Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Воспитание детей
  6. Воспитание ребенка-дошкольника: рекомендации родителям

Воспитание ребенка-дошкольника: рекомендации родителям

Воспитание ребенка-дошкольника: рекомендации родителям

Дошкольный возраст — уникальный период в жизни ребенка. В это время происходит интенсивное физическое, психическое, эмоциональное и личностное развитие. То, что упущено в дошкольный период, очень трудно восполнить в последующие годы, поэтому родители должны со всей ответственностью отнестись к воспитанию дошкольника. Перед ними стоит важная задача — помочь ребенку максимально полно реализовать возможности этого уникального возрастного этапа.

Особенности дошкольного возраста

Временные рамки дошкольного возраста — от 3 до 7 лет. В этот период беспомощный малыш, полностью зависимый от взрослых, начинает превращаться в самостоятельную, автономную личность. Развитие дошкольника затрагивает все сферы и протекает бурно и стремительно.

Уникальность дошкольного возраста заключается в следующем:

  • Это период становления, формирования личности. В дошкольном возрасте ребенок только начинает осознавать свою индивидуальность. Все стороны психики остаются незрелыми, и это накладывает отпечаток на поведение ребенка и на характер его взаимодействия с окружающим миром. Одно из свойств незрелой психики — слабость рационального мышления и самоконтроля по сравнению с силой импульсов.
  • У дошкольника все еще сохраняется сильная зависимость от взрослых, потребность в защите, внимании, общении, поддержке. И в то же время начинает осуществляться переход от полной зависимости к самостоятельности и эмоциональной самодостаточности. Постепенно формируется отдельная личность, которая может иметь стремления и убеждения отличные от родительских. В этот период нужно поощрять ребенка к самостоятельным поступкам и всячески поддерживать его инициативу. Но психические функции дошкольника все еще находятся в стадии созревания, поэтому родителям нужно научиться четко определять, что ребенок может сделать сам, а что — только в сотрудничестве со взрослым.
  • В этот возрастной период ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В игре происходит развитие речи, воображения, внимания. В процессе игры дошкольник приобретает знания о различных сферах человеческой деятельности, овладевает коммуникативными навыками, осознает нормы и правила поведения в обществе. Он учится планировать свои действия и учитывать потребности и желания других людей. Внимание к игре сохраняется до тех пор, пока она интересна ребенку. Дошкольнику трудно произвольно контролировать устойчивость и направленность внимания. Интерес к игре у младших дошкольников может сохраняться 20-50 минут, у старших — 1,5-2 часа.

Ниже даны рекомендации, которые помогут родителям и ребенку легче справиться с трудностями этого уникального возрастного периода.

Обеспечьте своему ребенку безопасность

Обеспечьте своему ребенку безопасность

Воспитываясь в кругу любящей семьи, дети не склонны рассматривать мир, как источник опасностей. Они плохо осознают свою уязвимость. Кроме того, дети любознательны, активны и доверчивы. У них недостаточно хорошо развито внимание, и они не способны точно предвидеть последствия своих поступков. Поэтому безопасность дошкольника — это полностью забота его родителей. Здесь имеется в виду не только необходимость строгого присмотра за ребенком, но и обучение его правилам безопасности. Учить ребенка этим правилам нужно с 3-4 лет.

  • Объясните ребенку, что существуют «свои» и «чужие». Перечислите людей, которые относятся к категории «свои». Предупредите, что посторонним взрослым нельзя доверять. Малыш должен понимать, что существуют злые люди, которые могут только притворяться добрыми. В младшем дошкольном возрасте это удобно объяснять на примере героев сказок. Со старшими дошкольниками можно провести более серьезную беседу.
  • Проследите, чтобы дошкольник знал на память номера телефонов родителей и доверенных лиц. Научите его, как правильно себя вести, если он вдруг потеряется.
  • Обучите ребенка правилам дорожного движения и регулярно напоминайте о них.
  • Проконтролируйте, чтобы на ребенке всегда был шлем, когда он катается на роликах или велосипеде.
  • Проследите, чтобы на детской площадке не было заостренных деталей, плохо закрепленных качелей и других травмоопасных предметов.
  • Ограничьте просмотр телепередач и компьютерные игры до одного часа в день.
  • Организуйте своему ребенку здоровое питание и обеспечьте достаточный уровень физической активности. Сделайте с ребенком зарядку с утра, выполните разминку днем или просто потанцуйте несколько минут.

Сотрудничайте с ребенком

В общении с дошкольником старайтесь следовать следующим рекомендациям:

  • Чаще предоставляйте ребенку выбор из нескольких альтернативных вариантов. Пусть он сам выбирает, какую рубашку сегодня надеть, что съесть на ужин, какую книгу почитать перед сном и т. д.
  • Не начинайте сразу с нравоучений и наставлений. Лучше обсудите с ребенком конкретную ситуацию, поинтересуйтесь его мнением, выслушайте, обговорите и совместно придите к «нужным» выводам.
  • Вместо принуждения к действию используйте такие побудительные конструкции, как «давай попробуем…», «не сделать ли нам…» и т. д.
  • Не используйте слишком часто слово «нет». Его лучше вообще оставить для чрезвычайных ситуаций. Но правила в жизни ребенка должны присутствовать. И нельзя поддаваться на требования и уговоры их нарушить. Это касается режима дня, лимита просмотра телепередач, правил личной безопасности и т. д.

Развивайте способность ребенка к самоконтролю

Дошкольный возраст — период недостаточности произвольного контроля. В это время импульсивное поведение преобладает. Способность к самоконтролю формируется у дошкольников постепенно. Если случаются эмоциональные вспышки, лучше воспринимать их спокойно. Они будут возникать реже, если не обращать на них внимание. Тем более нельзя подкреплять их, исполняя детские капризы и требования. Не стоит забывать, что в этом возрасте поведение ребенка легко изменить, переключив его внимание на что-то другое.

Ребенка нужно чаще поощрять и хвалить за совершение правильных поступков, особенно если они требовали от него высокой степени самоконтроля. Если дошкольник в чем-либо провинился, лучше принять меры немедленно, а не откладывать их на потом и тем более не перекладывать эту воспитательную работу на другого родителя, пугая ребенка словами «я все расскажу папе (маме)».

Прививайте детям любовь к чтению и творчеству

Прививайте детям любовь к чтению и творчеству

Именно в раннем детском возрасте наиболее успешно прививается любовь к чтению. Делать это нужно не жестким принуждением. Чтение должно приносить ребенку удовольствие. Оно должно стать приятным времяпрепровождением — сначала вместе с родителями, потом один на один с книгой.

Читать с ребенком нужно ежедневно. И желательно разнообразить этот процесс. Можно читать сказку на два голоса, имитировать голоса персонажей, разыгрывать сценки, обсуждать иллюстрации и сюжет. Но дошкольник не способен долго концентрировать внимание на чем-то одном. Если через 15-20 минут он потерял интерес к этому занятию, лучше закрыть книгу и переключиться на что-то другое.

Кроме игр и чтения, в жизни дошкольника важное место занимают рисование и конструирование. Детям необходимо что-то мастерить своими руками — эту сферу деятельности нужно всячески поощрять. Ребенку должны быть доступны всевозможные конструкторы, инструменты для рисования и других видов творчества. Это поспособствует развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3936 человек!