Фридайвинг — слово последних десятилетий, означающее «свободное ныряние», свободное от аквалангов и различных приспособлений для дыхания под водой. Развившись в отдельное спортивное направление в противовес нырянию с аквалангом, на самом деле оно происходит из древнейшего занятия собирательства и подводной охоты у племен, живших рядом с морями и водоемами. Чем выделяется фридайвинг и почему его рекомендуют как спорт и терапию одновременно?
Физиологические особенности при нырянии на задержке дыхания
Большинство фридайверов начинает интересоваться этим видом спорта, просмотрев фильм Люка Бессона «Голубая бездна». Основанный на реальной биографии, он описывает жизнь Жака Майоля (Jacques Mayol), первым доказавшего, что человеческий организм способен выдерживать давление воды и совершать погружения более, чем на 45 метров без вреда для здоровья. Начав нырять еще совсем ребёнком на побережье Адриатики, Жак Майоль впоследствии сделал из своего хобби спортивную карьеру. Также он известен тем, что ввел в практику фридайвинга элементы подготовки из практики йоги, помогающие концентрации и преодолению страхов. Благодаря его методикам на сегодня глубина погружения на задержке дыхания доходит до 214 метров!
Погружение в воду на задержке дыхания (апноэ) базируется на нырятельном рефлексе, присущем всем млекопитающим. При попадании в воду организм приспосабливается к новым условиям, все более и более адаптируясь и изменяясь под требования окружающей среды. Фридайвинг задействует резервы организма и помогает в буквальном смысле «дышать под водой». Он отличен от дайвинга настолько, что глубины, доступные свободному нырянию, были (и остаются) опасны для аквалангистов, использующих под водой дыхательные смеси из баллонов.
До середины прошлого века считалось, что нырятельный рефлекс человеку не присущ, а развит только у морских млекопитающих: дельфинов, котиков, китов. Исследования, начатые благодаря вышеупомянутому Жаку Майолю, доказали, что Homo Sapiens, человек разумный, не только имеет рецепторы на лбу, позволяющие определять температурное различие между воздухом и водой, но и, при небольшой тренировке, отлично способен проводить под водой довольно длительное время (до 22 минут!). На чем основана такая способность?
- Брадикардия
Как только в крови падает уровень кислорода, сердце замедляет свой ритм. Эта функция помогает сохранить максимум кислорода для мозга, сохраняя жизнедеятельность в безвоздушных условиях. Это отличная тренировка для сердечной мышцы. Если в норме сердцебиение составляет 70 ударов в минуту, то при глубоководных погружениях у тренированных спортсменов оно может опускаться до 6 ударов!
- Реакция периферических сосудов
Во время погружения на тело действует давление толщи воды, что вызывает сужение периферических сосудов и отток крови к центру тела. Мелкие сосуды в конечностях сужаются, «отдавая» кровь жизненно важным органам — головному мозгу и сердцу. Концентрация крови в центре тела также помогает противостоять давлению воды при погружениях на большие глубины.
Подобная тренировка сосудов — хороша терапия явлений вегето-сосудистой дистонии, средство против проблем кровоснабжения в конечностях, быстро избавляющее от симптома «вечно холодных» ступней и ладоней.
- Кровяной сдвиг
Как считалось ранее, именно на такой «трюк» неспособен человеческий организм. Высокие показатели давления на тело на больших глубинах без него приводили бы к смерти, «сплющивая» альвеолы в легких и органы грудной клетки. Однако при погружении альвеолы окружает плазма из крови, заполняя легкие жидкостью и помогая противостоять давлению. В процессе выныривания, как только давление воды снижается, плазма возвращается в кровь и на поверхность фридайвер выныривает с пустыми легкими, готовыми для дыхания воздухом.
Психология фридайвинга
Профессиональные фридайверы предпочитают характеризовать этот вид спорта как «искусство и дисциплину». Физиологические особенности выставляют свои требования к психологическому настрою, но и сам по себе фридайвинг становится мощным инструментом для развития личности.
Наталья Молчанова, российская чемпионка мира по фридайвингу: Практика погружений помогает человеку становиться терпимее к миру, добрее, снимать напряжение. Фридайвинг стимулирует расслабляться, так как расслабление жизненно важно, если спортсмен или новичок хочет совершать глубокие погружения. С помощью этого состояния вырабатывается спокойное отношение к жизни. Восприятие ее как процесса, полного опасностей, снижается, вследствие чего у человека формируются гармоничные отношения с миром.
