Развитие ребенка
Среднее образование за рубежом: мифы и реальность
4.6

Среднее образование за рубежом: мифы и реальность

Содержание

Обеспечить своему чаду образование европейского уровня — заветная мечта, а нередко — и главная цель жизни многих российских родителей. Не секрет, что обучение за рубежом — это успешный старт в будущее, способствующий полноценному развитию ребенка как личности и дарящий ему перспективу максимальной самореализации в дальнейшей взрослой жизни.

С какого возраста лучше всего начинать обучение за границей? Каковы особенности зарубежного образования, насколько оно доступно для россиян и чем следует руководствоваться родителям при выборе детского учебного заведения? Ответить на эти и другие вопросы поможет расследование MedAboutMe.

Распространенные мифы об обучении за границей

Распространенные мифы об обучении за границей

Наряду с финансовой стороной проблемы, принятие родителями решения об учебе ребенка за границей зачастую бывает отягощено влиянием сложившихся в России мифов о зарубежном образовании. Рассмотрим и развенчаем самые популярные заблуждения.

Миф 1. Ребенку легче и комфортнее учиться в «родной» школе

Реальность: В самом деле, начало обучения ребенка за рубежом предполагает прохождение им определенного периода психологической адаптации. Однако сложности данного периода практически не отличаются от тех, что характерны для любых других случаев «привыкания» малыша к непривычным для него условиям. Зарубежная система образования направлена, прежде всего, но то, чтобы сделать учебный процесс максимально интересным и доступным для ребенка. Кроме изучения основных дисциплин, школьники обладают возможностью посещать различные кружки и секции, увлекательно проводя время и активно общаясь со сверстниками. Как показывает практика, большинство российских детей не только быстро и безболезненно адаптируются к новым обстоятельствам, но и выражают желание продолжить учебу за границей после того, как закончат школу.

Миф 2. Языковой барьер — труднопреодолимое препятствие на пути к адаптации

Реальность: Безусловно, необходимость общаться на незнакомом языке сопряжена для ребенка с ощутимым психологическим дискомфортом. Именно поэтому родителям рекомендуется как минимум за год до начала зарубежного обучения вплотную заняться языковой подготовкой своего чада. В достаточной мере владея азами языка страны, в которую он приехал, ребенок сможет в короткие сроки усовершенствовать свои знания посредством повседневного общения с учителями и сверстниками. Как правило, уже спустя два-три месяца словарный запас малыша, при «стартовых» знаниях в 10-20%, расширяется настолько, что он не испытывает затруднений как в восприятии языковой информации, так и в ее донесении до окружающих.

Миф 3. Ребенок без родительского присмотра может «отбиться от рук»

Реальность: Опасения родителей по поводу того, что, оказавшись без их присмотра, ребенок рано или поздно начнет вести «распущенный» образ жизни, совершенно не обоснованы. Во всех зарубежных общеобразовательных учреждениях организован жесткий контроль над соблюдением морально-этических и административных норм и порядков. Существуют конкретные правила, нарушение которых влечет за собой незамедлительное исключение из школы. Таким образом, обучаясь за рубежом, ребенок не только постоянно находится в поле зрения педагогов, но и предельно защищен от «дурного» влияния.

Особенности системы зарубежного школьного образования

Особенности системы зарубежного школьного образования

Система школьного образования за рубежом включает в себя три уровня подготовки:

Начальная школа

Обучение малышей в начальной школе, в зависимости от государственной системы образования, начинается в 4-6-летнем возрасте и длится от четырех до семи лет. Учебный процесс протекает в игровой форме и предполагает отсутствие оценок и разграничения детей на «успевающих» и «неуспевающих». По окончании начальной школы ребенок не сдает никаких выпускных экзаменов.

Средняя школа

Учащимся средней школы, наряду с обязательными основными дисциплинами, предоставляется право самостоятельного выбора дополнительных предметов для изучения. Это обусловлено направленностью школьной программы на обеспечение каждому школьнику достаточной базы знаний для дальнейшего поступления в высшее учебное заведение. В ряде зарубежных средних школ имеет место практика деления учеников по уровню знаний и степени подготовки. Продолжительность обучения варьируется в пределах 3-5 лет.

Старшая школа

Для старшей школы характерна, в первую очередь, академическая направленность: главной целью обучения является интенсивная подготовка учеников к поступлению в ВУЗы. Обязательные дисциплины присутствуют в минимальном количестве; упор в обучении делается на освоение базовых предметов избранного школьником университета. Период обучения в старшей школе составляет, как правило, два-три года.

Важно! Если до поступления в старшие классы подросток учился в другой стране, ему предстоит пройти специальное тестирование, направленное на проверку уровня знаний.

Специфика поступления в зарубежную школу

Специфика поступления в зарубежную школу

Процедура приема учащихся для каждой школы индивидуальна. Упростить процесс выбора учебного заведения поможет посещение официальных сайтов школ, предоставляющих всю информацию о требованиях, предъявляемых при поступлении.

