17 февраля добрые люди отмечают Всемирный, наднациональный, межконфессиональный День спонтанного проявления доброты (Random Acts of Kindness Day). В России он пока мало известен, да и в остальном мире отмечается не так давно, чтобы стать привычным. Как отметить этот добрый праздник с детьми? Надо ли вообще воспитывать в детях доброту? MedAboutMe предлагает искать ответы на эти вопросы вместе.
Твори добро на всей земле: история праздника
В 2000 году «Золотой граммофон» был вручен эпатажному российскому исполнителю Шуре за песню «Твори добро». Странный, беззубый, немного нелепый Шура написал эту песню сам, в трудный период жизни. Творил, как мог, добро, на свой лад. Знал ли он тогда, что всего за 2 года до того «Золотого граммофона» в столице Японии проводилась конференция Всемирного движения за доброту, на которой и было предложено ввести в календарь человечества новую дату: День спонтанного проявления доброты? Что принципы движения за доброту замечательно совпадают со словами его шлягера по своей сути?
Вероятнее всего, не знал. В той конференции участвовали всего несколько стран: Австралия, Сингапур, Таиланд, Соединенные Штаты. А такие страны как Канада, Великобритания и Япония выступили в качестве в качестве устроителей. В последующие годы к движению присоединились и другие страны. Несколько лет назад Россия тоже вступила в ряды государств, отмечающих День доброты.
Подходящая песня у нас уже есть, осталось вспомнить, что такое доброта и как ей научиться.
Как отмечают День доброты в других странах?
Никаких общепринятых норм нет. Политики и известные люди организуют благотворительные мероприятия — ярмарки, концерты, марафоны, средства от которых перечисляются тем, кто в этом нуждается. Но такие мероприятия вряд ли можно назвать «спонтанным проявлением доброты».
Простой народ организует веселые и добрые флешмобы. Энтузиасты-добротворцы дарят прохожим цветы, яркие воздушные шарики. Или отправляются в приют для бездомных людей или животных, чтобы помочь кому-то из обездоленных. Или просто покупают сосиску встреченной бродячей собаке, кофе бродяге.
Главное — делать добро искренне, с удовольствием, и не ожидая за это ни благодарности, ни каких-либо дивидендов. «Не за красивое «Спасибо», как пел наш Шура.
Зачем же нужно проявлять спонтанную доброту?
Доброта как лекарство от депрессии и одиночества
Прежде всего, делать добро приятно. Но само собой понимание этого не приходит: доброте нужно учить.
Об этом говорил еще Сухомлинский: «Добрый ребёнок не сваливается с неба».
Научившись получать удовольствие от совершения добрых дел, человек обретает практически неиссякаемый источник позитива.
Однажды этот источник может пригодиться для спасения самого себя от депрессии. Доброта спасительна для всех. Не зря в Индии считается, что благодарность должен испытывать не тот, кому сделали добро, а сам благотворитель — за то, что ему дали такую возможность исправить свою карму. Помогая другим, совершая добрые дела, человек избавляется от собственных печалей и одиночества.
Западный человек учение о карме исповедует редко, но вполне способен оценить то глубокое удовлетворение, которое ощущает сеятель «разумного, доброго, вечного». Если только его вовремя научили этому.
Почему же депрессия, губительное одиночество, чувство собственной ненужности распространяются по миру наподобие эпидемии? Почему вообще назрела необходимость учреждать День доброты?
Прагматичные родители, воспитание детей и современные ценности
Система ценностей кардинально изменилась за последние 40-60 лет. Спросите у тех, кто был рожден в середине прошлого века — кем они мечтали стать в детстве? Окажется, что самыми желанными профессиями были:
- космонавт, пожарник, летчик — со свойственным им героизмом и романтикой;
- учитель, врач, помогающие людям;
- дрессировщик, ветеринар — это и экзотика, и любовь к животным;
- геолог, археолог — не только путешествия, но и прикосновение к тайнам: романтика в квадрате.
Мало кто мечтал о работе в банке или в адвокатской конторе. Потому что в приоритете были не материальные результаты труда, а «моральное удовлетворение», как это называлось. Была Мечта.
