Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Развитие ребенка
Не готов к школе: эксперты о детях, которые начинают учиться слишком рано
4.4

Не готов к школе: эксперты о детях, которые начинают учиться слишком рано

По Закону «Об образовании» в начальную школу можно идти с 6,5 лет. О том, что паспортный возраст и готовность к учебе могут не совпадать, знают все. Не зря же во многих школах перед приемом с ребенком беседует психолог. А вот эксперты говорят, что самые младшие дети в классе часто не просто не готовы – у них при обследовании находят больше различных отклонений – от СДВГ и умственной отсталости до детской депрессии. Разбираемся вместе, почему это происходит.

У младших учеников чаще диагностируют СДВГ, УО и депрессию

У младших учеников чаще диагностируют СДВГ, УО и депрессию

Если ребенок не может усидеть на месте или не может сдержаться, чтобы не начать болтать обо всем не вовремя, что это – синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто не «дозрел», чтобы сидеть спокойно?

Нельзя сказать точно, потому что каждый такой случай надо рассматривать индивидуально. Но новые исследования показывают, что у самых маленьких детей в классе диагностируется СДВГ, умственная отсталость (УО) и даже депрессия примерно на 30% чаще, чем у их старших одноклассников.

Дети, рожденные в один и тот же календарный год, могут отличаться почти на 12 месяцев друг от друга с точки зрения возраста и развития. Учителя начальной школы хорошо знают, что ученики, которые приходят в первый класс до семи лет, хуже успевают по программе. Но теперь, оказывается, у них более высока вероятность диагноза СДВГ.

Такой вывод сделали ученые Великобритании. Причем они подчеркивают, что исследование было разработано не для того, чтобы определить причину этих проблем, а чтобы найти ассоциацию, связь между возрастом и нарушениями. Но в научной работе был выявлен также ряд потенциальных причин для этой связи.

Комментарий эксперта
Джереми Браун из Лондонской школы гигиены и тропической медицины в Англии, соавтор исследования
Джереми Браун из Лондонской школы гигиены и тропической медицины в Англии, соавтор исследования

Младшим детям может быть труднее сосредоточиться в классе, что приводит к увеличению диагнозов СДВГ. Плохая успеваемость и плохие отношения со сверстниками могут иметь негативные последствия для психического здоровья.

Также, возможно, недостаточная готовность в сочетании с СДВГ заставляет расстройство проявляться чаще. Там, где стертая форма синдрома могла бы быть компенсирована при более позднем начале учебы и школьной дисциплины и прошла бы незамеченной, у младших детей в школе она проявляется более ярко и привлекает внимание.

Какие факторы имеют значение?

Для этого исследования исследователи изучили электронные медицинские записи более чем миллиона школьников Великобритании.

  • Исследователи обнаружили, что у детей, родившихся в последней четверти учебного года, на 36% чаще, чем у детей, родившихся в первой четверти учебного года, диагностируется СДВГ.
  • Самые младшие дети на 30% чаще страдали умственной отсталостью и на 31% депрессией, чем их одноклассники старшего возраста.
  • Кроме того, дети, родившиеся в третьем квартале года, имели на 20% больше вероятности, чем самые старшие, получить диагноз из-за когнитивных нарушений.

Точные причины этих рисков не ясны, и необходимы дополнительные исследования. Но понятно, что детям, которые начинают учиться в более раннем возрасте, необходима дополнительная поддержка. Вполне вероятно, что это также относится к детям в детском саду, которые идут в группу малышей несколько старше, чтобы, как говорят родители, «тянуться за большими».

Комментарий эксперта
Мег Беннингфилд, директор отделения детской и подростковой психиатрии Университета Вандербильта
Мег Беннингфилд, директор отделения детской и подростковой психиатрии Университета Вандербильта

Если вы сравните 4-х летнего ребенка с пятилеткой, то увидите большую разницу в развитии. Когда младшие дети вынуждены изучать ту же программу и находиться в тех же условиях, что и старшие, существует риск как гипердиагностики, так и недостаточной диагностики.

