Войти
Вход через соц. сети:

Ребенок-левша в мире правшей: адаптировать или развивать?

shutterstock.com
Ребенок-левша в мире правшей: адаптировать или развивать?

Примерно 30 лет назад психологи и педагоги в нашей стране начали говорить о вреде переучивания детей-левшей. Однако до сих пор родителям приходится сталкиваться с попытками окружающих заставить малыша все делать правой рукой, или же сами родители пытаются адаптировать ребенка к «миру праворуких», считая, что правшой ему легче будет жить. Оправданы ли такие стремления, разбирается MedAboutMe.

«А у меня ведущая — ле-ва-я». Статистика и теории эволюции

«А у меня ведущая — ле-ва-я». Статистика и теории эволюции

Около 95% людей на нашей планете — правши. У них ведущим является левое полушарие, а правая рука (и нога) преобладают во время всех действий. Есть также амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками, и амбисинистры, их противоположности, одинаково плохо выполняющие действия и правой, и левой рукой. Есть также специфические варианты: при смешанном преобладании человек может писать правой рукой, есть — левой, то есть для различных действий он выбирает разные руки. Последний вариант крайне редок, а вот амбидекстры и амбисинистры вместе составляют 1% от человечества. Остальные 4% людей — истинные левши.

Почему именно «истинные»? Множество людей являются не стопроцентными правшами или левшами. Простые тесты на определение ведущего глаза, руки, ноги, показывают, что у человека с ведущей правой рукой может быть определяющим левый глаз. И таких «смешанных» людей, как показывает практика, большинство — 48% из всего населения (а «истинных» правшей только 42%), то есть такие люди — потенциальные амбидекстры. Однако наша ежедневная жизнь требует максимального владения верхними конечностями, поэтому определение «правша-левша» в основном строится на том, какой рукой человек пользуется для выполнения каждодневных дел.

Существуют различные теории о возникновении преобладания ведущей конечности. Наиболее популярная версия — о взаимосвязи главенства правой руки и развития речи у человека. В процессе эволюции центр речи, расположенный в левом полушарии головного мозга, оказал влияние на более активное развитие правой руки (как известно, у правшей ведущее полушарие — левое, и наоборот). Наши предки неандертальцы были в подавляющем большинстве правшами, по крайней мере, ни одного скелета левши (а они различаются по местам крепления сухожилий, развитости мускулатуры и повреждениям на зубах из-за твердой пищи) не обнаружено.

Интересные данные предоставили исследователи из Франции. Они считают, что современные левши — потомки леворуких воинов, которые выживали в сражениях благодаря нестандартным ударам слева. Их теорию подтверждают факты: в странах с низким уровнем насилия количество левшей составляет около 3%, а в обществах, склонных к войнам и насилию, достигает 27%.

Почему дети рождаются леворукими?

Почему дети рождаются леворукими?

За рождение левшей отвечает ген LRRTM1, открытый в 2007 году ученым-генетиком Клайдом Фрэнксом. Если он есть у обоих родителей, вероятность появления малыша с ведущим правым полушарием — 46%. От одного родителя леворукость наследуется в среднем 17% случаев. Считается, что за передачу гена ответственны мужчины, но точные данные пока отсутствуют.

Иная статистика для многоплодных беременностей: если в семье правшей ждут двойню или тройню, то вероятность, что один из детей будет левшой, составляет 7-8%, и повышены шансы на рождение амбидекстров. Интересно, что, даже если оба родителя стопроцентные правши, в двух случаях из ста у них может появиться на свет леворукий малыш.

На самом деле дети появляются на свет без особых предпочтений. Младенец может использовать обе руки, и преимущественный выбор одной из них сразу после рождения скорее свидетельствует об одностороннем тонусе, чем о ведущем полушарии. Самый ранний возраст, когда может начаться проявляться предпочтение — 6 месяцев, но это крайне редкий случай.

Родители могут замечать тенденцию к леворукости в возрасте 3-4 лет. Как правило, к 5 годам полушария головного мозга полностью «определяются» с зоной ответственности, и в школу ребенок уже идет с ярко выраженными предпочтениями.

Переучивать ребенка или подстраивать окружение?

Комментарий эксперта

Екатерина Валова, психолог

Если ребенок в периоде неопределенности подвергается постоянным попыткам переучивания, это может довольно негативно сказываться на развитии его нервной системы. Причем говоря о попытках, мы уже не имеем в виду практику давних времен, когда «неправильную» левую руку привязывали к телу, частично пеленали ребенка, зашивали карманы с левой стороны или наказывали за ложку не в той руке. Достаточно просто настойчиво перекладывать карандаш в правую руку, даже это ограничение свободы выбора вредит ведущему полушарию развиваться.