В отличие от правил, действующих в России, поступление в общеобразовательное учреждение за рубежом представляет собой довольно сложный и продолжительный процесс. Прежде всего, ребенку потребуется пройти личное собеседование и тестирование (дистанционное прохождение такого рода процедур практикуется за рубежом достаточно редко), на основе результатов которых комиссия впоследствии вынесет свое решение.

Заявки на обучение чаще всего принимаются в первые месяцы календарного года; что касается их рассмотрения, то оно происходит значительно позже: оглашение решений обычно приходится на конец весны-начало лета.

Получение отказа еще не свидетельствует об окончательной утрате надежды пристроить чадо в определенную школу: не исключен шанс, что в случае недобора ребенок все же будет включен в состав учащихся. Тем не менее, родителям рекомендуется подстраховаться и подать заявку не в одно, а сразу в несколько учебных заведений.

Во сколько лет лучше всего отправлять ребенка на обучение за рубеж?

Педагоги и психологи считают нежелательным раннее обучение ребенка за рубежом, если оно предполагает разлуку с родителями. Отсутствие повседневной опеки близких людей, наряду со сложностями адаптации, может обернуться для малыша тяжелой психологической травмой. В случае же, если в период обучения родители будут находиться рядом со своим чадом, нет никаких препятствий к тому, чтобы отдать ребенка в начальную школу.

Для начала зарубежного обучения с проживанием в пансионате наиболее оптимальным считается возраст 10-15 лет. В это время дети, как правило, уже вполне самостоятельны и коммуникабельны, обладают достаточными навыками адаптации и при этом не менее, чем малыши, способны успешно овладеть навыками общения на иностранном языке.

В более позднем возрасте устроить подростка в зарубежную школу может оказаться для родителей довольно сложно. Многие страны, предъявляющие строгие требования к образованию (например, Англия и Швейцария) вообще не принимают в старшие классы школьников из-за рубежа. Поэтому обучение вдали от родителей лучше всего начинать со средней школы. При желании и возможности, ничто не помешает в дальнейшем перевести ребенка в другое, более престижное, общеобразовательное учреждение.

Сколько стоит обучение в школе за рубежом?

Сколько стоит обучение в школе за рубежом?

В некоторых странах (США, Великобритания, Канада, Голландия, Китая, Италия и др.) сегодня действуют специальные программы бесплатного обучения, в соответствии с которыми учащимся, приехавшим из-за рубежа, выплачиваются стипендии. Однако следует отметить, что конкурс на получение такого гранта более чем сложен, поскольку число предоставляемых бесплатных мест относительно невелико.

Стоимость зарубежного школьного образования зависит от целого спектра факторов, начиная со страны обучения и заканчивая формой собственности и статусом учебного заведения. Обучение в течение одного семестра обойдется, в среднем:

  • 60-90 тысяч евро — в Швейцарии;
  • 35-40 тысяч евро — во Франции;
  • 10-15 тысяч евро — в странах Восточной и Южной Европы;
  • 45-50 тысяч евро — в США, Канаде и Великобритании.

К обозначенным цифрам следует прибавить расходы на вступительный взнос (в большинстве зарубежных школ он обязателен), медицинскую страховку, авиабилеты, проживание, школьную форму, карманные расходы, поездки со школой и спортивным клубом и т. д.

Топ-10 самых популярных и престижных школ мира

Родителям, стремящимся обеспечить ребенку идеальные условия для эффективного обучения за рубежом, окажется полезным список учреждений, пользующихся высочайшим авторитетом у жителей всех стран мира. В числе лидеров:

  • Школа Birklehof, Германия.
  • Landesschule Pforta, Германия.
  • Lawrenceville School, США, штат Нью-Джерси.
  • Sevenoaks School, графство Кент, Англия.
  • St. Gilgen International School, Австрия.
  • Aiglon College, Швейцария.
  • Eton College, Англия.
  • Appleby College, Канада.
  • Riverdale Country School, США.
  • Institut Le Rosey, Швейцария.

Обучение в любой из вышеперечисленных школ выступит для ребенка гарантией по-настоящему достойного и качественного образования, с перспективой беспрепятственного поступления в престижное высшее учебное заведение.

Школьное обучение за рубежом: советы родителям

Школьное обучение за рубежом: советы родителям

Облегчить процесс устройства ребенка в зарубежное общеобразовательное учреждение родителям помогут следующие рекомендации:

  • Заранее займитесь сбором информации о школах, отвечающих вашим целям, требованиям и возможностям.
  • Наладьте взаимодействие с агентством, занимающимся организацией выездов на обучение за рубеж и располагающим связями с избранными вами школами. Если вы планируете все устроить собственными силами, своевременно отправьте письмо на электронный адрес учебного заведения. Требования к содержанию письма вы найдете на страницах школьного сайта.
  • При наличии возможности, организуйте ребенку «пробный выезд». В качестве такового оптимально подойдут летние языковые курсы с проживанием.
  • Тщательно подойдите к сбору необходимых документов, чтобы в момент отъезда на собеседование или учебу случайные упущения не нарушили ваших планов.
  • Если ребенок будет жить в пансионе, привезите его на место жительства заблаговременно (хотя бы за неделю), чтобы максимально облегчить процесс адаптации.

