Кризис трехлетнего возраста у детей: советы родителям

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ребёнку исполнилось три года – уже в прошлом бессонные ночи, бесконечные стирки, прикорм. В этом возрасте дети уже самостоятельно едят, охотно идут на контакт с ровесниками, могут выразить свои потребности, объяснить некоторые поступки. Казалось бы, наступила та благословенная пора, когда в период некоторой самостоятельности ребёнка мамы и папы могут позволить себе заняться собственными делами. Однако любые планы родителей разрушаются вмиг только потому, что любимое чадо внезапно заявляет о своем повзрослевшем «Я».

В столь раннем возрасте ласковое и послушное дитя вдруг может стать совсем другим. Малыш начинает капризничать, проявлять упрямство и непослушание, становится необычайно требовательным. И все это потому, что наступает кризис трехлетнего возраста.

Развитие ребёнка в период кризиса

Конечно, нельзя оставаться равнодушным к тому, что происходит. С истеричным поведением ребёнка нужно бороться, и эффективность этой борьбы возможна лишь в том случае, когда есть четкое понимание, в чем состоит особенность развития ребёнка в этом возрастном периоде.

Также очень важно знать, каковы причины подобного поведения. Лишь в этом случае все меры, предпринимаемые родителями, будут результативными. В противном случае можно предсказать, что они столкнутся с морем слез и яркими проявлениями истерики.

Здесь уместно будет напомнить о том, что кризисом трехлетнего возраста специалисты называют именно тот физиологический процесс, при котором идет кардинальная перестройка связей между функциями отделов головного мозга. Теперь полушария начинают действовать по-разному – как у взрослых. А еще в столь раннем возрасте начинается первичное становление ребёнка как отдельной независимой личности.

Еще вчера родители не знали, как развить в своем малыше самостоятельность, и вот сегодня он эту самостоятельность проявляет в избытке. Стоит приготовиться к тому, что теперь слова «я хочу» ребёнок будет произносить наиболее часто. Развитие ребёнка достигло того уровня, когда кроха уже осознает себя личностью, у которой есть свои собственные потребности и желания.

Однако проблема не в том, что дети в трехлетнем возрасте осознают себя как личность, а в том, что они не знают, как с этим быть. Ребёнок еще не понимает способов проявления себя и предпринимает отчаянные попытки самоутвердиться, доказать старшим свою позицию. Причем прощупывание границ дозволенного происходит даже в самых пустяковых вопросах. Как это делается? Ребёнок пытается добиться своего с завидным упрямством. Чаще всего ему приходится кричать и закатывать истерику, потому что поступать по-другому он просто не умеет.

У кризиса трехлетнего возраста есть свои характерные признаки, которые не позволят спутать их с похожими проявлениями – например, недостатками воспитания.

Признаки кризиса в раннем возрасте

Признаки кризиса в раннем возрасте

Детские психологи выделяют несколько факторов яркого проявления возрастного кризиса.

  • Упрямство.

Эта черта у детей начинает выходить на первый план вне зависимости от важности или уместности повода. Малыш может не испытывает острой нужды в чем-либо. Просто он принял для себя определенное решение и теперь не собирается от него отказываться.

В конкретном случае не нужно путать упрямство с настойчивостью. О настойчивости можно говорить лишь тогда, когда ребёнок действительно чего-то искренне хочет и ищет адекватные пути исполнения желаемого.

  • Грубость и агрессия.

Развитию ребёнка в трехлетнем возрасте может сопутствовать и достаточно агрессивное поведение, когда он обижает своих сверстников, домашних питомцев и даже родителей. Дети идут на неосознанную грубость в попытке любой ценой отстоять свою позицию. Нередко в столь раннем возрасте происходят конфликты на игровых площадках и в детских садах.

К счастью, свою злость и негодование в большинстве случаев ребёнок все же растрачивает на свои игрушки, книжки, мультфильмы, которые он ранее любил.

  • «Не хочу, не буду».

Ребёнок может отказываться от выполнения привычных дел, которые до этого делались каждый день. Он не хочет чистить зубы, мыть руки, укладываться спать. Прежний алгоритм действий перестает его устраивать. Теперь он все будет делать по-своему – так, как ему захочется.

  • Отрицательное отношение к взрослым.

