Развитие ребенка
Как помочь детям 2-3 лет освоить навыки мышления
4.3

Как помочь детям 2-3 лет освоить навыки мышления

На каждом определенном этапе взросления ребенка идет не только изменение его физиологии и психики, но и формирование тех или иных навыков. В этом плане очень значимый период — два-три года. Именно в этот временной промежуток происходит серьезный рывок в развитии детей, в формировании их дальнейшего мышления и эмоционального восприятия мира.

Этот скачок в развитии ребенка хорошо заметен. Довольно часто взрослые считают двухлеток буквально неуправляемыми, отмечая их своенравие, агрессию и капризы по самым незначительным поводам. 

Психологи считают, что родителям этот период надо буквально пережить, проявляя безграничное терпение и сохраняя правильный подход к воспитанию. Ведь именно после двух лет начинается активное развитие навыков мышления: у ребенка активизируется воображение, появляются какие-то собственные идеи и мысли. При этом навыки контроля эмоций у малыша еще отсутствуют, он пока не умеет управлять своими новыми ощущениями.  

Как помочь детям в развитии навыков мышления

Как помочь детям в развитии навыков мышления

После достижения возраста двух лет дети уже в состоянии осознавать значение слова «нет». Они могут применять простейший смысловой анализ как к своим поступкам, так и к действиям других людей. Ребенок начинает различать эмоции — свои и чужие, а также способен их анализировать и реагировать на них соответствующим образом. За очень короткий период времени наблюдается значительный прогресс в мышлении ребенка и задача взрослых — помочь, поддержать, скорректировать поведение.

Понять, что ребенок вступает в полосу такого развития, довольно просто. Как правило, он начинает сыпать вопросами: «Почему? Что? Как?» После двух лет языковые навыки детей существенно улучшаются, они более четко формулируют вопросы и могут связно объяснить свои поступки, желания или страхи.

Родители не должны отмахиваться от маленьких «почемучек». В то же время на их вопросы не стоит давать готовых ответов: для начала попросите малыша высказать свое мнение. Пусть его мозг работает и рождает новые идеи. Ребенок вполне может проанализировать окружающую обстановку и сделать свой собственный вывод. Если он неверен, объясните ребенку, в чем его ошибка и дайте правильный ответ — как можно более простой и понятный.

Именно таким образом идет развитие ребенка. При помощи взрослых он выстраивает цепочки закономерностей и делает логичные выводы. Например, на небе появляются тучки — значит, может пойти дождь (снег). Способность видеть взаимосвязь явлений — это новый этап в формировании мышления. Задача взрослых — ненавязчиво привлекать внимание ребенка к подобным последовательностям.

Развитие ребенка с использованием предметов и объектов

Формирование навыков мышления у 2-3-летних малышей может идти с использованием самых простых предметов из домашнего обихода. От родителей не требуется каких-то существенных расходов или усилий. Так коробка из-под обуви может легко превратиться в дом или гараж для игрушечных машинок. 

Чтобы проявить фантазию, дети должны анализировать окружающий мир: например, определить, что обувная коробка благодаря своей форме может стать подходящим гаражом для машинок. Исследование окружающей среды становится более сложным и творческим, что способствует накоплению собственных умозаключений. 

Взрослым следует понаблюдать за малышом в процессе игры — когда он копается в песке, делает фигурки из пластилина, строит стену из кубиков, складывает игрушки по разным коробкам. Чтобы стимулировать навыки мышления, задавайте при этом больше вопросов: что ребенок ищет в песке, зачем нужна стенка из кубиков, почему он складывает игрушки в разные коробки? Внимание и проявленный интерес со стороны мамы или папы стимулируют как развитие ребенка, воспитывая в нем интерес к познанию мира, так и формируют благодатную почву для его творческих исследований.

Начинать обучение нужно с простых заданий. Родители могут предложить малышу разложить игрушки по цвету, размеру или выстроить ассоциативные пары: например, зайку положить рядом с морковкой, а кусочек сахара — у чайной чашки. 

Такие упражнения вполне можно совмещать с обычными повседневными делами. К примеру, во время мытья посуды попросите малыша разложить чайные ложки отдельно от столовых. Или другой сценарий — при уборке комнаты от игрушек, дайте ему задание отсортировать части конструктора в один ящик шкафа, а кубики — в другой. 

Абсолютно новый навык мышления — это осознание такого сложного понятия, как время. Маленькие дети не имеют чувства времени, не осознают его течения. На третий год жизни они уже готовы к восприятию такой информации. Чтобы помочь ребенку понять время, визуализируйте понятие, просто показав ему песочные часы. Тогда малыш сможет своими глазами увидеть, как истекает определенный временной промежуток — пять или десять минут.

Участие родителей должно быть более активным

Участие родителей должно быть более активным

Больше всего малыши любят играть. Это надо использовать для развития ребенка и его мышления. На самотек процесс пускать не стоит — родителям следует продумывать развивающие игры и активно участвовать в них. Это поддержит ребенка на правильном пути.

Взрослые часто недооценивают роль игр, видя в них только баловство. Однако именно по играм можно заметить, как происходит скачок в мышлении вашего ребенка. Если кубик для него превратился в машинку, а несколько выстроенных в ряд коробок — в паровозик с вагонами, значит, малыш начинает понимать символы, может придумывать и разыгрывать определенные ситуации. Навык понимания символов очень важен для дальнейшего познания естественных наук, математики, письма.

Родители должны поощрять детские ролевые игры с использованием принципа «понарошку». Причем ребенок должен сам придумывать сюжеты, чтобы научиться выстраивать правильные логические цепочки. Чтобы помочь малышу освоить воображение, обеспечьте его нужным «реквизитом» — разноцветными коробками, предметами одежды, подушками, легкой небьющейся посудой. 

В этом возрасте дети часто совершают ошибки. Это естественный процесс, ведь они «проигрывают» разные варианты действий. Такие промахи нельзя высмеивать и, тем более, ругать за них малышей. Терпеливо помогите им найти правильные варианты решения задачи: подберите нужный фрагмент пазла, напомните слова забытой песенки, замените сломавшийся карандаш или подскажите развитие сюжета в придуманной игре.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Всероссийская научная конференция “современная психология мышления: смысл в познании” (к 75-летию со дня рождения О.К.Тихомирова) / Васюкова Е.Е. // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30 №2. - с. 114-120

Развитие дивергентного мышления младших школьников / Белошистая А.В., Иванов А.Н. // Вопросы психологии. - 2010. - №2. - с. 72-79