Эксперты Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) считают, что проект по QR-маркировке лекарств для защиты от контрафакта приведет к росту стоимости аптечного ассортимента на 20%.
QR-код — это так называемый матричный, двухмерный штрихкод (от англ. quick response), который легко распознается специальным сканером и содержит разнообразную информацию. С 1 февраля 2017 года в России, в рамках пилотного проекта, ряд лекарств будет выпускаться со QR-кодами на упаковке. А с 1 января 2018 года подобные матричные коды на упаковках с лекарственными средствами станут обязательными.
Представители российского фармбизнеса считают, что рост цен на препараты составит не менее 10-12%, а с учетом затрат на всех остальных этапах продажи лекарств следует ожидать увеличения их стоимости на 20%.
На данном этапе только 60 лекарств получат QR-маркировку. Из них 30 — из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов, а 10 относятся к лекарствам для лечения дорогостоящих тяжелых заболеваний. Всего в проекте будут участвовать 23 фармпроизводителя, более 250 аптек, 4 крупных поставщика фармацевтических препаратов и порядка 30 медицинских организаций.
По мнению экспертов, на начальном этапе проекта возможно исчезновение с рынка ряда некоторых лекарств, точнее, отдельных лекарственных форм популярных препаратов. Но ожидается, что конкуренция заставит производителей и продавцов пойти навстречу покупателю и по возможности сдерживать рост цен.
Впрочем, чиновники уверяют, что нанесение штрихкода не должно обойтись производителю дороже 40 копеек — 1 рубля на одну упаковку. А общий прирост цен вряд ли превысит 2%.