Развитие ребенка
Развитие связной речи у детей с ОНР
4.6

Развитие связной речи у детей с ОНР


Автор
Ася Куприянова


Развитие связной речи у детей с ОНР является основополагающей, но вместе с тем, самой сложной задачей обучения. Общее недоразвитие речи в 90% случаев поддается корректировке, однако выбор метода и интенсивности обучения должен обуславливаться уровнем ОНР.

ОНР первого уровня

Первый уровень нарушения характеризуется высокой ограниченностью речевых средств. Ребенок владеет небольшим словарным запасом, хотя понимает названия практически всех предметов и явлений. Малыш с ОНР первого уровня испытывает трудности в воспроизведении речи, которые проявляются в невозможности произношения некоторых звуков (в основном, р, з, с, ч, ц, щ), перестановке слогов и использовании лепетных звукоподражаний. Ребенок практически не говорит фразами, заменяя процесс повествования активной мимикой и жестикуляцией.

Развитие связной речи у детей с ОНР первого уровня невозможно без полноценного овладения речевыми средствами. В данном случае первоочередной задачей обучения является устранение дефектов произношения. Кроме того, необходимо уделить особое внимание мыслительным способностям ребенка, развивая его всесторонне.

ОНР второго уровня

В отличие от нарушения первого типа ОНР второго уровня характеризуется речевой активностью. Словарный запас ребенка не отличается или отличается незначительно от возрастных норм. Малыш умеет строить предложения, описывать простые картинки и пересказывать небольшие тексты. Однако ребенок не владеет грамматическим строем, не понимает принцип использования падежных форм, не умеет согласовывать прилагательные с существительными, практически не использует местоимения и т.д.

Развитие связной речи у детей с ОНР второго уровня должно начинаться с освоения элементарных грамматических форм и морфологических элементов. Обучение ребенка необходимо строить на развитии фонетического восприятия, которое поможет малышу научиться анализировать и синтезировать звуки. Кроме того, следует постоянно заниматься с малышом упражнениями на развитие навыка монологического повествования.

ОНР третьего уровня

Ребенок с третьим уровнем нарушения владеет развернутой фразовой речью, а также основными грамматическими и морфологическими элементами. Нарушения данного типа чаще всего проявляются в недифференцированном произношении, когда близкие звуки сливаются воедино либо путаются местами. Также ребенок часто переставляет слоги в словах и «съедает» окончания.

Поскольку ребенок с ОНР третьего уровня может изъясняться развернуто и подробно, испытывая неудобства только в вопросах звукоподачи, для развития связности повествования в первую очередь необходимо устранить речевые дефекты. Регулярные занятия с логопедом помогут малышу повысить уровень развития языковых средств.

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. - 2007

Детские болезни / Под ред. Баранова А.А.. - 2012

Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет / Ляксо Е.Е., Фролова О.В. // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34 №3. - с. 24-35