Воспитание детей
Кризис трехлетнего возраста у детей: советы родителям
4.3

Кризис трехлетнего возраста у детей: советы родителям

Ребенку исполнилось три года – уже в прошлом бессонные ночи, бесконечные стирки, прикорм. В этом возрасте дети уже самостоятельно едят, охотно идут на контакт с ровесниками, могут выразить свои потребности, объяснить некоторые поступки. Казалось бы, наступила та благословенная пора, когда в период некоторой самостоятельности ребенка мамы и папы могут позволить себе заняться собственными делами. Однако любые планы родителей разрушаются вмиг только потому, что любимое чадо внезапно заявляет о своем повзрослевшем «Я».

В столь раннем возрасте ласковое и послушное дитя вдруг может стать совсем другим. Малыш начинает капризничать, проявлять упрямство и непослушание, становится необычайно требовательным. И все это потому, что наступает кризис трехлетнего возраста.

Развитие ребенка в период кризиса

Конечно, нельзя оставаться равнодушным к тому, что происходит. С истеричным поведением ребенка нужно бороться, и эффективность этой борьбы возможна лишь в том случае, когда есть четкое понимание, в чем состоит особенность развития ребенка в этом возрастном периоде.

Также очень важно знать, каковы причины подобного поведения. Лишь в этом случае все меры, предпринимаемые родителями, будут результативными. В противном случае можно предсказать, что они столкнутся с морем слез и яркими проявлениями истерики.

Здесь уместно будет напомнить о том, что кризисом трехлетнего возраста специалисты называют именно тот физиологический процесс, при котором идет кардинальная перестройка связей между функциями отделов головного мозга. Теперь полушария начинают действовать по-разному – как у взрослых. А еще в столь раннем возрасте начинается первичное становление ребенка как отдельной независимой личности.

Еще вчера родители не знали, как развить в своем малыше самостоятельность, и вот сегодня он эту самостоятельность проявляет в избытке. Стоит приготовиться к тому, что теперь слова «я хочу» ребенок будет произносить наиболее часто. Развитие ребенка достигло того уровня, когда кроха уже осознает себя личностью, у которой есть свои собственные потребности и желания.

Однако проблема не в том, что дети в трехлетнем возрасте осознают себя как личность, а в том, что они не знают, как с этим быть. Ребенок еще не понимает способов проявления себя и предпринимает отчаянные попытки самоутвердиться, доказать старшим свою позицию. Причем прощупывание границ дозволенного происходит даже в самых пустяковых вопросах. Как это делается? Ребенок пытается добиться своего с завидным упрямством. Чаще всего ему приходится кричать и закатывать истерику, потому что поступать по-другому он просто не умеет.

У кризиса трехлетнего возраста есть свои характерные признаки, которые не позволят спутать их с похожими проявлениями – например, недостатками воспитания.

Признаки кризиса в раннем возрасте

Признаки кризиса в раннем возрасте

Детские психологи выделяют несколько факторов яркого проявления возрастного кризиса.

  • Упрямство.

Эта черта у детей начинает выходить на первый план вне зависимости от важности или уместности повода. Малыш может не испытывает острой нужды в чем-либо. Просто он принял для себя определенное решение и теперь не собирается от него отказываться.

В конкретном случае не нужно путать упрямство с настойчивостью. О настойчивости можно говорить лишь тогда, когда ребенок действительно чего-то искренне хочет и ищет адекватные пути исполнения желаемого.

  • Грубость и агрессия.

Развитию ребенка в трехлетнем возрасте может сопутствовать и достаточно агрессивное поведение, когда он обижает своих сверстников, домашних питомцев и даже родителей. Дети идут на неосознанную грубость в попытке любой ценой отстоять свою позицию. Нередко в столь раннем возрасте происходят конфликты на игровых площадках и в детских садах.

К счастью, свою злость и негодование в большинстве случаев ребенок все же растрачивает на свои игрушки, книжки, мультфильмы, которые он ранее любил.

  • «Не хочу, не буду».

Ребенок может отказываться от выполнения привычных дел, которые до этого делались каждый день. Он не хочет чистить зубы, мыть руки, укладываться спать. Прежний алгоритм действий перестает его устраивать. Теперь он все будет делать по-своему – так, как ему захочется.

  • Отрицательное отношение к взрослым.

На столь ранний возраст приходится еще одно негативное проявление кризиса: ребенок может совершенно не воспринимать то, что ему говорят старшие. То есть малыш отказывается выполнять что-то только потому, что ему это предложили взрослые. Неприятие проявляется даже относительно того, что нравится ребенку.

  • «Я сам!».

Этими словами малыш отвечает на любое предложение помощи. Ребенок действительно желает все делать самостоятельно, без содействия родителей. Впрочем, бывает и так, что к подобному поведению приводит чрезмерная опека, которая просто мешает малышу самостоятельно развиваться.

  • Деспотичность.

Маленьким диктатором может попытаться при содействии родителей стать ребенок, который является единственным в семье. Возможно, у него большая разница в возрасте с братом/сестрой. В этом случае он желает показать свою власть: малыш под любым предлогом навязывает свои правила, указывает всем, кто и чем должен заниматься. Когда чадо не одно, и разница между детьми невелика, то порой именно так проявляется детская ревность.

  • Протест.

У детей может быть весьма острая реакция на позицию взрослых, особенно, когда те не разделяют их взгляды. В этом случае ребенок начинает активно протестовать способами, доступными для его возраста: слезами, криками, истериками. На такое поведение нельзя реагировать жестким наказанием. Каждый отдельный случай требует индивидуального подхода.

  • Гордость.

В период кризиса дети чрезмерно эмоционально воспринимают как успехи, так и неудачи. И когда у них что-то получается очень хорошо, может проявиться выраженное чувство гордости.

Как помочь детям преодолеть трудный возрастной период

Как помочь детям преодолеть трудный возрастной период

В кризисный период родителям придется набраться терпения и придерживаться единой линии поведения, позволяющей мягко, но настойчиво корректировать поведение ребенка.

  • Поощряйте детскую самостоятельность.

Ребенок рвется рисовать на стене? Пусть рисует, но на прикрепленном к стене листе бумаги. Появилось желание стирать? Пусть стирает. Приготовьте ему тазик с водой и несколько носовых платков. Ранний возраст не помеха для таких дел. Предоставьте ему возможность проявить самостоятельность.

  • Демонстрируйте спокойствие.

Кризис трехлетнего возраста длится порой довольно долго. Но развитие ребенка продолжается и в этот период: он по-прежнему ориентируется на эмоциональное поведение близких. Родители должны сдерживать негатив и раздражение. Кричать и тем более бить ребенка нельзя.

  • Наказывайте справедливо.

Не упрекайте детей в каких-то абстрактных вещах. Наказывайте ребенка адекватно и только за конкретные проступки.

  • Предоставляйте право выбора.

Не стоит разговаривать с ребенком исключительно в приказном тоне. Формируйте доверительные отношения, уважая его точку зрения. По возможности позвольте ему принимать несложные бытовые решения: выбирать себе одежду для прогулки, книжку для прочтения на ночь, вариант маршрута для прогулки и прочее.

  • Анализируйте ситуацию.

Обговаривайте возникающие конфликты. Объясняйте, малышу в чем конкретно он не прав. Делайте это не во время конфликта, а когда стихнут все негативные эмоции.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Воспитание ребенка в игре / Жуковская Р. И. // Москва. - 1975

Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника / Под ред. Л.А. Парамонова и др. // М.: Карапуз. - 2001

Первые три года жизни / Уайт Б. // Москва.: Педагогика. - 1982