Отличная учеба: гены решают почти все

Автор — врач кардиолог
Аршинова Ирина Александровна

Если вы отлично учились в школе и институте, показывали высокие результаты на экзаменах и легко преодолевали все трудности, связанные с обучением, можете благодарить за это хорошую наследственность. Результаты нового исследования, в котором были задействованы тысячи пар близнецов, продемонстрировали, что на показатели академической успеваемости очень существенно влияют, помимо уровня интеллекта, такие индивидуальные особенности, как характер, уровень личной мотивации, уверенность в себе и другие. То есть черты, в значительной степени определяемые генами. Человечеством давно замечено, что уровень умственных способностей человека – наследственный фактор, который передается из поколения в поколение. Результаты недавних исследований подтвердили эту народную мудрость: в июне 2012 года международная группа ученых сообщила о выявлении целой генетической сети, от которой зависит уровень IQ. 

Были найдены 24 точечные мутации в шести генах. Все они связаны с индивидуальными различиями в структуре ключевых сигнальных путей в головном мозге и определяют скорость прохождения нервных импульсов из одной его области в другую. Эти структурные особенности головного мозга, определяющие способность к работе с новой информацией, объём кратковременной памяти, скорость реакции и так далее, то есть все то, что входит в понятие «интеллект», и передаются по наследству. Однако, как известно, высокий IQ и отличная академическая успеваемость – далеко не синонимы. Для успешной учебы в школе требуется благоприятное сочетание множества других личностных качеств и в какой степени пятерки по всем предметам зависят от генетического профиля учащегося, было до сих пор неясно. Пытаясь разобраться в этом предмете, исследователи из King’s College London (Великобритания) привлекли к участию в своем исследовании более 11 тысяч пар идентичных и неидентичных близнецов, появившихся на свет в Объединенном Королевстве с 1994 по 1996 год.

Вместо того, чтобы сфокусироваться на уровне IQ участников, ученые провели анализ 83 различных других индивидуальных показателей. Для этого 16-летние на момент исследования подростки и их родители отвечали на множество вопросов самого разного свойства – например, насколько счастливыми молодые люди себя ощущают, насколько любят школу, насколько старательно делают уроки, и так далее. Затем исследователи совместили все эти данные с результатами, показанными каждым из участников во время экзамена на получение General Certificate of Secondary Education (GCSE). Сертификат GCSE– аналог нашего аттестата о неполном среднем образовании. 

Этот экзамен, включающий в себя обязательные предметы – математику, английский язык и научный блок – сдают абсолютно все британские школьники. В итоге авторам исследования удалось выявить восемь групп личностных психологических характеристик, которые в значительной степени определяются наследственностью и в совокупности играют не меньшую роль в академической успеваемости, чем интеллект. Речь идет о таких чертах, как уверенность в себе, эмоциональное равновесие, особенности характера и поведения в различных обстоятельствах, уровень личной мотивации, способность к концентрации и так далее. Авторы оценили вклад  полученных с генами особенностей психики в результаты школьной учебы в 62 процента. А вместе с уровнем IQ генетический базис отличной успеваемости достигает 75 процентов.       

«Полученные нам данные позволяют понять, почему академические успехи детей столь различаются, — цитирует журнал Science психолога Кайли Римфелд (Kaili Rimfeld), одного из авторов опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences работы. – Оказывается, в том, насколько легко дети проходят процесс обучения, ключевую роль играют генетические факторы, причем не только уровень интеллекта, но и личностные особенности». Осознание этого факта, подчеркнула Римфелд, еще раз указывает на важность персонализированного подхода к обучению. В идеале ученики должны расходиться по классам в соответствии с личными особенностями, где их будут учить, используя совершенно различные приемы, кому что больше подходит. Кого-то — с помощью компьютерных программ, а кого-то – через игру.  

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология

Читайте также

Разработана вакцина против «Новичка»
Ученые создали препарат, инъекция которого на некоторое время защищает человека от действия «Новичка» и зарина.
Гены детей влияют на поведение родителей
Ученые опровергают мнение о том, что вес ребенка, прежде всего, зависит от того, как его кормят родители.
Ученые нашли генетическую причину «тихого» инсульта
Ученые нашли несколько генетических причин так называемых «тихих» инсультов, которые лежат в основе сосудистой деменции (слабоумия).
Отцы передают мутацию гена рака яичников
Мутацию, повышающую вероятность развития рака яичников, девочки чаще получают от своих отцов, чем от матерей.
Ученые объяснили связь между слабым сердцем и деменцией
Нарушения в работе сердца влияют на активность генов в клетках центра памяти головного мозга, что становится причиной нарушения когнитивных функций.
Нейроны аутистов неправильно развиваются еще до рождения
При аутизме нервные клетки головного мозга развиваются неправильно еще до появления человека на свет, на самых ранних стадиях организации мозга.
Опубликовано 08.10.2014 00:40, обновлено 22.12.2021 14:00
Рейтинг статьи:
4,5

Ссылка на первоисточник:

Читайте далее

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией