Нередко родители обращаются за помощью на форумы или к психологам, замечая, что их дети, достигая подросткового возраста, проявляют различного рода агрессию по отношению к окружающим. Начинается судорожное копание в отношениях, анализ ситуации и того времени, когда был упущен момент перехода послушного и ласкового малыша в злобного, резкого и неуживчивого подростка. Нередко возникает вопрос — что влияет? Виновато ли окружение или воспитание, перенесенные в детстве травмы, дефицит внимания или негативное влияние соцсетей?
Недетские проблемы детей
По мере того, как дети взрослеют, у них появляются новые интересы, увлечения и друзья. Бывает и так, что компания, в которой общается ребёнок, далека от понятия хороших и послушных парней и девчонок. И родители все чаще сталкиваются с вызовами в школу по поводу вспышек агрессии, скандалов и драк, грубости по отношению к сверстникам или младшим детям, животным. Порой поведение детей, достигших критического возраста, и вступивших в период полового созревания, находится «на грани», а зачастую и переходит рамки закона, что грозит в дальнейшем серьезными неприятностями всей семье в целом, и самому ребёнку в частности.
Откуда же берется такая жестокость, склонность к насилию и агрессии, если ранее подобного за детьми не отмечалось, они были послушны и спокойны, добры и приветливы?
Особенности подростка, изменения мышления и поведения
В силу возрастных особенностей, гормональной бури в организме подростки сильнее переживают эмоции, у них более обостренные чувства, и они подвержены внешним влияниям. Нередко это выливается в особенности поведения, в том числе социально опасного, рискового и подстегиваемого не своим, а чужим, навязанным мнением. Подростки, ощущая внутренне свою слабость и уязвимость, начинают сбиваться в «стайки», проявляя стадное чувство, повторяя один за другим дурные поступки. Они пытаются показать свою «взрослость» и «крутость» агрессивным, асоциальным поведением. Агрессия может проявляться не в поведении, а в высказываниях, мыслях, которые озвучивают подростки своим родителям и близким людям. Это больно ранит, расстраивает родителей, создает отстраненность и стену непонимания, рушит отношения.
Часто это своего рода реакция на стресс, который психика переживает с трудом, попытка «выпустить колючки» в ответ на проблемы в школе или семейных отношениях, способ доказать всем свою важность, «крутизну», или же слепое подражание героям кино.
Помимо влияния гормональной перестройки и эмоциональной неустойчивости подростков, о которых помнят многие родители, необходимо знать и еще одну особенность данного возраста: веру в персональный миф. Специфика самосознания подсказывает тинейджеру, что последствия дурных поступков, о которых он уже знает и умеет прогнозировать, именно его не коснутся. Он не попадется на краже, не упадет с крыши поезда, не станет зависим от алкоголя и т. д. Зная, что все это вполне реально, подростки могут предупреждать друзей об опасности, но к себе ее относят, как правило, только в теории.
Этот важный аспект поведения надо учитывать, разъясняя последствия: юридические, социальные, медицинские, абсолютно все. Повышение информированности ребёнка помогает преодолевать этап веры в персональный миф быстрее и с наименьшими затратами.
Проблемы воспитания или пагубное влияние мира?
Кажется, что сегодня проблема агрессивности детей в подростковом возрасте остра, как никогда. Однако если обратиться к истории, то в любой более-менее благополучный период поведение отроков и молодежи вызывало негодование взрослых. В чем отличия нынешнего времени?
Воспитание детей сегодня разделяют не только родители и школа, но и разнообразные СМИ, и интернет. Основной источник проблем связан со снижением уровня эмпатии, умения понять чувства другого. Проводя время в сети и компьютерных играх, подростки оказываются оторваны от внутреннего мира других, воспринимая только то, что на поверхности. И это не проблема компьютеризации общества, а вопрос воспитания и правильного отношениявзрослых друг к другу и к ребёнку.
Важно отношение родителей!
Если родители оберегают ребёнка или не считают нужным посвящать его в свои переживания, как связанные, так и не связанные с его поведением, это может вызвать так называемое эмоциональное отупение, восприятие других людей как объектов. Объекты не могут чувствовать, как сам субъект, а значит, незачем считаться с чьими-то чувствами, можно мучить животное или раздразнивать первоклашек, снимая видео для интернета, оскорблять собеседника в сети или на улице и т. д.
Подобное поведение неэффективно пытаться пресекать запретами или наказаниями: подросток не просто не поймет, почему так нельзя, с протестными реакциями, свойственными возрасту, он может начать поступать наоборот.
Что делать: роль родителей
Учитывая особенности возраста и современного стиля воспитания, усилия по коррекции поведения и развития эмпатии специалисты рекомендуют направлять следующим образом:
- начать проговаривать свои чувства и эмоции как можно чаще. Рассказывать, почему родители расстраиваются, когда на работе срывается проект, нет парковки у дома, что чувствует невыгуленная собака, как волнуются взрослые, когда подросток вовремя не приходит домой и так далее. Без упреков и скандалов объяснять, что чувствует человек в некомфортной ситуации;
- если есть проблема не только с эмпатией, но и с физической агрессией, настаивать на спортивной секции, где есть физический контакт, причем не обязательно спарринг в боксе, но, к примеру, футбол, баскетбол, любой вид активности, где дети могут сами почувствовать боль от случайной травмы и увидеть реакцию других;
- как можно больше времени отдавать на действительно активное совместное времяпрепровождение с ребёнком: один поход с ночевкой эффективнее сотни семейных вечеров у телевизора. Совместное преодоление трудностей, решение проблем помогает направлять воспитание в нужное русло и формировать гармоничные отношения подростков и родителей.