Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в жизни, и под успешностью мы подразумеваем не только хорошую работу и хороший доход, но и счастье. И все родители задаются вопросом, как же этого добиться воспитанием.
По данным Гарвардского центра развития ребёнка, речь в данном случае идёт не столько об оценках и внеклассных занятиях, сколько об основном наборе навыков, которые помогают справляться с неизбежными жизненными проблемами. Все это называется навыками исполнительной функции, которые мы используем для саморегуляции. Большинство людей, которые успешны и счастливы в жизни, обладают сильными навыками исполнительной функции. Эксперты считают, что именно этому обязательно надо учить подростков. О чём идёт речь?
Каковы пять важных основных навыков для жизни?
- Планирование: способность ставить и выполнять конкретные цели и планы.
- Фокусирование: способность концентрироваться на том, что важно в данный момент.
- Самоконтроль: контроль того, как мы реагируем не только на наши эмоции, но и на стрессовые ситуации.
- Осведомленность: не только замечать людей и ситуации вокруг, но и понимать, как мы на них влияем или можем изменить.
- Гибкость: способность адаптироваться к изменяющимся ситуациям.
Хотя это навыки, которым дети (и взрослые) могут учиться и учатся на протяжении всей жизни, есть два периода времени, которые особенно важны: раннее детство в возрасте от 3 до 5 лет и юность/ранняя взрослость от 13 до 26 лет. Во время этих окон возможностей изучение и использование таких навыков помогает детям добиваться успеха. Разберёмся, что нужно делать во втором периоде — подростковом возрасте.
Лучший способ освоить любой навык — практиковаться. Вот несколько советов для родителей, которые задаются вопросом, как помочь ребёнку, а когда надо отойти в сторону и дать что-то сделать самому.
Планирование как навык
Когда дети маленькие, естественно, что родители планируют всё за них. Но по мере того, как дети становятся подростками, им нужно научиться делать это самостоятельно. Что делать родителям для развития навыка планирования?
- Избегайте микроуправления жизнью подростка. Вместо этого установите несколько основных правил — простых и ясных, таких как: домашняя работа должна быть сделана, каждый день должно быть семь-восемь часов сна и регулярные физические упражнения. У вас могут быть другие основные правила, например, совместные ужины, своевременное возвращение домой или поддержание чистоты в комнате. Затем позвольте подростку самому понять, как этого добиться. Вмешивайтесь только в том случае, если основные правила явно и постоянно нарушаются.
- Когда у подростков есть долгосрочные проекты, такие как исследовательский проект или поступление в колледж, сядьте и поговорите о том, как они хотят его реализовать. Пусть они придумывают и высказывают идеи раньше вас.
- Привлекайте подростков к планированию семейных мероприятий или отпусков, ремонту дома или другим проектам. Позвольте им принять некоторые решения, даже если вы не всегда с ними согласны.
Фокус на задаче
Взрывной рост использования устройств вызвал разнообразные проблемы с концентрацией внимания у людей всех возрастов. Гаджеты приносят мгновенное удовлетворение, из-за чего трудно отложить их в сторону и сосредоточиться на менее стимулирующих задачах, поэтому сейчас, как никогда, важно обучаться фокусировать внимание.
Эксперты крупной статистической компании Nielsen выяснили, что современные взрослые проводят с гаджетом в руках или за монитором до 11 часов в сутки!
Чтобы больше понимать о проблеме и системе вознаграждения мозга, заставляющей нас всё время брать в руки смартфон или сидеть часами за компьютером, читайте статью «Дофаминовая диета: зачем отказывать себе в удовольствиях?».
Как помочь подростку сосредотачиваться?
- Расскажите о том, как социальные сети и Интернет могут мешать повседневной жизни и домашней работе, и помогите придумать стратегии, как справиться с отвлекающими факторами.
- Ешьте вместе без смартфонов рядом и проводите время с семьей, не отвлекаясь на звонки и сообщения.
- Поощряйте практические занятия и хобби, не связанные с экранным временем, такие как приготовление пищи, выпечка, строительство, шитье, вязание, рисование или садоводство.
Развитие самоконтроля у подростков
Это тот случай, когда важно помнить о собственных реакциях на ситуации. Как вы реагируете на гнев и разочарование? Вызывают ли у вас проблемные ситуации на дороге сильные эмоции?
- Помните, что наши дети всегда обращают больше внимания на то, что мы делаем, чем на то, что мы говорим. Чтобы помочь подростку научиться самоконтролю, вы можете:
- Говорить о чувствах и о стратегиях управления сильными эмоциями — например, сделайте глубокий вдох и посчитайте до 10-ти, отойдите от ситуации, покричите в подушку и т. д.
- Подведите итоги после вспышки эмоций, когда все успокоятся. Поговорите, что подросток мог бы сделать по-другому? Что он мог бы сделать в следующий раз?
- Поговорите о том, как поведение одного человека влияет на других, и почему важно помнить об этом. Эта практика также учит осознанности поведения.
Осведомлённость и информированность
Подростки могут иметь массу детальной информации, но в основном о своем собственном мире. Помогите им научиться видеть дальше, входить за границы своего микросоциума и интересов.
- Расскажите о текущих событиях и историях в новостях. В частности, поговорите о том, как они влияют на людей и как разные люди могут по-разному их воспринимать.
- Ходите с подростком в разные места — даже простая прогулка в лесу или посещение близлежащего города может дать ему возможность осмотреться и увидеть то, что в противном случае он мог бы упустить.
- Присоединяйтесь к общественным работам всей семьей; покажите детям, как они могут изменить ситуацию и часть мира вокруг. Даже банальный субботник — это хороший пример, что один человек может сделать для окружения.
- Создавайте ритуалы для всей семьи, например, за ужином давайте каждому возможность рассказать о своем дне.
Гибкость и адаптивность
Жизнь постоянно подбрасывает различные квесты, и подростки должны уметь приспосабливаться. Вот что поможет:
- Не будьте слишком жёсткими в отношении расписания подростка. Помогите ему расставить приоритеты и посмотреть, какие вещи можно пропустить или отложить, если что-то произойдет, хорошее или плохое.
- Поощряйте некоторую спонтанность. Она также связана с умением расставлять приоритеты и не слишком зацикливаться на рутине.
- Будьте образцом для подражания. Будьте спонтанны сами — и не слишком расстраивайтесь, когда планы меняются. Стройте новые планы.
Каждый раз, когда вы позволяете подростку что-то делать самому, есть реальная вероятность, что он потерпит неудачу. Не поддавайтесь желанию бежать на помощь и исправлять всё сразу. Несмотря на то, что важно поддерживать ребёнка сейчас и в будущем, иногда подросткам нужно потерпеть неудачу, чтобы освоить навык более полноценно. Давайте детям возможность самим разобраться, прежде чем предлагать помощь.
В отдельной статье мы рассказываем, что важно знать подростку, когда он уезжает из дома — например, учиться и жить в общежитии. К этому тоже надо готовить заранее. Подробные инструкции вы найдёте в тексте «3 главных навыка для самостоятельной жизни подростков».