Как утверждает специалист Дэниэл Гоулман, эмоциональный интеллект может значить больше чем IQ: так же как и рациональный, он в значительной степени определяет наше поведение. Эмоциональные навыки самоконтроля необходимы для развития правильного рабочего настроения, уверенности в себе, трудоспособности и, что немаловажно, возможности максимальной концентрации внимания. В эпоху клипового (отрывочного) мышления эти навыки можно отнести к базовым.
Жизнь вашего взрослого «малыша» расписана по часам (школа-секция-выполнение доклада-тренировка), а ребёнок смотрит пустыми глазами в ежедневник, который нисколько не помогает ему следовать плану, потому что «перевешивает» желание погрузиться в социальные сети и сериалы (да и накапливается усталость от еженедельной нагрузки) — значит, подросток не организован. Или стал раздражительным из-за свалившихся обязанностей и наличия большого количества отвлекающих факторов. Некоторые психологические приемы позволят ребёнку сконцентрировать внимание на важном деле и отвести разумное количество времени на развлечения. Рассмотрим необходимые упражнения и психологические практики, которые должен знать каждый ребёнок (да и взрослый!) — для достижения своих больших и маленьких целей.
Что такое эмоциональный интеллект?
Это немаловажная способность не только осознавать и принимать свои чувства, но и возможность управлять ими для своего блага. Да, это возможно.
Контроль над собственными эмоциями — важная составляющая концентрации внимания. И если эмоции мы не можем изменить, то изменить мышление и отношение к этим эмоциям мы вполне способны.
Развить эмоциональный интеллект можно с помощью двух путей — осознать свои эмоции и уровень напряжения и, если это необходимо, подкорректировать их. Самосознание и управление эмоциями — то, что крайне необходимо для любого молодого человека, вступающего во взрослую жизнь. Тем более, для тех, кто обладает явными талантами. Остановимся подробнее на каждой стратегии.
Высокая отвлекаемость — расплата за высокие технологии?
Фоновый шум, состоящий из чувства вины за недоделанного, тревоги из-за ощущения нависших дедлайнов (например, скоро зачет) и острого нежелания делать задуманное прямо сейчас («реакция избегания») — очень мешает следовать задуманному плану, да и попросту сосредоточиться.
На самом деле, вполне реально приучить себя не обращать внимание на эту «реакцию избегания» и побороть волнение и ощущение вины и не откладывать на «потом».
Слишком много отвлекающих факторов в виде всплывающих окон, спама, навязчивых рекламных сообщений в Интернете. Чтобы правильно воспользоваться возможностями высоких технологий, смартфонов и планшетов, и следует развивать эмоциональный интеллект. Иначе техника останется мертвым грузом, если подросток будет слишком раздражительным, унылым или его деятельность будет беспорядочна.
Анатомические предпосылки для создания необходимых навыков
Как известно, повторение — мать учения.
Этому есть научное объяснение: при каждом практическом действии в головном мозге формируются особые связи между участками коры, синапсы. Случай с эмоциями — не исключение.
Каждый раз, когда подросток задумывается о своих заданиях на сегодняшний день, ему следует думать в позитивном ключе: «я выполнил», «я это сделал!», «важен шаг вперед, а не совершенство» (вообще очень полезная мантра!), «глубоко вдохнул и выдохнул…» По-научному это называется когнитивной стратегией — когда вы сознательно заменяете бесполезные и деструктивные мысли нужными.
В результате такой словесной тренировки в определенных зонах коры головного мозга автоматически будут формироваться правильные посылы: при очередном обдумывании своих обязанностей будет возникать не паника, а ощущение спокойной уверенности (даже если есть над чем поработать и необработанных вопросов к контрольной работе осталось еще выше крыши). Психологами доказано, что такое состояние является самым продуктивным для успешного запоминания фактов и обучения вообще. А вот состояние тревожности значительно снижает возможности долгосрочного запоминания, из-за чего подросток на контрольной понимает, что «вроде бы учил» тему, но толком вспомнить ничего не может.
Ищем в себе внутреннего наблюдателя
Итак, самонаблюдение. Термин, использующийся в древних буддийских трактатах, учении Фрейда и его последователей. Что нужно знать подростку? Самонаблюдение — это осознание своих действий, взгляд на себя «со стороны». И этот взгляд отнюдь лишен критики и оценочного осуждения. Трезвый, холодный, отражающий реальность. Беспристрастный внутренний наблюдатель как мудрый товарищ вроде Дейта или Спока из «Звездных воинов».
Наблюдатель скрыт в каждом. Даже в любом самом неуверенном в себе подростке есть внутренний голос, который следит за душевным состоянием и поможет в любой ситуации абстрагироваться и посмотреть на себя глазами другого человека. Люси Джо Палладино, большой специалист по проблемам с нарушением концентрации внимания, предлагает «сделать шаг назад», для того, чтобы обнаружить в себе стороннего наблюдателя. Она рассказывает, как ее дочери смотрели мультик и при одном очень страшном эпизоде старшая дочь посоветовала напуганной младшей: «Посмотри туда», указав на угол телевизора. Когда девочка видит коробку, обрамляющую голубой экран, она тут же осознает, что это «всего лишь мультик». Иногда достаточно лишь сделать шаг назад, и неприятность уже не покажется такой значительной.
Эта техника выглядит трудной, однако за счет постоянной практики и образования особых синапсов наблюдатель будет «выходить на связь» на счет раз-два-три.
Разберем пример из жизни. Допустим, девушка встретила давнюю хорошую знакомую, с которой не прочь поболтать и посидеть в кафе. Но завтра у нее важный годовой зачет.
