Детские школы бизнеса и предпринимательства сегодня более модны, чем когда-то в лохматые советские годы были в моде музыкальная школа, секция фигурного катания и шахматная школа вместе взятые. Очень многие родители хотят видеть своих детей удачливыми бизнесменами, талантливыми предпринимателями, богатыми, ни в чем не нуждающимися людьми.
Насколько хороша и правильна эта цель? Могут ли, и должны ли деньги становиться единственным мерилом успешности? Как научить детей правильному отношению к деньгам? MedAboutMe предлагает поразмышлять над непростыми вопросами современного воспитания.
Воспитание детей: чтобы финансы не пели романсы
Всего тридцать лет назад говорить о деньгах, хотеть денег, любить деньги и признаваться в этом вслух было неприлично и предосудительно. Строитель коммунизма, а тем более — юный пионер, или, того хуже, комсомолец, должны были деньги презирать как низменную материю. Во главе угла стояла Идея — в том числе та, согласно которой каждый должен был отдавать по способностям и получать по потребностям. И не более того. Потому что стяжательство, накопительство, вещизм были ругательными словами, а привязанность к материальному — стыдным и низменным качеством примитивных натур.
Стоит ли удивляться, что представители старшего поколения, воспитанные еще в СССР, в большинстве своем не отличаются финансовой грамотностью. Даже если не бедствуют и считают себя вполне обеспеченными людьми.
Только ли в советской идеологии дело? Нет. Как ни забавно, но в западных странах дело обстоит ненамного лучше. Внешняя респектабельность и роскошь нередко скрывают за собой огромные, нескончаемые долги по кредитам, а это трудно назвать благополучием.
На чем же основано истинное финансовое благополучие? Может ли среднестатистический родитель научить своих детей умелому обращению с деньгами? Может ли он хотя бы отличить правильное отношение от неправильного, чтобы не допустить в финансовом воспитании детей серьезных ошибок?
В подавляющем большинстве случаев не может. Нельзя научить тому, чего не умеешь сам. Но стоит хотя бы попытаться.
А для этого нужно самим понять несколько очень важных моментов.
Богатые родители, бедные родители
Чем богатство отличается от бедности? Количеством денег на счету и в кошельке? Наличием собственного дома, авто, бриллиантов? Возможностью греть бока на белых песках мальдивских пляжей? То есть, по большому счету, возможностью очень и очень много тратить — на содержание дома и авто, на охрану бриллиантов, на оплату отдыха на Мальдивах?
Но бедный тоже тратит. Правда, намного меньше. Тесная хрущевка гораздо дешевле в содержании, а единый проездной стоит значительно меньше, чем эксплуатация роскошного «Бентли». Да и отпуск на родном Черном море может оказаться очень приятным, и вполне экономичным. Значит, бедному можно меньше работать?
На самом деле разница совсем не в количестве расходов. И даже не в разном уровне потребностей и запросов. И не в том времени, которое необходимо тратить на зарабатывание денег.
Пока человек работает за деньги, он беден. Какими бы числами не выражалась его зарплата.
Богатый отличается от бедного тем, что заставляет деньги работать на себя, потому что в его распоряжении есть активы: то, что приносит деньги, даже если владелец активов сам не работает. И доход, приносимый активами, превышает расходы, которых требуют пассивы, то есть то, что денег не приносит. Можно ли научиться быть богатым? Можно. Но учить этому следует осторожно.
Выросли детки — в глазах одни монетки
Очень полезно и важно уметь обращаться с деньгами правильно. Но думать, что кроме денег в мире нет никаких безусловных ценностей — ошибка. Это как раз деньги весьма условны, что может легко ощутить на себе каждый, кто окажется на необитаемом острове с мешком денег, но без еды, питья и умения обеспечить себя самым необходимым своими руками.
В мире есть многое, что обладает высокой ценностью, что очень важно для человечества, но не приносит дохода. Например, фундаментальная наука практически нерентабельна, но очень важна для цивилизации. Значит ли это, что талантливый ученый, совершивший научное открытие, не способное обогатить его немедленно — неудачник? Почему не богатый, если такой умный?
