false
Развитие ребенка
Гениальность в детском возрасте: дар или проклятье?
4.5

Гениальность в детском возрасте: дар или проклятье?

Казалось бы, какой родитель не мечтает о поистине одаренных детях? О тех малышах, которые тянутся к книгам раньше, чем начинают ходить, а к возрасту трех лет знают всю таблицу Менделеева и основы ядерной физики. Все абсолютно уверены, что таких гениев ждет только самое великое и светлое будущее. Но мало кто задумывается, какую цену в действительности приходится платить одаренным детям и их родителям. Сегодня MedAboutMe попытается разобраться, что же такое – детская гениальность: чудесный дар или проклятье?

Феномен детей-вундеркиндов

Феномен детей-вундеркиндов

Loading...

Многие люди задаются вопросом, откуда же берутся маленькие Ломоносовы, Эйнштейны и Ньютоны? Кто-то полагает, что такие дети рождаются не чаще одного раза в столетие, а кто-то уверен, что потенциал заложен в каждом ребенке: нужны лишь правильные условия для его раскрытия.

Как известно ученым, набор генов, который «дарует талант» ребенку, все же передается по наследству. Не стоит отрицать того, что гениальные малыши могут появиться и в самой простой семье, но все же при исходных генетических данных эта вероятность выше. Также нужно развеять одно из распространенных заблуждений – истинный талант невозможно взрастить только лишь усиленными занятиями.

Психологи, долгое время занимающиеся изучением одаренных малышей, утверждают, что в возрасте четырех лет ребенок обнаруживает около половины интеллектуальных способностей, которые проявляются позже. В шесть лет ему доступно уже более 70% потенциальных возможностей, а в восемь – все 90%.

Родители истинных гениев в большинстве случаев даже не прилагают особенных усилий к обучению собственных детей. К примеру, Григорий Перельман, Паскаль и Ломоносов пробирались к славе самостоятельно.

А вот семья Никитиных прославилась на весь мир своим педагогическим экспериментом. Стараниями родителей их дети уже в 4 года знали периодическую таблицу, читали сложные учебники и монографии, а впоследствии перескакивали из класса в класс, закончив школу экстерном. Кем же выросли участники такого эксперимента? 

Они смогли построить успешную карьеру в различных областях, а также создать семьи, но к столь желанной родителями гениальности не приблизился никто.

Хорошо для науки – плохо для психики

Многие люди уверены, что гениальность – это синоним успеха и дальнейшего благополучия в жизни. И действительно, у развитого интеллекта есть масса преимуществ, что постоянно подтверждают ученые.

К примеру, одно из исследований, проведенных специалистами из университета Виржинии, доказывает, что люди с более высоким показателем IQ имеют меньшую предрасположенность к развитию шизофрении – тяжелого психического заболевания.

Ученые в течение нескольких десятилетий наблюдали за более чем миллионом шведских мужчин, что позволило сделать такие выводы.

Но у ранней гениальности есть и существенные недостатки, о которых зачастую умалчивают. Дело в том, что юные вундеркинды сталкиваются с серьезным давлением, которое на них оказывает общество и близкие люди. Быть ребенком-гением – очень тяжело. Таким малышам надо постоянно оправдывать чьи-то ожидания, становясь плодом амбиций родителей и учителей.

Еще один важный момент – проблемы с социализацией. Многих детей и подростков с экстраординарными способностями часто лишают детства, так как все их свободное время занято обучением, тренировками или другими способами для «развития гениальности». Нередко ребенок переходит из класса в класс или находится на программе индивидуального образования, в результате чего практически не контактирует со сверстниками.

В восьмидесятые годы прошлого столетия весь СССР восхищался способностями маленького мальчика по имени Паша Коноплев. В свои три года малыш умел читать и производил сложные вычисления, а в восемь лет юное дарование смогло совладать с физикой. 

В 15 лет мальчик был зачислен в один из лучших вузов столицы, а в 18 лет – в аспирантуру. Казалось бы, вот оно – блестящее будущее и грандиозные перспективы.

Однако не все оказалось так просто. Феноменальные способности повлекли за собой серьезную нагрузку на неокрепшую детскую психику. Гениальность свела юношу с ума – в возрасте 29 лет он скончался в одной из психиатрических клиник, так и не успев совершить выдающихся открытий.

Юному гению не дали побить рекорд

Еще одна ярчайшая молодая звезда современности – девятилетний Лоран Симонс. В том возрасте, когда родители обычно решают за своего ребенка, нужно ли ему совмещать занятия в бассейне с кружком рисования, этот юный гений уже поступил в один из самых известных университетов Европы и даже успел разочароваться в своем образовании.

Лоран должен был получить диплом бакалавра в конце 2019 года, став самым юным выпускником в истории и побив рекорд книги Гиннеса. Не стоит отрицать, что во многом страстное стремление к получению желанного титула было простимулировано родителями. 

Однако администрация университета Эйндховена, где проходил обучение мальчик, сообщила семье, что проведение экзаменов лучше отложить до 2020 года, чтобы Лоран успел продемонстрировать уровень своих знаний, освоив программу.

План родителей мальчика завершить высшее образование ребенка за 10 месяцев потерпел провал. Они тут же отозвали документы сына из учебного заведения и принялись активно общаться с прессой, рассказывая различным изданиям о несправедливости, царящей в стенах университета.

А чего же хочет сам Лоран? Мальчик рассказывал, что хочет посвятить свою карьеру созданию искусственных органов и нейростимуляторов. Основная его цель – продлить жизнь многим людям, а в особенности – собственным бабушкам и дедушкам, которые очень трепетно относятся к своему внуку.

Как же сложится карьера юного гения дальше, если он уже разочаровался в университетском образовании? Ответ на этот вопрос дать сложно. Скорее всего, мама и папа подыщут ему более подходящее место учебы, где будет возможно реализовать свои амбиции. Очень может быть, что через пару десятков лет мы услышим о Лоране как о великом ученом, который смог в корне изменить современную медицину.

Вывод

Гениальность – это действительно тяжелая ноша, которая невольно ложится на плечи ребенка. Постоянные требования и эмоциональное давление, отсутствие нормального детства, проблемы в общении со сверстниками... Родителям чудо-малышей не стоит забывать, что прежде всего их дети – это дети, а не инструмент для удовлетворения чужих амбиций. 

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Использованы фотоматериалы Shutterstock

IQ and Schizophrenia in a Swedish National Sample: Their Causal Relationship and the Interaction of IQ with Genetic Risk / Kendler KS, Ohlsson H // American journal of psychiatry. - 2015. - №173

Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими склонность к математике / Кулагина О. Е., Аксёнова О. И. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016

How to raise a genius: lessons from a 45-year study of super-smart children / Clynes T // Nature. - 2016. September