Весной, в разгар всемирного локдауна, мечталось, что с появлением вакцины от коронавирусной инфекции самая большая проблема человечества на тот момент будет решена: все получат защиту от вируса и пандемия закончится. Можно будет снова, как раньше, входить в автобус, обниматься при встрече друзей в кафешках, ходить в театры и на концерты – и больше не носить при этом маску.
Как бы не старались граждане отыскать в ношении маски позитивные интонации – сделать это удается с трудом. Из самых полезных эффектов масочного режима – снижение заболеваемости гриппом на 94-98% в этом эпидемическом сезоне. В остальном любви к маске не возникает даже у ярых приверженцев ношения индивидуальных средств защиты.
Однако вакцина (и не одна) появилась, а власти не спешат отменять масочный режим. Во многих странах, в том числе и в России, уже на законодательном уровне решено, что его надо будет продолжать придерживаться, как минимум, до начала 2022 года. Почему нельзя отказываться от ношения масок даже после получения вакцины от COVID-19, разбирался MedAboutMe.
1. Ни одна из вакцин не дает 100%-ной защиты
Как показывают исследования, полный курс вакцин фармацевтических компаний Moderna, Pfizer-BioNTech, НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи (она же "Спутник V"), состоящий из двух доз препарата, защищает от COVID-19 на 95%. То есть, 95 из вакцинированных людей, заразившись коронавирусом, не заболеют. Но каждый двадцатый вакцинированный человек такой гарантии не имеет.
И эти данные, как подчеркивают эксперты, были получены в оптимальных условиях эксперимента в медицинских центрах. В реальности же эффект вакцинации, точнее показатели иммунитета вакцинированного населения всегда чуть ниже заявленных цифр. То есть, людей, которые были привиты, но не получили действенной защиты от коронавируса, будет больше 5%.
Кроме того, на эффективность вакцин влияет множество факторов, один из которых – условия транспортировки и хранения препарата, начиная от момента его отправки с производства и заканчивая моментом введения человеку. На всех этих этапах должен соблюдаться строгий температурный режим. И если для большинства вакцин требуется температура -18 °С, что конечно требует специализированного оборудования, но достаточно распространенного в медицинских учреждениях, то вакцина Pfizer-BioNTech хранится при температуре -70 °С, и создание таких условий хранения – более дорогостоящий процесс. А нарушение температурного режима ведет к снижению эффективности препарата.
2. Не все люди могут быть вакцинированы
Продолжая тему пониженной эффективности вакцинации, нельзя не сказать о людях из групп повышенного риска заболевания COVID-19, которые по разным причинам не могут получить прививку от коронавирусной инфекции или эта прививка не защитит их так, как защитила бы здорового человека.
Речь идет, например, об онкологических пациентах. На данный момент, у ученых очень мало информации о том, как вакцина действует на людей с раком. Такие больные не включались в исследования из-за их ослабленной лучевой и химиотерапией иммунной системы – риски развития побочных эффектов были слишком высоки. Однако известно о нескольких случаях выявления злокачественных опухолей у уже привитых людей, и у таких пациентов эффективность вакцинации составила всего 76%.
Некоторые люди вообще не могут быть вакцинированы, например, люди с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями или те, у кого возможно развитие тяжелой аллергической реакции на вакцину или ее отдельные компоненты, например, на полиэтиленгликоль.
Наблюдения показывают, что вторая доза российского «Спутника V» чаще приводит к развитию побочных эффектов, и если у человека наблюдались выраженные аллергические реакции на первую дозу вакцины, то врачи не рекомендуют ему отправляться за второй дозой.
3. На формирование иммунитета к SARS-CoV-2 нужно время
Второй важный момент: иммунитет к коронавирусной инфекции не появляется сразу же после введения вакцины. На его формирование нужно время. Это особенно актуально в отношении российской вакцины «Спутник V», в состав которой входят два аденовирусных вектора. Тот, что вводится первым – это довольно распространенный штамм аденовируса Ad5. У людей, которые уже болели ОРВИ, вызванной этим аденовирусом, организм уничтожит его сразу после инъекции, и иммунитет к коронавирусу не выработается. Поэтому в вакцину входят два штамма аденовируса: второй встречается намного реже, так что шансов на успех существенно больше.
То есть, о формировании иммунитета можно говорить только через 2-3 недели после введения второй дозы, практически через 1,5 месяца после первой вакцинации. Все эти 1,5 месяца человека следует считать незащищенным от SARS-CoV-2, и маска для него – обязательна.
Для вакцины Pfizer-BioNTech было показано, что после введения первой дозы вакцины иммунитет формируется только через 12 дней, а через несколько недель ее эффективность падает с 95% до 52%.
4. Вакцины не останавливают распространение коронавируса
Одни вакцины защищают человека от заражения тем или иным патогеном (и к таким относится вакцина против кори), а другие – предотвращают развитие заболевания, но от проникновения вируса защитить не могут. В первом случае вакцинированный человек даже после контакта с инфекцией остается безопасным для окружающих. Во втором он на протяжении некоторого времени может быть распространителем инфекции, хотя сам при этом болеть не будет.
Прививки от COVID-19 относятся ко второму типу, то есть вакцинация не означает, что человек защищен от заражения коронавирусом SARS-CoV-2. По крайней мере, пока не доказано обратное, врачи и ученые рекомендуют считать именно так. У человечества еще нет накопленных данных наблюдений за вакцинированными людьми, так что теоретически после вакцинации вы можете все равно представлять потенциальную опасность для своих пожилых непривитых родственников. А маски, как известно, это, в первую очередь, способ защитить окружающих от возможного источника инфекции.
5. Маски защищают от любых штаммов вируса
Наконец, следует понимать, что носителям масок все равно, о каком штамме коронавируса идет речь — маска снижает риск заражения для любого из них. Это особенно актуально в свете нарастающей тревожности среди людей из разных стран мира по поводу растущего числа новых штаммов SARS-CoV-2. Некоторые из этих штаммов более заразны, и есть даже предположения, что отдельные из них могут оказаться даже более опасными.
Пока непонятно, насколько вакцины эффективны против разных вариаций пандемического коронавируса. Кроме того, не исключена возможность появления штамма с такой мутацией spike-белка, что вакцины окажутся и вовсе бесполезными. Вероятность эта очень и очень низка, так как мутации spike-белка при этом должны сохранять способность коронавируса взаимодействовать с рецепторами ACE2. Но все-таки такой риск существует.
Только ношение маски действительно снижает риски заражения.
- Похоже, что маски еще долго будут оставаться обязательным элементом одежды при появлении на людях в общественных пространствах. Может быть, это не так уж и плохо: за время массового ношения масок заболеваемость гриппом и другими распространенными ОРВИ снизилась до небывалого минимума.
- Ношение масок не отменяет сохранение социальной дистанции и вакцинацию. Бороться с коронавирусом надо всеми доступными способами. До формирования коллективного иммунитета (если такового удастся достичь) следует продолжать носить маски.
- «Ведите себя так, словно вы и не вакцинировались вовсе», – рекомендуют эксперты.