Аутизм: как разглядеть удивительное во всех детях

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Известно, что многие выдающиеся люди имели те или иные нарушения развития, да и малыши из обычных семей также обладают своими талантами и достижениями. Но в реальной жизни они нередко испытывают трудности коммуникации со сверстниками — иногда вследствие своего заболевания, но гораздо чаще — вследствие определенного предубеждения общества. На вопрос, как именно можно играть, разговаривать и расти вместе с другими детишками, наглядным образом отвечает новый персонаж телевизионного шоу «Улица Сезам». Послушаем мнение специалистов, а также мам и пап деток с расстройством аутичного спектра (РАС).

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Новый персонаж «Улицы Сезам»: наравне со всеми

Новый персонаж «Улицы Сезам»: наравне со всеми

Поведенческий терапевт Лилия Ракшенко рассказывает в доверительной беседе, что родители часто задают вопрос, чем может быть опасно общение с ребёнком «с диагнозом» — ДЦП, аутизм и другими расстройствами. Увы, такая постановка вопроса происходит от недостаточной информированности.

Организаторы телевизионного шоу «Улица Сезам» приняли решение ввести в программу новый персонаж — куклу Джулию, которая имеет расстройство аутистичного спектра. Кукловодом является мать ребёнка, имеющего РАС. Такая работа позволяет родителям увидеть, что в действиях детей с некоторыми ментальными нарушениями нет ничего опасного. Наглядным образом родителям и детям демонстрируется, как можно взаимодействовать с аутистом, и какой реакции можно от него ожидать — так ребёнок «с диагнозом» перестает быть «белой вороной», а это дорогого стоит.

Комментарий эксперта
Екатерина Валова, психолог

Прекрасная инициатива «Улицы Сезам», включение в детский мультик персонажа с расстройством аутического спектра, хорошо работает в обществе, где взрослые сами знают об особенностях различных вариаций развития, и служит иллюстрацией для детей.

У нас нет культуры отношения взрослых к людям с отклонениями, неважно, большим или маленьким. Дети до подросткового периода копируют реакцию родителей, педагогов, и необходима программа просвещения взрослых. Хорошо, что что-то начинает продвигаться в «детском мире». Плохо, что среди взрослых мы все еще ориентируемся на информацию из фильмов типа «Человек дождя» и ощущаем настороженность, страх по отношению к иным детям и взрослым, пестуем чувство «Они сами виноваты, и меня это точно не коснется».

Заграничный опыт

Заграничный опыт

Путешественники, которым удалось краем глаза подсмотреть, как организуется работа с детками с нарушением развития, крайне удивляются внимательному отношению и высокому уровню занятий — как реабилитационных, так и общеобразовательных. В Америке организованные группы деток с синдромом Дауна водятся на экскурсии в зоопарк и дельфинарий, в Европе деток с ДЦП и РАС максимально адаптируют в жизни и учебе совместно с детьми без диагноза. Чему еще стоит нам поучиться?

Комментарий эксперта
Марк Собжак, детский спортивный тренер, отец ребёнка с отставанием в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии, Нидерланды

Дети с самого начала растут вместе. До момента, пока нет такой необходимости в программе обучения, нормотипичные дети и те, кто отличаются, не разделяются в классах. До возраста в 8-9 лет они играют вместе, и практически невозможно услышать негативные замечания «он ненормальный» или «уродливый». Взрослый мир может подразделять, классифицировать поведение и внешность, навешивать ярлыки, дети определяют не внешность, а внутренний мир. «Друг или не друг», вот что важно, весело и интересно мне вместе с этим ребёнком или с другим. Обычно у детей нет понимания о классификации, различиях и диагнозах, пока им не объяснят, что вот это — не нормально. А это категорически не приветствуется, это часть дискриминации: объяснения, что не так с конкретным индивидом вместо подчеркивания, что в нем есть хорошего.

В классической инклюзивной системе нет места понятию «инклюзия», никого никуда не «включают», дети просто растут и учатся вместе. Дети с различными отклонениями, «отставаниями», двигаются вперед, и нет причины оставлять их позади. Разные программы обучения не означают, что особенный ребёнок обречен быть изолированным от нормального окружения. И те дети, кто учится, например, в специальных школах, участвуют в спортивных программах и мероприятиях стандартных заведений. Видя с раннего возраста различные вариации во внешности, национальности, поведении, социальном положении, дети воспринимают разнообразие мира как норму. И не показывают пальцем на тех, кто отличается от них.

Истории про Франкенштейна

Истории про Франкенштейна

Приведем откровенные истории родителей со всего света, пожелавших остаться анонимными.

