Современный подход к школьному образованию предполагает не только изучение предметов по учебнику. Учитель проводит с детьми воспитательную работу, в учебный план включаются экскурсии. Каждая школа предлагает ребёнку большое количество внеурочных занятий, которые могут напомнить родителям детские кружки.
Зачем детские кружки нужны в школе
Новые стандарты образования рассматривают обучение ребёнка в школе как комплекс восприятия, усвоения и реализации информации. Система старается приблизиться к каждому конкретному ученику, учитывать его потребности и индивидуальные особенности. Родители могут выбирать разные программы обучения, наиболее удобную форму посещения школы, даже заменять учебник на тот, который нравится больше. Важность дополнительного образования также сейчас понятна родителям даже в то время, пока ребёнок посещает детский сад.
Редкий школьник не посещает параллельно с уроками какие-либо детские кружки. Это происходит не потому, что во время уроков дети получают недостаточные знания. Дополнительные занятия делают образование более интенсивным. Это школьная программа унифицирована, каждый ребёнок посещает одни и те же уроки в одинаковом объёме, класс учится по одному учебнику. А детские кружки каждый сам выбирает себе по душе, в том количестве, в котором они ему интересны. Так образование получает более индивидуальный характер, закладывается основа для будущей специализации.
Учеба: не только с учебником
Если ребёнок может посещать детские кружки в здании школы, это очень удобно. Во-первых, это позволяет существенно экономить время на дорогу, что очень важно в реалиях современной, очень насыщенной на события жизни. Время — гораздо более ценный ресурс для многих родителей, чем деньги. А во-вторых, внеурочные занятия в школе зачастую ведут те же преподаватели, что общаются с ребёнком во время уроков. Это позволяет им организовывать занятия с учетом школьных успехов ученика.
Кружки и студии могут дополнять общий учебный план, предполагать изучение тех же школьных предметов, но в более углубленном или специализированном виде. Но это вовсе не обязательно — для общего уровня развития ребёнка не менее важны и различные виды рукоделия, конструирование, спорт, изучение дополнительных иностранных языков, повышение компьютерной грамотности. В школьной программе эти виды деятельности также присутствуют, но в небольшом объёме, и им отводится незначительное количество часов.
Если ребёнок выбрал детский кружок для углубленного изучения какого-либо предмета, это может быть хорошей заменой специализированной школы. Очень часто еще в период школьного обучения дети определяются со своими приоритетами в учебе, и родители стараются дать им возможность изучать углубленно любимые предметы еще до начала профильного обучения. Но специализированных школ не так уж много, не в каждую можно будет с комфортом возить ребёнка. А дополнительные занятия в обычной школе дадут прекрасную возможность получить более глубокие знания в избранной области.
Учение по увлечению, а не принуждению
Сведения о внеурочной деятельности, которой занимается ребёнок, в начале каждого учебного года будет собирать учитель для регистрации в единой электронной системе. Иногда могут возникнуть конфликты, если между преподавателем и родителями нет взаимопонимания или если у учителя есть свои отдельные проблемы с администрацией школы. От родителя могут потребовать обязательно записать ребёнка в какие-либо детские кружки или оставлять после уроков на дополнительные занятия. В качестве мотивации таких действий приводится ссылка на основные правовые документы, определяющие учебную деятельность, где сказано, что внеурочная деятельность в общий учебный план входит.
Это хорошо, если родители смогут найти для ребёнка занятия при школе, которые ему нравятся и приносят пользу. Но если таковых нет, или ребёнок посещает детские кружки в каком-то другом месте, или личные особенности развития не позволяют посещать дополнительные занятия — семья имеет полное право отказаться от них. И это не должно быть чревато школьными санкциями.
В положении о Федеральном Государственном стандарте образования совершенно отчетливо сказано, что основная образовательная программа должна осуществляться в соответствии с СанПин. А этот документ совершенно однозначно утверждает, что внеурочная деятельность может быть только добровольной по выбору родителей и учеников. Таким образом, форму, место и время проведения дополнительных занятий для ребёнка всегда выбирают только родители, и их мнение является решающим.
Если ребёнок не любит общество
Иногда возникает такая ситуация, когда ребёнок стесняется и не хочет заниматься ничем дополнительно. Это происходит не потому, что у него вообще нет никаких увлечений и он желает только смотреть дома телевизор или играть в планшет. Подобные дети могут быть очень увлеченными, и в глубине души они даже сами могут желать как-то попасть в детские кружки. Но родителям они об этом обычно не говорят, и сами все предложения могут отвергать. Причина — неуверенное ощущение себя в обществе, неспособность к коллективной работе. Школьные уроки и учебник воспринимаются как необходимость, но вносить в свою жизнь дополнительные контакты с обществом такие дети не стремятся.
Родители в подобной ситуации чаще всего склонны идти навстречу высказанным пожеланиям ребёнка. В самом деле, зачем насиловать его ненужным общением, тем более, что это не обязательно? Есть же люди-индивидуалисты, они вполне могут организовать себе комфортную жизнь без лишнего общения с коллективом. Это с одной стороны верно: не стоит заставлять ребёнка делать то, что ему некомфортно. Но есть и другой взгляд на такую ситуацию.
Конечно, каждый человек выбирает сам, как ему жить. Но маленький ребёнок объективно выбирать пока не может в силу отсутствия жизненного опыта, эмоциональной незрелости. Он может выбрать путь социальной изоляции просто потому, что это для него наименее травматично, так как общение приносит дискомфорт. И сам ребёнок, может быть, хотел бы изменить ситуацию, но не знает, как, и стесняется признаться. Таким образом он лишается шанса обрести благополучную социальную жизнь и получить много удовольствия от жизни.
Родителям стоит мягко проявить инициативу в этом вопросе. Возможно, ребёнку поможет психолог. Родители могут обратиться к школьному специалисту или получить консультацию в независимом учреждении. Психолог не будет уговаривать и заставлять ребёнка против воли записываться в детские кружки, но поможет разобраться в самом себе и понять собственные желания. Если внеурочная деятельность и вправду ни в каком виде ребёнку не нужна — от нее можно отказаться в любой момент. Но может быть, школьник решится попробовать что-то новое в подходящем для себя формате и получит шанс обрести позитивный опыт.