Недавно родившемуся малышу все улыбаются и дарят конфетки, подростков же принято ругать и втайне жалеть о несбывшемся идеале. В ответ на чрезмерно жестокую действительность «взрослые дети» могут совершить непоправимые поступки — доведенные до крайней степени решаются покончить жизнь или вдобавок еще и лишить ее своих недоброжелателей, как, например, на уходящей неделе задумал школьник из Ивантеевки, вдохновленный трагедией в американской школе «Колумбайн».
10 сентября отмечается Всемирный день борьбы с суицидами. MedAboutMe поговорит со специалистами, есть ли определенные признаки, указывающие на то, что подросток «готов на все» в своей ненависти, и расскажет о базовых правилах поведения с «хорохорящимися», но такими уязвимыми подростками.
Как же нужно вести себя с подростком, чтобы стать если не другом, то «терпимым предком»?
Делать замечание и воспитывать поздно
До некоторого возраста ребёнку абсолютно комфортно быть ведомым — он привык и ждет указаний «сделай так, не делай это». Так ребёнок получает жизненные алгоритмы и ощущает поддержку. Но знания накапливаются, ребёнок растет, и у него появляются новые открытия — оказывается, взрослые и сами далеки от идеала. В таком случае, подросток будет слушать лишь тех, кто является для него авторитетом. Потребность в маленьких замечаниях отпадает, они будут вызывать лишь глухую досаду.
Родителей может раздражать, что ребёнок не выполняет то, что должен, по их мнению. Но стоит задуматься — и взрослые позволяют себе «слабину», так как невозможно состояться везде. Перегибы в карьере непременно «аукнутся» несколько запущенным домом и простой едой без душевных чаепитий, и наоборот, если женщина отдает себя ведению хозяйства, она может ощущать отсутствие реализации в интеллектуальной или творческой сфере. Мы не идеальны и не ложимся вовремя, любим сладкое, откладываем важные дела «на понедельник». Почему мы требуем большего от подростка, чем от самих себя?
— Есть ли признаки, позволяющие сказать, что этот ребёнок не просто заигрался и «всех ненавидит», а действительно готов на отчаянный шаг вроде школьника из Ивантеевки, который решил «наказать» учительницу и травящих одноклассником с помощью оружия?
— Подросток, который «заигрался и всех ненавидит», в действительности может дойти до состояния готовности на отчаянный шаг, это — не противопоставляющие друг друга понятия, а разные степени одного и того же состояния. Несмотря на то, что агрессия — это фундаментальное качество, свойственное всем живым существам, для человека агрессия не является инстинктивной. Она возникает как реакция на фрустрацию. Если ребёнка не понимают и не поддерживают родители, сверстники издеваются и травят, учителя оказывают давление и относятся неуважительно, рано или поздно, ребёнок осознает, что на его стороне никто не стоит. Психологические травмы способствуют возникновению отношения ко всему миру как к враждебному. А против врагов надо сражаться. Или сдаться и прекратить свою собственную жизнь. Конечно, признаки надвигающейся беды можно распознать. Она никогда не происходит внезапно. Ребёнок замыкается в себе, становится скрытным, злобным и нервозным. Часто он сам подает сигналы с призывами о помощи или предупреждениями. Но это, если кто-то действительно захочет приглядеться. Как правило, начинающееся «нежелательное» поведение[cite title="Комментарий эксперта" src="/upload/medialibrary/2f0/onikova.jpg" name="Татьяна Оникова, директор Института Практической Психологии и Психоанализа, детский игровой терапевт"]
— Есть ли признаки, позволяющие сказать, что этот ребёнок не просто заигрался и «всех ненавидит», а действительно готов на отчаянный шаг вроде школьника из Ивантеевки, который решил «наказать» учительницу и травящих одноклассником с помощью оружия?
— Подросток, который «заигрался и всех ненавидит», в действительности может дойти до состояния готовности на отчаянный шаг, это — не противопоставляющие друг друга понятия, а разные степени одного и того же состояния. Несмотря на то, что агрессия — это фундаментальное качество, свойственное всем живым существам, для человека агрессия не является инстинктивной. Она возникает как реакция на фрустрацию. Если ребёнка не понимают и не поддерживают родители, сверстники издеваются и травят, учителя оказывают давление и относятся неуважительно, рано или поздно, ребёнок осознает, что на его стороне никто не стоит. Психологические травмы способствуют возникновению отношения ко всему миру как к враждебному. А против врагов надо сражаться. Или сдаться и прекратить свою собственную жизнь. Конечно, признаки надвигающейся беды можно распознать. Она никогда не происходит внезапно. Ребёнок замыкается в себе, становится скрытным, злобным и нервозным. Часто он сам подает сигналы с призывами о помощи или предупреждениями. Но это, если кто-то действительно захочет приглядеться. Как правило, начинающееся «нежелательное» поведение жестко критикуется, что способствует только усугублению внутреннего состояния. Часто, при таком обращении с ребёнком, мы становимся свидетелями того, что «что-то не так», постфактум, только после того, как «отчаянный шаг» совершается.
