Отличная учеба: гены решают почти все

Автор — врач кардиолог
Аршинова Ирина Александровна

Если вы отлично учились в школе и институте, показывали высокие результаты на экзаменах и легко преодолевали все трудности, связанные с обучением, можете благодарить за это хорошую наследственность. Результаты нового исследования, в котором были задействованы тысячи пар близнецов, продемонстрировали, что на показатели академической успеваемости очень существенно влияют, помимо уровня интеллекта, такие индивидуальные особенности, как характер, уровень личной мотивации, уверенность в себе и другие. То есть черты, в значительной степени определяемые генами. Человечеством давно замечено, что уровень умственных способностей человека – наследственный фактор, который передается из поколения в поколение. Результаты недавних исследований подтвердили эту народную мудрость: в июне 2012 года международная группа ученых сообщила о выявлении целой генетической сети, от которой зависит уровень IQ. 

Были найдены 24 точечные мутации в шести генах. Все они связаны с индивидуальными различиями в структуре ключевых сигнальных путей в головном мозге и определяют скорость прохождения нервных импульсов из одной его области в другую. Эти структурные особенности головного мозга, определяющие способность к работе с новой информацией, объём кратковременной памяти, скорость реакции и так далее, то есть все то, что входит в понятие «интеллект», и передаются по наследству. Однако, как известно, высокий IQ и отличная академическая успеваемость – далеко не синонимы. Для успешной учебы в школе требуется благоприятное сочетание множества других личностных качеств и в какой степени пятерки по всем предметам зависят от генетического профиля учащегося, было до сих пор неясно. Пытаясь разобраться в этом предмете, исследователи из King’s College London (Великобритания) привлекли к участию в своем исследовании более 11 тысяч пар идентичных и неидентичных близнецов, появившихся на свет в Объединенном Королевстве с 1994 по 1996 год.

Вместо того, чтобы сфокусироваться на уровне IQ участников, ученые провели анализ 83 различных других индивидуальных показателей. Для этого 16-летние на момент исследования подростки и их родители отвечали на множество вопросов самого разного свойства – например, насколько счастливыми молодые люди себя ощущают, насколько любят школу, насколько старательно делают уроки, и так далее. Затем исследователи совместили все эти данные с результатами, показанными каждым из участников во время экзамена на получение General Certificate of Secondary Education (GCSE). Сертификат GCSE– аналог нашего аттестата о неполном среднем образовании. 

Этот экзамен, включающий в себя обязательные предметы – математику, английский язык и научный блок – сдают абсолютно все британские школьники. В итоге авторам исследования удалось выявить восемь групп личностных психологических характеристик, которые в значительной степени определяются наследственностью и в совокупности играют не меньшую роль в академической успеваемости, чем интеллект. Речь идет о таких чертах, как уверенность в себе, эмоциональное равновесие, особенности характера и поведения в различных обстоятельствах, уровень личной мотивации, способность к концентрации и так далее. Авторы оценили вклад  полученных с генами особенностей психики в результаты школьной учебы в 62 процента. А вместе с уровнем IQ генетический базис отличной успеваемости достигает 75 процентов.       

«Полученные нам данные позволяют понять, почему академические успехи детей столь различаются, — цитирует журнал Science психолога Кайли Римфелд (Kaili Rimfeld), одного из авторов опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences работы. – Оказывается, в том, насколько легко дети проходят процесс обучения, ключевую роль играют генетические факторы, причем не только уровень интеллекта, но и личностные особенности». Осознание этого факта, подчеркнула Римфелд, еще раз указывает на важность персонализированного подхода к обучению. В идеале ученики должны расходиться по классам в соответствии с личными особенностями, где их будут учить, используя совершенно различные приемы, кому что больше подходит. Кого-то — с помощью компьютерных программ, а кого-то – через игру.  

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Читайте также

Разработана вакцина против «Новичка»
Ученые создали препарат, инъекция которого на некоторое время защищает человека от действия «Новичка» и зарина.
Гены детей влияют на поведение родителей
Ученые опровергают мнение о том, что вес ребенка, прежде всего, зависит от того, как его кормят родители.
Ученые нашли генетическую причину «тихого» инсульта
Ученые нашли несколько генетических причин так называемых «тихих» инсультов, которые лежат в основе сосудистой деменции (слабоумия).
Отцы передают мутацию гена рака яичников
Мутацию, повышающую вероятность развития рака яичников, девочки чаще получают от своих отцов, чем от матерей.
Ученые объяснили связь между слабым сердцем и деменцией
Нарушения в работе сердца влияют на активность генов в клетках центра памяти головного мозга, что становится причиной нарушения когнитивных функций.
Нейроны аутистов неправильно развиваются еще до рождения
При аутизме нервные клетки головного мозга развиваются неправильно еще до появления человека на свет, на самых ранних стадиях организации мозга.
Опубликовано 08.10.2014 00:40, обновлено 22.12.2021 14:00
Рейтинг статьи:
4,5

Ссылка на первоисточник:

Читайте далее

Почему вам не хватает энергии? Витамины группы B — ключ к бодрости и ясному уму!

Хроническая усталость и постоянный туман в голове? Возможно, вашему организму не хватает витаминов группы B

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.