Те, кто когда-либо встречался со спортсменами-фридайверами, отмечает их особую психологию, спокойствие в сочетании с умением быстро концентрироваться и не волноваться по пустякам. Неужели спорт способен так менять человека?
Для того, меньше расходовать энергии под водой, фридайверу необходимо уметь и использовать навыки медитации, глубокой концентрации и, в то же время, не фокусироваться на чем-то одном. Характерный «сканирующий взгляд» при свободном погружении означает навык не задерживаться на какой-либо детали, однако отмечать все, что окружает пловца.
Наравне с умением переходить в медитативное состояние фридайвинг также требует способности адекватно оценивать ситуацию и молниеносно принимать оптимальные решения, если что-то идет не так. Сочетание этих двух навыков позволяют управлять собственными психическими процессами по своему желанию. Тренировки перед погружениями могут включать такие практики, как йога, аутотренинг, медитативные техники. На данный момент наиболее успешным считается навык «объёмной деконцентрации», того самого состояния, при котором тотальное внимание децентрировано, равномерно рассеянно, уровень эмоциональной вовлеченности значительно снижен, при этом присутствует включенность человека в процесс.
Подростковый возраст и преимущества фридайвинга
Подобные навыки хороши для всех, и для взрослых, и особенно для подростков. На фоне гормональных и психологических бурь йога и медитация, являющиеся органичной частью фридайвинга, способны обучать концентрации и снимать избыточное психическое напряжение, не вызывая отторжения у подростка «дурацким лежанием на коврике» без результатов, которыми можно похвастаться друзьям или запостить в соцсетях. А само понятие фридайвинга как модного спорта, особой культуры, наличие соревновательного элемента и жесткой дисциплины погружений (для соблюдения правил безопасности) придает в глазах тинейджеров значимость этому занятию и предлагает социальный повод для общения.
Более того, вовлеченность в круг общения спортсменов, уже имеющих навыки самодисциплины, благотворно влияет на молодых людей (не говоря уже о том, что курение и алкоголь совершенно несовместимы с этим видом спорта). Фридайвинг сочетает соревновательный элемент, определенность результатов в конкретных цифрах и необходимость умения расслабляться и концентрироваться одновременно для достижения этих цифр.
Жак Майоль, французский ныряльщик: Погружаясь в море в апноэ, т. е. сдерживая дыхание, Человек не только временно возвращается к самому себе — он совершает мгновенное возвращение к началу Земли. В тесном контакте с морем и природой, отлично владея дыханием, этой функцией-ключом, Homo delphinus научится вновь управлять своим телом и пробуждать в себе другие способности, уснувшие миллионы лет назад на самом дне его генетического багажа.
Депрессивная рефлексия и мысли о несправедливости мира, свойственные подростковому возрасту, также достаточно быстро проходят, как только жесткие рамки спорта начинают совмещаться с техниками для расслабления.
Наталья Молчанова, 23-кратная чемпионка мира, обладательница 41 рекорда мира в фридайвинге, объясняла этот феномен следующим образом: «Внешнее дыхание в момент ныряния, включающее поступление и удаление газов, конечно, прекращается. Но тканевое дыхание, слава богу, продолжается. Ценность процесса жизни возрастает с увеличением желания вдохнуть. А поиск смысла жизни перестаёт мучить.» Этот подтвержденный длительной практикой техник фридайвинга факт срабатывает как со взрослыми, так и с подростками, благополучно или неспокойно переживающими период пубертата.
Елена Петрушина, тренер клуба Aqualibrium, мастер-инструктор AIDA, педагог
Подростки обучаются фридайвингу так же успешно, как и взрослые, лишь чуть медленнее осваивают навыки и чуть быстрее устают. По стандартам международной ассоциации фридайверов-профессионалов AIDA юноши и девушки в возрасте от 16 лет обучаются наравне со взрослыми, и даже могут получить профессиональную ступень ассистента инструктора, а с 18 лет стать инструктором. Для детей младше 16 лет в AIDA есть рекомендации по глубине, длительности задержки и длине дистанции.
Навыки фридайвера комплексные, поэтому важно уметь разбить их на простые составные части, которые ребёнок легко освоит, а затем соединит в целостное действие. По такому же принципу строится обучение взрослых, подросткам лишь приходится больше отрабатывать составляющие навык элементы.