Даже такой, кажущийся многим родителям естественным и ненасильственным, процесс переучивания может привести к негативным последствиям. Психологи называют несколько распространенных проблем, возникающих из-за попыток приучить левшу пользоваться левой рукой:

  • заикание;
  • энурез;
  • раздражительность, плаксивость;
  • нарушения сна;
  • головные боли;
  • развитие страхов, фобий;
  • снижение или нездоровое увеличение аппетита;
  • заторможенность, склонность быстро уставать;
  • укачивание в транспорте;
  • и другие признаки зарождающихся неврозов.

Невозможно изменить ведущее полушарие, истинный левша лишь станет неумелым правшой (и наоборот). Так что же делать, чтобы облегчить жизнь леворукому ребенку?

Ребенок из Зазеркалья: как вырастить левшу?

Ребенок из Зазеркалья: как вырастить левшу?

Доктор Даниэль Сонкин, философ и консультант по вопросам семьи и брака, а также истинный левша, вспоминает свое детство так: «Пока я не стал старше, я не понимал, что мир создан для правшей. Я считал себя немного неуклюжим, когда испытывал затруднения, например, открывая двери или проходя мимо каких-то препятствий. Только позже я узнал, что существуют тонкости — иногда не такие уж маленькие — в строительстве различных объектов. И все они ориентированы на правшей».

Некоторые взрослые левши, встретив леворукого партнера, обустраивают свое жилье так, как удобно для них. Посещение подобных домов или квартир — отличный опыт для тех родителей, которые считают своих маленьких правополушарных детей слегка неуклюжими, с трудом открывающими двери, путающими краны с горячей и холодной водой, и не понимают, почему те спотыкаются на лестнице, даже держась за перила. Для простого эксперимента можно пару раз попробовать потянуть на себя дверь левой рукой — это, оказывается, очень неудобно.

Что же сделать, чтобы ребенок, активно пользующейся «не той» конечностью, почувствовал себя более комфортно, не чувствовал себя «неправильным» и избежал традиционных трудностей? MedAboutMe приводит несколько простых советов.

К счастью, в последнее время производители наладили выпуск специально адаптированных предметов. Ножницы для левшей, которые заточены под другим углом и помогают резать точно по линиям с левой стороны, карандаши и ручки, которые удобно держать особым образом, линейки с «зеркальной» нумерацией, прописи. При подготовке рабочего места для ребенка можно учесть также расположение лампы с другой стороны, а в школу подготовить письменные принадлежности, которые не оставляют следов на бумаге, если задеть их рукой сразу после написания. А если ребенок проявляет склонность к музыке, имейте в виду, что для левшей выпускают, например, специальные гитары.

Переориентируйте ребенка. По данным специалистов, основные трудности возникают у детей при обучении завязывать шнурки и уроках танцев. Почему? Это процессы, где чаще всего используют слова «правый-левый» и обучают, находясь рядом. Чтобы облегчить восприятие, используйте не названия рук, а помогайте детям ориентироваться. Вместо «посмотри направо» - «посмотри в сторону окна», «потяни той рукой, которая ближе к двери». Чтобы научить что-то делать, показывайте это, находясь напротив малыша, так он будет видеть вас, как в зеркальном отражении. Вообще учитывайте, что ему намного сложнее обучаться, копируя ваши движения. Так что помогайте ребенку самому вырабатывать навыки, делать так, как удобно ему, а не копировать движения правшей — это наиболее верный путь. И отложите обучение словам «право-лево» до формирования основных навыков.

Письмо, чистописание — одна из причин конфликтов в школе, старый повод для переобучения левшей. Писать левой рукой слева направо действительно сложно. Рука загораживает написанное, смазывает чернила, затеняет бумагу и движется в сторону тела, где меньше пространства для маневра. Все это приводит к грязным листкам в тетрадях, прерывистому письму с неверными буквами. Поговорите с учителем. Важно, чтобы ребенок имел возможность размещать тетради под комфортным для него углом или передвигать тетрадь во время письма. Надо обеспечить его парте достаточную освещенность, и договориться об использовании ручек с неразмазывающимися чернилами. Дети-левши, использующие треугольные карандаши, быстрее обучаются правильному захвату. Также нужно, чтобы карандаши в пенале всегда были остро заточены — для леворукого письма это особенно важно.

Подчеркивать особые качества ребенка в позитивной манере также важно для полноценного развития. Ведущая левая рука — не проклятье, просто особенность, как цвет волос или форма подбородка, однако со своими преимуществами. Помните, что правополушарные люди обычно более творческие, с богатой фантазией, воображением, у них хорошо развита интуиция и целостное мышление, они более тонко воспринимают оттенки речи. Расскажите малышу, что его особенности сродни дару, и что он в хорошей компании. Ведь среди самых известных писателей, актеров, музыкантов и художников процент левшей намного выше, чем в среднем по населению.

Гость
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Для получения квалифицированной помощиВы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу