки, которые должны вызвать тревогу в раннем возрасте (при условии, что общее состояние здоровья ребенка нормальное, слух и зрение без патологии):

  • отсутствие лепета до полугодовалого возраста;
  • отсутствие отдельных слов в возрасте года-полутора;
  • отсутствие активной фразовой речи в возрасте трех лет.

Нормальное дошкольное развитие ребенка подразумевает, что после трех лет он уже может:

  • составлять полные предложения;
  • пересказывать простые сюжеты;
  • рассказывать короткие стихи наизусть;
  • активно задавать вопросы.

Если этого не происходит, необходимо обратиться к логопеду, который первым делом проверит память ребенка, его навыки и общее развитие, а лишь потом назначит необходимые упражнения, гимнастику или массаж.