Сложнее, чем освоение навыков, детям дается расслабление. В подростковом возрасте трудно оставаться в покое безо всякой задержки дыхания. Что уж говорить о том, чтобы уговорить себя перестать грести и суетиться на всплытии, когда видна поверхность, а дышать уже хочется. Однако и это дети осваивают хорошо, немного потрудившись. Помогает близкое присутствие инструктора, некоторым — наоборот — легче закрыть глаза и отвлечься от всего.
Поддержка и терпимость инструктора для подростков очень важны. Ведь трудности чаще всего заключаются не только в учении, но и в стеснении, тревоге и страхах. Детям нужно больше времени, чтобы подготовиться к попытке, больше понимания и ободрения от тренера. Любопытно, что родители чаще мешают процессу обучения, чем помогают, — главным образом тем, что одергивают детей, проявляют излишнюю требовательность, исправляют кажущиеся ошибки. Поскольку часто приходится обучать именно семьи, инструктору важно с самого начала проявить твердость и утвердить собственный авторитет — на курсе только один тренер, и только он делает замечания и вносит поправки. Как бы ни было трудно родителям принять такое положение вещей вначале, к концу курса они всегда отмечают, что чувствуют сплоченность своей семьи, и наблюдают значительные изменения в поведении детей. Дети становятся более спокойными и уверенными, более самостоятельными и взрослыми.
Вот какими мыслями делится отец студентки, Андрей Пашков: Анастасия у нас очень застенчивый ребёнок, но, ощутив заботу и понимание со стороны тренера с первых минут обучения, доверилась своему учителю, так что никакой скованности в их отношениях не возникло. Когда они тренировались на воде, я плавал недалеко от них и наблюдал, как дочь ныряет все свободнее. К концу курса она обрела уверенность и плавность движений в стихии, и, что немаловажно для подростка, нашла нового друга и наставника.
Если погружаться можно где угодно и когда угодно (при условии соблюдения правил), то учиться лучше в специально организованных группах или на курсах при бассейне. Обучение фридайвингу начинается с 4-5 лет в игровой форме. Каждое занятие, и с малышами, и с подростками, начинается с брифинга, описательной теоретической части, разминки и подготовки психики, непосредственно тренировки и заключительному обсуждению успехов и навыков.
Зоя Головня, инструктор по фридайвингу, школа фридайвинга «Дети океана»
У меня были на курсах девочки 11 лет и 18 лет, причем на глубинных курсах, не в бассейне, а на море.
Вера, которой было 11 лет, имела большой опыт взаимодействия с водой, она совершенно гармонично себя чувствовала и улавливала самую суть происходящего. Очень умная девочка, четко понимала, что от нее требуется, могла отслеживать и контролировать свои ощущения, выполнять задания и прогрессировать. Этому возрасту еще присуща детская непосредственность, некоторая спешка. Но, в целом, проблем практически никаких.
У Насти, 18-летней девушки, был очень конкретный запрос на обучение, она хотела стать фридайвером, понять, что это и как. Совсем взрослый и самостоятельный человек. Поэтому с ней было заниматься одно удовольствие. И в этом возрасте уже играют роль какие-то индивидуальные особенности психики и физиологии человека. Что-то дается легко, что-то не сразу. Все индивидуально.
С этими ученицами у меня не было никаких проблем, проблемы чаще возникали со взрослыми в силу сформировавшейся косности психики, привычек, моторной памяти.
Что касается перемен в поведении, общий эффект положительный, как от занятий любым видом спорта. Происходит гармонизация настроения, общее расслабление, спокойствие. Одним словом, подростковая энергия направляется в мирное русло. Плюс ребёнок учится познавать себя, быть чутким к своему организму, понимать физиологию, слышать наставника.
Фридайвинг — необычный вид активного отдыха, спорта. Это практика, помимо физических упражнений, связанная с дыханием, с осознанным контролем своего психического состояния. Дети учатся останавливаться, отпускать все проблемы, они получают невероятное расслабление и антистрессовый эффект.
Те из взрослых, кто в детстве нырял на речке или море за камнями, пройдя курс обучения фридайвингу у специалистов, прекрасно понимают разницу между «просто нырнул» и профессионально погрузился. Базовые умения, возможности преодолеть страхи и получить поддержку тренера помогают быстро перейти от попыток нырнуть на 7-8 метров к среднему 20-метровому результату. Поэтому, если ребёнок или подросток проявляет интерес к погружениям, не стоит отправлять нырять в компании друзей. И эффективнее, и намного безопаснее предложить пройти курс фридайвинга. А «побочные эффекты» в виде новых навыков по управлению собой только улучшат атмосферу в семье.