Маленький ребёнок зависим от родителей. От того, как они о нем заботятся, зависит его питание, сон, отдых, общение, здоровье и жизнь. Все, что делают мама и папа — как общаются с малышом, относятся к нему, удовлетворяют потребности — оказывает прямое влияние на то, как он будет чувствовать себя и в каком состоянии будет находиться детская психика.
Общение с матерью и отцом необходимо малышу как воздух. Он приучается взаимодействовать с мамой еще в перинатальном периоде — когда она разговаривает с ним, ожидает его появления на свет, передает импульсы тепла и любви.
Когда ребёнок рождается и начинает расти, общение с родителями не утрачивает своего значения для его развития и здоровья. В этой статье мы подробно разберем, как влияют на него слова родителей, какие из них входят в список запрещенных, согласно правилам детской психологии и попробуем понять, почему взрослые говорят то, что плохо отражается на детском состоянии.
Почему дети внушаемы?
От родителей часто можно услышать, когда малыш сделал что-то не так: «ты что, не понимаешь, что этого нельзя делать (трогать, брать, бросать, есть ломать)?!». Да, маленький ребёнок на самом деле не знает, что эта ваза настолько хрупка, что может разбиться от неосторожного обращения, что такой аппетитный на вид песок, похожий на сахар, на самом деле несъедобный или что в рабочей конторе много взрослых серьезных людей и они не оценят веселую игру в «самолеты» или «гонки» между офисными стульями. Маленькие дети не знают всего этого, потому что они первый раз в этом мире и чтобы запомнить все правила того, как «надо», «положено», «не вежливо», «не красиво» им предстоит еще много раз вызвать на себя гнев родителей.
Дети не запоминают правила поведения и послушания так быстро, потому что они живут чувствами и не умеют еще контролировать себя, как это делают мама и папа. Со временем они научатся, но в раннем и дошкольном детстве быть «маленьким взрослым» не только невозможно, но даже вредно для детского здоровья.
По тем причинам, что ребёнок первый раз в этом мире, живет чувствами и очень, очень зависим от родителей, он принимает на веру абсолютно все слова, что говорят ему взрослые. Ведь мама и папа находятся с ним круглосуточно, от их присутствия и заботы напрямую зависит его жизнь, поэтому все, что они говорят — о нем, о мире, людях, отношениях, опасностях, будущей жизни — принимается им за чистую монету. Пройдет еще немало времени, прежде чем ребёнок научится «фильтровать» попадающую к нему информацию, что-то «брать» себе, а от чего-то отказываться и выводить собственные суждения.
Учитывая такую повышенную детскую внушаемость, хорошо, когда родители понимают, как те или иные слова влияют на формирование самооценки, могут испугать, расстроить ребёнка или вовсе «написать» ему негативный или драматический сценарий жизни. Что входит в список запрещенных слов детям?
Слова родителей о личности ребёнка
Взрослые, так или иначе, оценивают личность ребёнка. В нем есть качества, которые они принимают и хвалят, а есть такие, от которых хочется избавиться, искоренить их из характера. Желая сделать это, родители могут совершать ряд ошибок.
- Навешивание ребёнку «ярлыков» это прямое указание на несовершенство, на то, как он плох, не нравится или не соответствует образцу, ожиданиям. «Лентяй», «растяпа», «неудачник», «двоечник», «плакса», «врун», «глупец» — и другие слова, несущие в себе негативную окраску личности. Их многократное повторение несет в себе опасность того, что дети начинают верить в то, что о них говорят, чувствовать и вести себя таким образом.
- Сравнивание со сверстниками всегда очень болезненно для ребёнка, в каком бы возрасте он не находился. В каждой личности скрыты как недостатки, так и достоинства и мудрые родители знают, о чем сказать ребёнку, чем «напитать» его, как поддержать, чтобы он поверил в себя, вместо того, чтобы «добивать» сравнением, что он «опять хуже других», «не дотянул», «не справился», «ни на что не способен».
Слова родителей о внешности
Дети верят родителям не только в том, какие они внутри, как личности, но и как они выглядят внешне. Свое мнение часто отличается от объективного со стороны, поэтому ребёнок, взрослея, все чаще крутится перед зеркалом, выискивая недостатки и подвергая себя критическому анализу. В этот момент им как никогда нужна поддержка любящих и надежных взрослых, особенно в подростковом возрасте. Сказать о том, «как ты сегодня хорош», «как идет этот свитер к цвету твоих глаз», что «тебя освежает и придает шарм эта блузка» — это колоссальная поддержка для ребёнка.
Детей обижают слова «в этой одежде ты похож на клоуна», «переоденься, тебя же в классе засмеют!», «у тебя не та фигура, чтобы носить такие брюки» или «какой ты у меня нескладный (большой, маленький, толстый, худой) вырос»!»
Когда ребёнок учится общаться
Взаимодействие с окружающими — одна из важных сфер для человека. Сначала ребёнок учится общаться, затем осваивает свою роль в обществе. От того, как у него это получается, как его принимает группа и сверстники, зависят самооценка, уверенность в себе и самочувствие.
Если родители в этот непростой период избегают критики, насмешек, нравоучений, то они не будут «ранить» ребёнка такими словами и фразами как «ты же ни с кем играть не умеешь!», «с таким характером у тебя никогда друзей не будет!», «как тебя только в классе терпят!» и так далее.
Когда у ребёнка есть сложности в установлении контакта, стоит разобраться с тем, почему это происходит. Что недостает ему? Терпения? Умения слушать других? Понимания и сочувствия? А может быть, он подвергается травле, поэтому отношения со сверстниками не складываются? Причин того, почему он не умеет общаться, может быть великое множество, но когда родители ставят во главу угла ребёнка и свои отношения с ним, то проблемы решаются достаточно быстро.
Дети и ошибки
Дети, так же как и взрослые, могут ошибаться, принимать неверные решения, не обладать информацией, не замечать и не понимать что-либо. Когда это сильно расстраивает родителей, они могут позволить себе в адрес ребёнка такие запрещенные фразы как «тебе ничего нельзя поручить», «я так и знал, что ты все испортишь!», «твоя глупость не имеет границ» и тому подобные.
Важно принять, что ребёнок не идеален, сколько бы лет ему не было, и вместо того, чтобы постоянно указывать ему на несовершенства, стоит начать подпитывать энергией и похвалой положительные качества характера, которые в нем, несомненно, есть. Это помогает детям «расцветать», расти, ценить себя, стремиться к тому, чтобы стать еще лучше, умнее, способней.