Эта пандемия внесла так много корректив в привычный уклад жизни, что мир, наверное, больше никогда не станет прежним. Мы спешно учимся не трогать лицо, правильно мыть руки, не толпиться и соблюдать социальную дистанцию. Новая форма вежливости предполагает уже не рукопожатие (ни в коем случае!), а надевание маски перед приветствием.
У людей в изоляции появляется очень много свободного времени (если, конечно, они не работают удаленно). Сделать уборку, вглядеться в лица ближних, подумать над смыслом жизни и ее наполнением.
Или просто бездумно лежать на диване, держа поблизости бутылку с чем-то алкогольным. «Для дезинфекции», «для расслабухи», «все равно завтра на работу не надо».
Вот об алкоголе и его действии на человека в условиях карантина и предлагает поговорить MedAboutMe.
Мифы и правда об алкоголе
- Миф первый: о дезинфекции.
Не работают ни коньяк, ни водка, ни французское вино как дезинфекторы. Ни при наружном применении, ни при употреблении внутрь. Для наружного — крепости маловато. А чтобы убить вирус в организме, придется выпить смертельную дозу спиртного. И еще не факт, что в насквозь проспиртованном теле, отправленном на кремацию, не останется живых вирусов. Но ему уже будет все равно.
Мораль: «Не пей, Иванушка». У вируса печени нет, а у тебя пока есть. Береги ее, как и весь организм.
- Миф второй: о расслаблении.
Нет, выпивка не помогает расслабиться и избавиться от стресса. Во всяком случае, надолго. Совсем наоборот: неумеренное употребление спиртного усугубляет стресс, усиливает тревожность, чувство одиночества и обреченности, вызывает депрессию. А все это снижает защитные возможности организма.
Мораль: «Не пей, Иванушка». Пьянство в карантине — путь к депрессии. А депрессия — плохой сокамерник-сокарантинник.
- Миф третий: об укреплении иммунитета.
Все наоборот. Это только сказки, что «пьяному море по колено», что пьяниц не берет ни инфекция, ни травмы. Сказки и иллюзии.
Иммунитет под действием алкоголя снижается. Способность противостоять инфекциям, в том числе и коронавирусной, падает.
Мораль все та же: «Не пей, Иванушка». Пожалует вирус непрошеным гостем, а иммунитета-то и нет. В бутылке утоплен.
Официальная позиция медицины
Не удивительно, что на днях Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила рекомендации, в которых четко указано: в условиях пандемии и карантина следует воздержаться от употребления алкоголя.
Мы рекомендуем отказаться от алкоголя, не пытаться применять его с целью профилактики заболевания или в качестве лечения COVID-19.
Алкоголь негативно действует на психику, на поведение и принятие решений, усиливает чувство страха, провоцирует панику.
Кроме того, при взаимодействии с алкоголем уменьшается эффективность одних лекарственных препаратов, и усиливается токсичность других. Принимать одновременно лекарства и пить спиртное категорически нельзя.
Ранее об этом же высказывался и министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, предупреждая россиян о том, что употребление алкоголя может привести в случае заражения к более тяжелым последствиям.
С министром согласен и Евгений Брюн, главный внештатный нарколог Минздрава.
Алкоголь не защитит от заражения и замедлит выздоровление. Пить нельзя нисколько, разрешенной дозы не существует, она равна нулю.
Курение также только ухудшает ситуацию, у курящих болезнь протекает тяжелее, лечение оказывается менее эффективным.
Запретить нельзя разрешать? Ставим запятую
Отношение к алкоголю в мире, охваченном пандемией, оказалось разным. В некоторых странах продажа алкоголя запрещена или ограничена, в других наоборот — продажа спиртного не только продолжается, но и приравнена к торговле продуктами первой необходимости.
Россия относится к первой группе, хотя регионы сами выбирают методы и масштабы ограничений. В Карелии, например, ограничили время продажи спиртного, таким же путем пошли в некоторых других регионах: в Крыму, Ленинградской, Кемеровской областях, в Якутии, Пермском и Красноярском краях, Башкирии и Чечне. Сочли нецелесообразным ограничивать торговлю спиртным в Челябинской, Ульяновской и других областях, а также в Татарстане и Удмуртии.
Главы регионов, принявшие решение об ограничении торговли алкогольной продукцией, обосновывают свое решение, в том числе, и ростом правонарушений, совершаемых под воздействием алкоголя.
А как в других странах?
В США продажа алкоголя процветает. Работают не только магазины, но даже барам разрешили работать, в том числе и выполнять заказы по доставке спиртного потребителям, чего прежде не было. В несколько раз выросли объёмы продаж в интернет-магазинах алкогольной продукции — на одном популярном ресурсе на 750%, на другом — на 450% за несколько дней. Оценивать правильность такого подхода предстоит в дальнейшем специалистам, но пока США не может гордиться тем, что успешно справляется с болезнью. Скорее, совсем наоборот, к сожалению.
Полный запрет на торговлю спиртным введен в Гренландии. Одним из мотивов такого решения было стремление защитить от домашнего насилия детей.
Так же поступили в ЮАР, включив в запрет еще и табачные изделия.
Франция разделилась: в некоторых департаментах запрет введен, в других виноторговцы продолжают работать. Среди французов входят в моду новые способы употребления — совместная выпивка с помощью видеосвязи с приятелями. «Ватсаперитивы», «скайперитивы», «фейстаймперитивы» и прочие «карантейли» помогают, по словам их участников, скоротать время в карантине и не чувствовать одиночество. Или разбавить компанию. Правда, врачи Франции таким новшествам вовсе не рады, и предлагают не пытаться глушить алкоголем тревогу и скуку. Французам даже предложено обращаться за консультацией к психиатрам, причем это будет оплачено медицинской страховкой.
В Соединенном Королевстве продажи выросли на 22%, взлетели уровни продаж и в Канаде, где покупатели буквально сметают спиртное с полок магазинов.
Это не удивляет: в странах Европы спрос на спиртное традиционно вырастает в периоды любых кризисов. Но обычно рост составляет не более 15% от обычного, а в этот раз на кризис экономический наложилась еще и пандемия.
В России пока экстремального роста продаж алкоголя не наблюдается, хотя один резкий скачок был: после яростного скупания гречки и туалетной бумаги россияне массово затаривались и алкоголем в течение нескольких дней. Потом спрос пошел вниз.
Что не может не радовать. Ведь расходовать деньги на алкоголь в условиях, когда огромное количество людей вынуждены не работать и терять привычный доход, крайне нерационально. Мало ли на что могут потребоваться средства в это странное время глобальных перемен.
Сохраняйте трезвость, сограждане, и берегите здоровье. Нам еще потом все восстанавливать и перестраивать. Спирт нынче хорош только в составе геля для дезинфекции рук, да и то изопропиловый, не питьевой.
Из-за распространения коронавируса многие люди, вынужденные оставаться в изоляции, испытывают тревогу, депрессию или просто скуку. Это может подталкивать их к желанию обратиться к алкоголю или наркотикам в поисках облегчения. Им может казаться, что попытка «забыться» — всего лишь один из механизмов выживания. Но на самом деле это, в конечном итоге, приводит к усугублению проблем и росту нестабильности психики.
Кроме того, неумеренное употребление спиртного увеличивает риск получить травмы разного рода. А обращение за медицинской помощью не только увеличит вероятность заражения, но и может оказаться крайне проблематичным ввиду предельной загруженности врачей в больницах.