Если они пошли в кафе и наша героиня полностью поглощена разговором, а обсуждение продолжается, пока знакомая не уточнит, что ей уже пора — тот самый случай, когда необходимо срочно подружиться со своим внутренним наблюдателем, ибо в данном случае и самонаблюдение, и навыки самоконтроля полностью отсутствуют.
Если девушка принимает приглашение посидеть в кафе, но ее несколько тревожит мысль о важной подготовке, наблюдатель присутствует (как олицетворение самосознания), но над самоконтролем нужно поработать.
А вот если девушка в кафе решает, что вполне может выделить на разговор с дорогой подругой часик (о чем четко сообщает) и по прошествии времени встает, давая понять, что пора уходить — такие действия заслуживают похвалы: налицо и самонаблюдение, и контроль ситуации.
Когда захлестывают эмоции…
Да, подросткам свойственен максимализм и накал эмоций. Однако нужно давать им выход. Хорошо, если есть возможность пойти в спортзал и выплеснуть всю чрезмерную энергию, как положительную, так и отрицательную — а если такой возможности нет?
Люси Джо Палладино утверждает, что и для таких случаев внутренний наблюдатель может стать хорошим помощником. Достаточно оценить ощущения и снизить градус на шкале — ощущения изменятся, а с ними вернется возможность здраво мыслить. Что для этого требуется?
Когда ребёнок (или взрослый) взвинчен и эмоции зашкаливают, помогают мысленные образы. В некоторых школах учителя кладут красную карточку на парту расшалившемуся ученику. Кто-то представляет себе извергающийся вулкан, кто-то — крутящийся барабан стиральной машинки, подходит также визуализация кастрюля с кипящей жидкостью и клубами пара. Картинки помогают переключиться и осознать, что нужно успокоиться.
Лекарство от уклонения
Развлечения в Интернете, которые манят нас как магнит — железную стружку, многочисленны. От них никуда не деться. Однако есть способ для контроля ситуации.
Каждый раз, когда мы уклоняемся от обязанностей и занимаемся чем-то посторонним, спросим себя «чего я сейчас не делаю?»
Развлечение, которое помогает нам скоротать время, — отличный способ сбросить напряжение. Но если ребёнку нужно вовремя выполнить «домашку» перед любимой тренировкой по карате, тетрис будет неуместным. Когда же на вопрос «чего я сейчас не делаю?» ребёнок с ощутимым беспокойством вспомнит про домашнюю работу, стоит применить одну из практик по «изменению сознания».
Быстрый способ изменения настроения
У многих талантливых ребят существует проблема: они могут собрать компьютер или мотоцикл без использования схем, а вот на уроках «засыпаются» на вопросах о происхождении электрического тока и скучают на лекциях.
Упражнения для смены состояния практикуются во многих элитных зарубежных школах и помогают ученикам оставаться сосредоточенными. На практике это выглядит следующим образом: в одном учебном заведении каждый день назначается ответственный ученик, который придумывает способ за три минуты улучшить настроение всему классу. Такая минутка проводится в то время, когда учитель видит, что класс заскучал или заметно напряжен. Ответственный может включить зажигательную музыку и спеть, рассказывает анекдот или сыграть на гитаре. После такого переключения внимания все возвращаются к работе.
Этот прием можно и нужно использовать во время внеклассной работы. Однако, стоит подчеркнуть, что такая восстановительная передышка отличается от того же избегания тем, что ребёнок имеет силы начать и закончить задуманный перерыв. Чтобы работа была результативной, для каждого будет свой собственный способ отвлечься.
Передышка для восстановления — чем займемся?
Способ проведения восстановительной передышки будет зависеть от вида основной деятельности: если работа связана с тяжелым физическим трудом, интенсивной тренировкой, для передышки подойдет спокойная деятельность — откинувшись в кресле, почитать книжку. Если работа монотонная и сидячая, стоит встать, взбодриться, потанцевать.
Кстати, именно для перерывов подойдут разнообразные музыкальные направления и песни. А вот для того, чтобы сделать продуктивно домашнюю работу, необходимо включать только инструментальные композиции — песни не способствуют результативности, утверждают психологи.
Пусть выполнение работы сопровождают классические, джазовые композиции, сольные партии скрипача Ицхака Перлмана или флейтиста Джеймса Голуэя или … тишина. Иногда отсутствие звуков — гораздо лучше, чем отвлекающие звуки.
Что делать, чтобы вернуться к работе с удовольствием?
Трудно, очень трудно бывает вернуться после перерыва к необходимой деятельности. Но есть хитрости, помогающие сделать этот процесс более приятным:
- Запланируйте следующую передышку, чтобы был приятный стимул закончить работу. Можно запланировать перерыв после каждой прочитанной главы, после каждой третьей задачи и т. д.
- Прихватите за парту что-нибудь вкусное (соблюдайте чистоту!) Возможно, это будут фрукты, сок, орешки, мюсли или просто чашка чая.
- Выберите то задание, которое вам приятнее и понятнее всего. Однако, следующим пунктом придется выполнить самую сложную задачу.
Правила серфинга в Интернете
Итак, эмоциональный интеллект помогает ребёнку быть более собранным, ответственным за свои решения и поступки и более уверенным в себе.
Однако, и самому успешному ученику хочется иногда посидеть в интернете «для себя». О чем стоит помнить?
- Боритесь за качество.
Смотрите действительно интересные видеоролики и читайте действительно интересные посты. Время, когда вы «не знаете, зачем залезли в сеть» можно потратить более весело.
- Следите за временем.
Ставьте будильник (чур, реагируйте на его звонок!) Делайте заметку на полях о времени захода в Сеть и времени предполагаемого времени выхода (придерживайтесь его!) Развивайте чувство времени.
- Не позволяйте Сети брать над вами верх.