Зато очень хорошую прибыль дает торговля наркотиками. Значит, наркодельцов следует считать примером для всех, хотя добытые ими деньги пахнут смертями и искалеченными жизнями? Ах да, деньги же не пахнут…
Воспитывая в ребёнке уважение к деньгам, совершенно необходимо удержаться от их идеализации.
Чему же учить ребёнка?
Финансовой грамотности. Пониманию того, чем активы отличаются от пассивов, и почему не может считаться богатым человек, имеющий на своем балансе больше пассивов чем активов. И почему купленный в кредит дорогой автомобиль — это огромный пассив, как и последняя модель смартфона по цене крыла самолета.
Значит ли это, что всех детей нужно нацеливать на перспективу открытия собственного предприятия? Нет. Быть главами бизнес-империй способны далеко не все, и это факт. Для этого необходимо быть лидером, обладать недюжинным талантом, нестандартным взглядом на мир, отвагой, честолюбием и склонностью к разумному риску. Каждый день рождаются сотни компаний, и 90% из них не доживают до годовщины своего открытия. Из оставшихся около 80% просуществуют не более 5 лет. И только единицы перешагнут десятилетний юбилей.
Не все способны быть предпринимателями, как и художниками, балеринами, футболистами или сантехниками. Можно сколько угодно записывать дочку на курсы юных бизнесменов, но если она хочет быть обычной домохозяйкой, мамой кучи ребятишек — это нормально. Достаточно будет, если на курсах она научится управлять собственными финансами настолько, чтобы не потратить полугодовой бюджет семьи на новую, десятую по счету шубку из мексиканского тушкана.
Не обязательно основывать собственную компанию по продаже снега эскимосам, чтобы стать богатым человеком. Бизнес и предпринимательство — не одно и то же. Можно честно и со всей отдачей работать врачом, учителем, физиком-ядерщиком или токарем, и при этом иметь собственный бизнес — пакет активов, приносящих владельцу деньги. Как этого достичь, как раз и научат в детской школе юных бизнесменов. Главное, чтобы там не забыли объяснить, что деньги не могут и не должны стать самоцелью, что они — только средство.
Разница между бедным и богатым человеком заключается в образе мыслей. Нельзя стать богатым, думая как бедный. А мыслить дети учатся дома, глядя на своих родителей и перенимая их образ мыслей и способ жить.
В чем разница? Очень просто. Бедный человек говорит: «Это очень дорого, я не смогу себе этого позволить». Богатый думает: «Это дорого. Надо найти способ позволить себе это». Первая фраза заставляет капитулировать и расслабиться. Вторая — включить мозги и найти выход.
Бедный старается найти высокооплачиваемую работу в компании, предлагающей хорошие социальные условия: льготы по медицинскому обслуживанию, пенсионные накопления, хорошо оплачиваемый отпуск. Богатый ищет способ купить эту компанию и пусть она работает на него, обеспечивая ему и качественную медицину, и возможность не думать о пенсионных фондах.
Можно дать детям прекрасное образование, помочь им стать превосходными и высокооплачиваемыми специалистами, но если они при этом останутся финансово безграмотными, то всю жизнь будут испытывать денежные затруднения.
Дети смотрят на родителей как на героев. Мама и папа — главный пример, значащий для них больше, чем все остальные люди. Подумайте, что они видят в вас и слышат от вас. Соответствует ли одно другому?
Вы говорите им, что надо жить по средствам, но покупаете в кредит новую машину. У вас нет накоплений на собственную пенсию, но вы отправляете своего ребёнка в престижную школу, потому что иначе «Джонсы подумают, что мы неудачники». Вы учите детей быть осмотрительными, но с легкостью верите мошеннику и покупаете у него набор «чудо-ножей» за сумму, примерно равную мастерской по заточке режущего инструмента. Вы говорите, что деньги не имеют значения, но вдрызг ругаетесь из-за них с супругом.
Возьмите на себя ответственность за финансовое воспитание ваших детей. Ответственность здесь — не пустое слово. Дети должны видеть в вас пример ответственного отношения к деньгам, тогда им будет легче понять то, что им расскажут в школе или клубе юных бизнесменов. Подумайте: через 10-15 лет вашей страной будут управлять те, кто сегодня старается разобраться в хитростях экономики и финансов. От того, что сегодняшние дети усвоят от сегодняшних взрослых, зависит будущее и тех, и других. Финансовое — в том числе.