Современные опросы детей показывают совершенно другую картину: в приоритете профессии, которые дают больше денег. Появилось и еще одно стремление — вообще не работать, или работать мало. Как ответил один юный респондент, «труд не может приносить удовольствие, поэтому должен хотя бы хорошо оплачиваться». Российские дети хотят быть «директором, чтобы меньше всех работать и больше всех зарабатывать». Или «звездой» — это самая желанная «профессия» для российских девочек.
Профессии космонавта или учителя в списки желанных сейчас вообще не попадают. Рисковать собой ради освоения космоса — зачем? Помогать больным или учить детей — невыгодно и не престижно. Современные родители нацеливают своих детей на те профессии, которые приносят больше материальных результатов, дают возможность приобретать внешние атрибуты успешности. Мечта? Нет, прагматизм, в котором места для доброты может и не найтись.
А когда современных детей просят назвать те качества, которыми им хотелось бы обладать, они называют что угодно, кроме доброты. Дети хотят быть умными, сильными, смелыми, красивыми, богатыми и здоровыми, везучими, любимыми. И только единицы говорят — «Я хочу быть добрым».
Не в этом ли причина нарастающего вала депрессий, жестокости, равнодушия? Не зря, видимо, возникла потребность в учреждении Дня Доброты. Чтобы люди, увлеченные добыванием материальных благ, вспоминали иногда и о благе другого рода — о душевной радости от совершенного доброго дела.
Как можно отметить День Доброты с детьми
Обязательно расскажите детям об этом дне, о том, почему он появился в календаре. Предложите им самим подумать над тем, что такое доброта, отзывчивость, доверие. Пусть они вспомнят о том, как им бывает приятно, когда окружающие проявляют доброту по отношению к ним самим. Объясните, что чем чаще каждый из людей будет проявлять доброту, тем больше вероятность ощутить это на себе.
Способов проявить доброту бесконечно много. Для начала можно просто научиться улыбаться окружающим и проявлять по отношению к ним простую вежливость и обходительность. И самое время вспомнить, что лучший способ воспитания детей — личный пример.
- Поздороваться с продавцом в магазине, улыбнуться и пожелать ему/ей хорошего дня.
- Уступить место в автобусе пожилой женщине или младшему ребёнку.
- Поделиться конфетами или игрушками с детьми на детской площадке.
- Угостить семечками белку в парке.
- Помочь пожилой соседке донести сумку с продуктами, сбегать в аптеку за лекарствами для нее.
- Накормить бездомную кошку. Если найдется немножко денег — подарить ей ошейник от блох.
- Наполнить хлебными крошками и пшеном кормушку для птиц.
- Сказать брату или сестренке — «Я люблю тебя! Ты самый лучший!»
- Позвонить бабушке и пожелать ей здоровья.
- Собрать лишние игрушки в хорошем состоянии и отвезти их в детские учреждения.
- Подарить маме цветок.
- Сказать спасибо дворнику за его работу, за чистоту во дворе.
Все это очень просто сделать. Доброта обходится очень дешево, а ценится высоко. Никогда не настанет время, когда доброта перестанет быть нужной. Во всяком случае, очень хотелось бы в это верить.
Еще в древности великий мыслитель Аристотель сказал, что воспитание ума без воспитания сердца бессмысленно. Сегодня мы точно знаем, что он был прав.
В 2014 году доктор Кимберли Шонерт-Райхль выступала у нас в Центре с лекцией о своих исследованиях, проводимых в течение 20 лет. Доктор изучала, как альтруизм, эмпатия, сострадание и оптимизм влияют на позитивное развитие детей, на то, насколько счастливыми они себя ощущают.
Исследования показали, что всего 10 лет назад дети были менее эгоцентричными, более склонными к эмпатии и сочувствию, лучше распознавали эмоции и адекватнее на них реагировали. Они были менее подвержены действию стресса.
Современные дети хуже понимают собственные эмоции и с большим трудом ими управляют, и это напрямую связано с их способностью сочувствовать окружающим. Они больше подвержены стрессам и депрессиям, у них повышен уровень тревожности.
Статистика показывает также, что более развитые эмоционально дети не только показывают лучшие результаты в учебе: в дальнейшем они строят более успешную карьеру. Так что даже с точки зрения успеха в обществе быть добрым, уметь сочувствовать и понимать других людей очень полезно.
Я уверена, что детей необходимо обучать доброте в той же степени, что и математике, литературе, и географии.