Точно так же, как по поведению чрезмерно активного и суетливого, но здорового ребенка кто-то может предполагать, что у него СДВГ, верно и обратное. Учителя могут оправдывать плохое поведение ребенка, потому что он младше всех в классе, хотя на самом деле у него дефицит внимания и гиперактивность.

Результаты, показывающие большее количество детей с умственной отсталостью среди тех, кто раньше начинает процесс обучения, удивили врачей больше всего. Причины этого должны быть исследованы, так как пока что неясно, что могло бы объяснить данную связь.

Готов ли ребенок к школе?

Готов ли ребенок к школе?

Несмотря на все исследования, дата рождения не должна быть единственным фактором, определяющим, когда пора садиться за парту. Надо также учитывать уровень развития и зрелости ребенка.

Для выявления таких маркеров существуют различные обследования. Но есть также простые тесты, на которые рекомендуют обращать внимание эксперты. Причем некоторым тестам уже несколько тысяч лет!

Филиппинский тест

Этот вариант как нельзя лучше подходит для нашей страны. В Филиппинах оценивают готовность по наличию скачка роста у детей, который приходится на 6-7 лет.

Ребенок резко прибавляет в длину – причем не только за счет вытягивания позвоночника, но и удлинения рук и ног. Одежда, обувь становятся малы, причем за сезон бывший малыш может прибавить сразу пару размеров.

Одновременно со скачком физического развития начинается новый этап созревания функций мозга: накопление, усвоение и анализ информации переходят на новый уровень.

Если по сантиметрам непонятно, был ли скачок, попросите ребенка закинуть правую руку над головой и дотянуться до левого уха. Если все получается – то важный этап подготовки к школе пройден!

В 60-х годах этот зефирный или «маршмеллоу-тест» вызвал немало интереса. Уолтер Мишел попытался определить, насколько хорошо развит самоконтроль у детей. В последствии на основании времени поедания сладостей пытались прогнозировать успешность детей в будущем – но все эти исследования были не «чистыми» с точки зрения науки. А вот функцию самоконтроля, нужную для школы, так проверить можно.

Что делать? Положить перед ребенком сладость, лакомство, которое он любит и получает не часто, и пообещать, что через 15 минут он получит второе. Но только если не съест за это время первую порцию. Дальше выйти из комнаты и вернуться через четверть часа.

Если ребенок может контролировать себя в присутствии такого соблазна, то ему будет менее сложно привыкнуть к школьной дисциплине.

Молочные или постоянные?

У нас при зачислении в школу проводят тесты. В азиатских странах могут спросить, сколько выпало молочных зубов: это средневековый китайский тест.

Постоянные зубы у ребенка указывали на то, что он «вошел в разум», и не просто может учиться, а становится ответственным за свои действия перед лицом закона.

Гороховидная кость

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Некоторые костные ткани у детей образовываются после рождения. Самый известный пример – зарастание родничка, а самый болезненный – «нянькин локоть», травма, которая наблюдается намного реже после 6-7 лет из-за образования дополнительных тканей.

Но посмотреть, что там в локте, без рентгена не выйдет. Зато на внутренней стороне запястья, внизу ладони и на противоположной стороне от большого пальца у взрослых есть гороховидная круглая косточка. У детей она образуется в среднем в 10-12 лет (иногда раньше). В Древнем Риме и Греции по ней определяли, когда ребенок дозрел до учебы. Мы же можем оценить физиологическую готовность к нагрузкам посерьезнее при переходе в среднюю школу.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Loading...

Социальная готовность ребенка к школе / Слабко Л. С. // European science. - 2019. - №9 (19)

Остеогенез костей предплечья и кисти как надежный критерий определения биологического возраста / Хисамутдинова А. Р., Карелина Н. Р. // Российские биомедицинские исследования. - 2017. - №4

Association of Relative Age in the School Year With Diagnosis of Intellectual Disability, Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder, and Depression // // / Jeremy Brown, Meg Benningfield, Andrew Adesman // JAMA Pediatrics. - Sept. 23, 2019