На столь ранний возраст приходится еще одно негативное проявление кризиса: ребёнок может совершенно не воспринимать то, что ему говорят старшие. То есть малыш отказывается выполнять что-то только потому, что ему это предложили взрослые. Неприятие проявляется даже относительно того, что нравится ребёнку.

  • «Я сам!».

Этими словами малыш отвечает на любое предложение помощи. Ребёнок действительно желает все делать самостоятельно, без содействия родителей. Впрочем, бывает и так, что к подобному поведению приводит чрезмерная опека, которая просто мешает малышу самостоятельно развиваться.

  • Деспотичность.

Маленьким диктатором может попытаться при содействии родителей стать ребёнок, который является единственным в семье. Возможно, у него большая разница в возрасте с братом/сестрой. В этом случае он желает показать свою власть: малыш под любым предлогом навязывает свои правила, указывает всем, кто и чем должен заниматься. Когда чадо не одно, и разница между детьми невелика, то порой именно так проявляется детская ревность.

  • Протест.

У детей может быть весьма острая реакция на позицию взрослых, особенно, когда те не разделяют их взгляды. В этом случае ребёнок начинает активно протестовать способами, доступными для его возраста: слезами, криками, истериками. На такое поведение нельзя реагировать жестким наказанием. Каждый отдельный случай требует индивидуального подхода.

  • Гордость.

В период кризиса дети чрезмерно эмоционально воспринимают как успехи, так и неудачи. И когда у них что-то получается очень хорошо, может проявиться выраженное чувство гордости.

Как помочь детям преодолеть трудный возрастной период

Как помочь детям преодолеть трудный возрастной период

В кризисный период родителям придется набраться терпения и придерживаться единой линии поведения, позволяющей мягко, но настойчиво корректировать поведение ребёнка.

  • Поощряйте детскую самостоятельность.

Ребёнок рвется рисовать на стене? Пусть рисует, но на прикрепленном к стене листе бумаги. Появилось желание стирать? Пусть стирает. Приготовьте ему тазик с водой и несколько носовых платков. Ранний возраст не помеха для таких дел. Предоставьте ему возможность проявить самостоятельность.

  • Демонстрируйте спокойствие.

Кризис трехлетнего возраста длится порой довольно долго. Но развитие ребёнка продолжается и в этот период: он по-прежнему ориентируется на эмоциональное поведение близких. Родители должны сдерживать негатив и раздражение. Кричать и тем более бить ребёнка нельзя.

  • Наказывайте справедливо.

Не упрекайте детей в каких-то абстрактных вещах. Наказывайте ребёнка адекватно и только за конкретные проступки.

  • Предоставляйте право выбора.

Не стоит разговаривать с ребёнком исключительно в приказном тоне. Формируйте доверительные отношения, уважая его точку зрения. По возможности позвольте ему принимать несложные бытовые решения: выбирать себе одежду для прогулки, книжку для прочтения на ночь, вариант маршрута для прогулки и прочее.

  • Анализируйте ситуацию.

Обговаривайте возникающие конфликты. Объясняйте, малышу в чем конкретно он не прав. Делайте это не во время конфликта, а когда стихнут все негативные эмоции.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 02.08.2019 14:16, обновлено 17.04.2020 18:07
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Воспитание ребенка в игре / Жуковская Р. И. // Москва 1975
Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника / Под ред. Л.А. Парамонова и др. // М.: Карапуз 2001
Первые три года жизни / Уайт Б. // Москва.: Педагогика 1982

Читайте также

Как относиться к советам по воспитанию детей?
Привычка давать советы, когда их не просят: плюсы и минусы. Что делать, когда рекомендации по воспитанию детей высказывают чужие люди?
Как сформировать у детей правильное отношение к деньгам
У вас подрастает ребенок? Узнайте, как правильно и когда начинать заниматься его финансовым воспитанием.
Как научить малыша вести себя в обществе?
Научить малыша хорошо вести себя в общественных местах – крайне непростая задача. Как же справиться с ней?
Дети-манипуляторы: типичные ошибки взрослых в воспитании
Ребенок пытается манипулировать вами? Узнаем, как на это правильно реагировать и как решить эту проблему.
Жестокое поведение у детей: что делать?
Увеличиваются случаи жестокого поведения детей. Что делать родителям?
Правила общения с детьми для родителей
Уважение, принятие чувств, понимание – что еще нужно, чтобы общаться с ребенком?