— Почему такие проблемные подростки не чувствуют ни страха смерти, ничто их не удерживает от «расправы» как с собой, так и «провинившимися» с их точки зрения. Может ли ребёнок из относительно благополучной семьи без особого дефицита любви, допустим, подсесть на компьютерные игры и потерять связь с реальностью и нормами морали и воспитания?
Конечно, в мир ребёнка в наши дни постоянно вторгаются компьютерные игры, анимационные и художественные фильмы, в которых человеческая жизнь как будто не такая ценная. Главный герой никогда не умирает. А если и умирает, то всегда можно перезагрузить. Условное «добро» всегда побеждает условное «зло». А если побеждает «зло», то оно обладает привлекательными чертами. Часто смерть выглядит как справедливая месть или как избавление от собственных страданий. Еще и потому, что до конца не осознается необратимость, все как будто «понарошку». Отчаявшийся ребёнок, подросток с серьезными нарушениями или поддавшийся чьему-то влиянию, возможно и попытается попробовать.
Однако есть мнение, что если в семье у ребёнка все благополучно, у него доверительные отношения с родителями, родители не возлагают на него несбыточных надежд или слишком амбициозных задач, а с пониманием и принятием относятся к чувствам и потребностям ребёнка, поддерживают его в его стремлениях и способствуют его мотивации, в их отношениях выстроены границы, ребёнку не чуждо понятие причинно-следственных связей между его действиями и последствиями, то очень трудно представить себе такую внезапную потерю связи с реальностью.
Многим родителям придется освоить искусство «отпускать» — в конце концов, если ребёнок «занимается глупостями», он уже этим проявляет свою самобытность, мотивацию и способность доводить дело до конца. Попробуйте воодушевиться его начинаниями — и вполне возможно, что результат вас очень удивит.
Нет грубым интонациям
Универсальное правило этикета уважительно общаться со всеми членами семьи распространяется и на подростков — несмотря на то, что они так и провоцируют порой родителей на грубости. «Закрой рот», «я сказала, значит, так и будет!», «за что у меня родился такой дебил» «ты меня до инсульта доведешь» — фразы, которым не место в общении с подростком от слова «совсем», они не принесут ни разума, ни доверия и теплоты. Пренебрежительных выражений «ему ничего не надо» или «она ничем не интересуется» тоже не следует допускать (даже если очень хочется).
О том, что ребёнок первым считывает интонации и тембр голоса, а затем уже распознает слова, особенно много говорится применительно к деткам первых лет жизни. Однако подростки только считаются маленькими взрослыми — они в чем-то еще более уязвимы к негативным эмоциональным проявлениям и жестам, чем дети раннего возраста. Поэтому родителям и близким стоит иметь в виду — жесткие нотки вполне способны затмить смысл сказанного, и особенно болезненно выливающееся раздражение могут воспринимать девушки. Впрочем, в условиях царящего матриархата (преподаватели, авторитарные бабушки) юноши могут ощущать не меньшее давление.
Очень важно, какие отношения складываются в семье между родителями и ребёнком, являются ли они доверительными, теплыми, принимают ли ребёнка в семье со всеми его особенностями и недостатками, или же постоянно критикуют, ругают, не воспринимают всерьез, как отдельную личность со своим внутренним миром.
Могу дать несколько советов всем родителям, чьи дети вот-вот станут подростками или уже вошли в этот непростой возраст. В первую очередь, старайтесь всегда слушать и, главное, слышать своего сына или дочь. Найдите правильные именно для него слова поддержки. Поймите, что те проблемы, которые вам кажутся ерундовыми и не стоящими внимания, для него сейчас — основные и жизненно значимые. И это не вопросы учебы или получения каких-то новых навыков и знаний. Это проблемы общения со сверстниками, с окружающим миром, вопросы морали, границ. Если это не слышать и не уважать того, что подросток пытается до вас донести, то он закроется, у него пропадет чувство защищенности и уверенности в том, что его любят и понимают. Надо отметить, что дети, у которых есть проблемы, всегда каким-то образом жалуются, пытаются обратить на себя внимание, но родители зачастую просто ничего не слышат.