Мама ребёнка с РАС, Северная Америка

Я скажу вот что — я живу в городе, где в школах около 20-25% детей со специальными нуждами. Это сборная солянка всех диагнозов детей, которым ли[cite title="Комментарий эксперта" src="/upload/medialibrary/8f0/sobzhak.jpg" name="Марк Собжак, детский спортивный тренер, отец ребёнка с отставанием в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии, Нидерланды"]

Дети с самого начала растут вместе. До момента, пока нет такой необходимости в программе обучения, нормотипичные дети и те, кто отличаются, не разделяются в классах. До возраста в 8-9 лет они играют вместе, и практически невозможно услышать негативные замечания «он ненормальный» или «уродливый». Взрослый мир может подразделять, классифицировать поведение и внешность, навешивать ярлыки, дети определяют не внешность, а внутренний мир. «Друг или не друг», вот что важно, весело и интересно мне вместе с этим ребёнком или с другим. Обычно у детей нет понимания о классификации, различиях и диагнозах, пока им не объяснят, что вот это — не нормально. А это категорически не приветствуется, это часть дискриминации: объяснения, что не так с конкретным индивидом вместо подчеркивания, что в нем есть хорошего.

В классической инклюзивной системе нет места понятию «инклюзия», никого никуда не «включают», дети просто растут и учатся вместе. Дети с различными отклонениями, «отставаниями», двигаются вперед, и нет причины оставлять их позади. Разные программы обучения не означают, что особенный ребёнок обречен быть изолированным от нормального окружения. И те дети, кто учится, например, в специальных школах, участвуют в спортивных программах и мероприятиях стандартных заведений. Видя с раннего возраста различные вариации во внешности, национальности, поведении, социальном положении, дети воспринимают разнообразие мира как норму. И не показывают пальцем на тех, кто отличается от них.

Он-Клиник
6 филиалов
Ботулинотерапия
16450 руб.
МРТ головного мозга
6450 руб.
УЗИ сосудов головы и шеи
3280 руб.
Вызов детского врача на дом
4950 руб.
Консультация врача-педиатра
2450 руб.
Справка 026/у (дошкольная)
11950 руб.
Справка 026/у (школьная)
14950 руб.
Справка 086/у
12880 руб.
Медси
63 филиала
МРТ головного мозга
7150 руб.
Первичный прием невролога
4480 руб.
УЗДГ брахиоцефальных артерий
3680 руб.
Вызов педиатра на дом
3900 руб.
Консультация врача-педиатра
5400 руб.
Справка 026-У (дошкольная)
19900 руб.
Справка 026-У (школьная)
39900 руб.
Справка 086-У
17900 руб.
Ниармедик
16 филиалов
Анализ спинномозговой жидкости
8250 руб.
Дуплексное сканирование сосудов
3150 руб.
Семейная
12 филиалов
Дуплексное сканирование сосудов
3200 руб.
Люмбальная пункция
8500 руб.
Семейный доктор
22 филиала
Допплерография сосудов
3180 руб.
Исследование спинномозговой жидкости
8280 руб.
Электроэнцефалография
2750 руб.
Поликлиника.ру
11 филиалов
МРТ головного мозга
5980 руб.
Прием невролога первичный
3250 руб.
УЗДГ сосудов шеи и головы
2980 руб.
«Мать и дитя»
23 филиала
Допплерография сосудов
3650 руб.
Люмбальная пункция с исследованием
9850 руб.

Читайте также

Дети 70-х: истории диагностики аутизма в США
Рассказы родителей взрослых аутистов США об их детстве в 70-80 годы. Истории диагностики, болезней и реабилитации вне спецучреждений.
Йога для детей с особыми потребностями
Занятия йогой для детей с различными диагнозами и особыми потребностями: специфика, ожидания и результаты от практиков детской йоги.
Детский аутизм: что должен знать каждый родитель
Большинство людей знают об аутизме понаслышке. Рассказываем про это заболевание, как распознавать его признаки и что делать, если у ребенка аутизм.
Лечебное общение: кому поможет дельфинотерапия?
Мнения о дельфинотерапии очень разные, а часто – прямо противоположные. Так могут ли дельфины лечить на самом деле и в чем терапевтический эффект?
Иппотерапия
Когда не слушается тело или нарушены нервные связи, на помощь приходит необычная физиотерапия: лечение верховой ездой.
Аутизм у детей: признаки и особенности воспитания
Признаки аутизма у детей могут появиться достаточно рано. На что стоит обратить внимание? Как помочь ребенку адаптироваться и как вести себя родителям?
Опубликовано 04.05.2017 13:22, обновлено 24.08.2021 11:03
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Нейрофизиологические исследования при аутизме / Мисюк Н.Н., Докукина Т.В., Марчук С.А., Сергеева Н.А., Гребень С.А. // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология 2012 №4(10)
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией

Продукты, которые любит печень

Испытывая проблемы со здоровьем, мы обычно горестно сетуем на сумасшедший ритм жизни, при этом, как правило, совершенно не задумываясь о том, что большинство малоприятно складывающихся обстоятельств - прямое следствие нашего отношения к себе и образу своего бытия.