И, наконец, приготовьтесь к непростому этапу — периоду переживания первых месяцев разлуки со своим ненаглядным чадом. Если обе стороны сумеют справиться с эмоциями и найдут в себе силы пережить «кризис расставания» без вреда для учебы, получение заветного диплома о европейском образовании станет всего лишь обычным вопросом времени!

Комментарий эксперта

Екатерина Васильевна Акулова, ректор Международного интеграционного института права и экономики, доктор экономических наук, Россия (Москва) — Черногория

В современной жизни международное образование играет для детей, их родителей и общества большое значение. Известные всему миру русские ученые, такие как М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.И. Вернадский, — учились за рубежом. Императоры — Петр I, Елизавета, Екатерина II — также имели европейское образование. Конечно, ситуация значительно изменилась; в нашей стране за прошедшие века выстроилась система образования, основанная на лучших европейских образцах. Эта система обогатилась собственной практикой и вполне может конкурировать с европейской и даже называться европейской по сути.

К сожалению, в наше время позволить себе учить детей за границей могут немногие российские граждане. Это, как правило, дети политиков и бизнесменов, поскольку стоимость обучения колеблется от 3000 до 25000 евро в месяц, в зависимости от страны и предоставляемых образовательных услуг. В основном детей посылают учиться в Англию. Это Оксфорд и Кембридж. Сейчас этот вид обучения доступен, в большинстве случаев, элите нашего общества, людям, которые могут позволить себе вкладывать огромные инвестиции в детей, давая им международное образование. При получении международного диплома у ребенка появляется возможность и дальше учиться в университетах мирового рейтинга.

Если говорить о плюсах международного образования, то, в первую очередь безусловный плюс — это обучение иностранным языкам в языковой среде носителей языка. У нас вполне хорошо учат иностранному языку, но нет постоянной языковой среды общения.

Международное же образование дает возможность ребенку познать мировую культуру, выучить полноценно язык, экономику страны и сравнить с российской системой образования.

Второй вопрос — для чего нужно ребенку или студенту образование за рубежом? Если для дальнейшей работы там же, то, конечно, образование, получаемое в той же стране, дает возможность познакомиться с обычаями, законами государства и т. п. Безусловно, так будет легче устроиться на работу.

Кроме того, надо понимать, где в дальнейшем, после заграничной школы, будет учиться ребенок? Если в зарубежном ВУЗе, то это упрощает поступление, так как ребенок с детских лет уже адаптирован. Но это важно не только для дальнейшей работы непосредственно за рубежом, чтобы остаться там жить. Это важно и для тех, кто планирует работать в крупных международных компаниях, расположенных, в том числе, на территории Российской Федерации или сотрудничающих с зарубежными партнерами.

Однако самым большим минусом такого образования станет полная оторванность ребенка на время учебы от российской системы образования, формирование личности ребенка и его воспитание за пределами России. Минусом я считаю то, что за рубежом слишком «узкое» специальное образование. У нас в России еще осталась практика, доставшаяся от советского образования, когда ребенка и студента учили думать более «широко», то есть, выражаясь современным языком, давали компетенции, которые могут пригодиться в любом виде деятельности; учили и учат думать. Обучение точным наукам в наших школах выгодно отличается от западной системы образования; математическое образование у нас лучше, чем в Европе, и оно обязательно для всех.

Еще одним минусом является тот факт, что до настоящего времени на государственном уровне не разработана единая государственная политика в отношении международного детского образования. Этот вопрос родители решают самостоятельно либо при посредничестве многочисленных международных агентств, находящихся на территории России.

Как же сделать так, чтобы сохранить плюсы международного образования и нивелировать минусы? Мы видим перспективу международного детского образования в создании совместных международных российско-европейских школ (или, наоборот, европейско-российских). В Европе в настоящее время изучение русского языка почти также популярно, как у нас — английского. К нам также едут студенты поступать в высшие учебные заведения, в первую очередь, на инженерные специальности; гуманитарное образование в России для иностранных студентов не менее востребовано. Значит, необходимо создать и для них условия, при которых они могли бы учиться у нас с детских лет, познавая нашу культуру, но не «отрываясь» в то же время от своей.

Что касается российских школ, которые предлагают международное образование, то это, как правило, сводится к языковым курсам. В России Кембридж открыл представительства и филиалы. Оксфорд же приглашает учиться в Англию. Сейчас очень популярны летние школы при частных международных школах, но это, в основном, сводится к языковой практике и отдыху на море.

Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Готов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.