В подростковом возрасте познавательный интерес уступает место стремлению к общению. Ребёнок тянется к себе подобным, ищет свое место в жизни и социуме. Это нужно понимать родителям. Старайтесь
принимать своего ребёнка полностью, не пытайтесь его переделать, сломать, давить на него. С вами живет личность, которую нужно уважать.
Даже если у подростка все плохо, но при этом дома его безусловно поддерживают, он не дойдет до края. В те моменты, когда он совершил ошибку, глупость или дурной поступок, родители должны быть на его стороне и постараться разобраться, что привело к такой ситуации, как можно в ней помочь.
Что касается окружающих — учителей в школе или других взрослых, окружающих ребёнка: если вы видите, что у подростка что-то не так, обратите на это внимание родителей. О существовании проблем сигнализирует простой индикатор: ребёнок резко начинает себя вести неестественным для него образом, например, если всегда был общительным и веселым — замыкается, становится угрюмым, или наоборот, вдруг начинает проявлять безудержное веселье, будучи до этого спокойным и скрытным по характеру. Не проходите мимо. Нужно стучать во все двери, чтобы разобраться в том, что происходит с человеком и нужна ли ему помощь.
Станьте командой
«Разборы полетов» — только за закрытой дверью дома. Разбирать плохие поступки и воспитывать можно преподавателям и учителям, но никак не соседкам, дальним родственникам или прочим «благожелателям». Сделайте так, чтобы ваш ребёнок вам доверял и знал — вы не вынесете его проступок на посмешище всеобщему обозрению, даже если очень хочется написать подтрунивающий пост в соцсети, например. Как и в детстве, ругайте проступок, а не самого ребёнка. Желательно не при чужих ушах.
Будьте довольны своим ребёнком
Когда-то в младенчестве родители без особой досады терпели «зубки», колики и бесконечные пятна от каши-краски-грязи, понимая, что это входит в рамки физиологии. Чуть постарше ребёнка водят на всевозможные «развивашки», правда, после класса третьего энтузиазм у некоторых родителей падает. Ведь они хотят видеть непременной отдачи длинного родительского пути, а им... лишь только стыдно за поведение, лень, рассеянность, неопрятность и т. п. список можно продолжать. Стоит напомнить, что многие «качества» опять-таки диктуются возрастной физиологией и гадкий утенок превратится-таки в прекрасного лебедя, нужно лишь запастись немеренным терпением и давать любовь и поддержку — авансом.
Многие личностные проблемы в подростковом возрасте коренятся в том, что психологи называют «недостатком любви». Ребёнку необходима любовь так же, как цветам — вода. Если ребёнок чувствует себя нелюбимым, у него появляется ощущение беззащитности и неуверенности. Это чувство отсутствия любви проявляется в его поведении как способ защиты при личностных проблемах, приступах злости, депрессии, отчаянии, недостатке устремлений, проблемах во взаимоотношениях с людьми. Ощущение того, что он (или она) не отвечает ожиданиям окружающего мира (родителей, близких, друзей, учителей и других, значимых для ребёнка людей), также может сделать подростка агрессивным. В этом случае внутренняя агрессия на себя самого проецируется на окружающих.
Жалость к самому себе приводит к пассивности, слезам, депрессии, к разрушению взаимоотношений с людьми, к изоляции от общества, иногда к самоубийству.
Люди, которые считают себя отвергнутыми обществом, более склонны к проявлению агрессии или к уходу от реальности с помощью различных форм зависимости (компьютерная, наркотическая и т. д.). При возникновении агрессии, как правило, нет разделения, близкий или посторонний человек находится рядом. Чувство отверженности может привести даже к таким тяжелым последствиям и действиям, как массовый расстрел или нечто подобное. Есть исследования, которые показывают, что отверженным людям агрессия застилает глаза. В подростковом возрасте происходят сильные физиологические изменения, гормональный фон неустойчив, как следствие этого эмоциональная неустойчивость, ранимость, высокая чувствительность… Подросткам бывает сложно управлять своим эмоциональным состоянием.
Агрессивное поведение у подростков — это маркер неблагополучия в какой-то из сфер жизни ребёнка. Важно быть в контакте с ребёнком, чтобы была возможность вовремя оказать помощь и поддержать. Для ребёнка, который чувствует себя полноценным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессия в поведении или уход от реальности в интернет зависимость или другие формы ухода от реальности будет не нужна.
На какие признаки следует обратить внимание родителям:
- частые смены настроения, от смеха до слез или агрессии,
- замкнутость, напряженность,
- злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами.