Как известно, прочной и надежной основой успешного обучения в школе является своевременная, грамотно организованная подготовка будущего первоклассника. Дошкольное развитие ребёнка поможет ему освоить базовые навыки и знания, а также будут способствовать тому, чтобы малыш созрел эмоционально и социально, а также был готов психологически к новому этапу в его жизни. С какого же возраста начинать обучение детей и как привить им интерес к этому процессу?
Дошкольное развитие ребёнка: когда начинать подготовку?
Первый вопрос, который волнует родителей, задумавшихся о дошкольном развитии ребёнка: когда наступает «тот самый» момент, когда пора начинать? Единого мнения у специалистов по этому поводу не существует. С одной стороны, сторонники раннего развития детей настаивают на том, делать это нужно как можно раньше. Они настойчиво рекомендуют молодым родителям приступить к таким занятиям, как обучение письму и чтению, сразу после того, как малышу исполнится один год.
В то же время приверженцы традиционной или, как ее еще называют, «старой» системы образования уверены в том, что процесс преддошкольного обучения и дошкольного развития ребёнка нужно начинать в возрасте пяти лет и никак не раньше. И первое, и второе мнение имеют право на существование. Молодые родители могут и должны выслушать эти рекомендации, однако решение, когда именно стоит приступать к процессу обучения, принимать только им.
Опытные воспитатели детсадов и учителя начальной школы сходятся во мнении, что многое в этом деле зависит от самого малыша. Всем родителям стоит очень внимательно наблюдать за своими детьми и анализировать их наклонности, интересы и способности. Как только малыш начнет проявлять интерес к рисованию, письму или чтению, например, начнет спрашивать, что нарисовано, изображено или написано на предметах, вывесках магазинов, в детских книжках и т. д., это должно стать сигналом для мамы и папы, что пора учить с ребёнком алфавит.
Когда именно это произойдет сложно предугадать, как бы этого ни хотелось маме или папе. Появится ли этот интерес в 1,5-2 года, или придется ждать до 4-5 лет, ни в коем случае нельзя давить на ребёнка или заставлять его учиться писать или читать. Насильственный подход только лишь отобьет у малыша всякое желание получать новые знания.
Подготовка малыша к обучению в школе: как все сделать правильно
Дошкольное развитие ребёнка — это непростой и многогранный процесс, требующий терпения, постоянной работы и желания учиться и учить (у детей и родителей соответственно). Многие родители вполне успешно справляются с этой задачей самостоятельно. Самое главное — подойти к процессу к организации занятий ответственно, чтобы дошкольное развитие ребёнка было качественным, систематическим и эффективным.
В настоящее время существует много разнообразных курсов, которые проводят опытные специалисты своего дела, которые наверняка знают, как правильно нужно готовить детей к началу учебы в школе. Процесс подготовки к школе и занятия с опытными специалистами очень занимательны и увлекательны. Как правило, дети, которые положительно настроены на обучение вообще, прекрасно ладят с учителями и воспитателями и «схватывают» все на лету.
Независимо от того, где будет проходить процесс подготовки ребёнка к школе, дома с родителями или в центре дошкольного развития со специалистами, основной задачей обучения является осуществление помощи малышу и его адаптация. Это поможет ему максимально безболезненно «вписаться» в незнакомый коллектив детей, многие из которых могут быть ему совершенно незнакомы.
Как готовить детей к обучению в школе: шаги родителей
Эмоциональная готовность к учебе крайне важна для малыша, который еще вчера спокойно играл с друзьями во дворе и ходил в детский сад. Чтобы подготовить ребёнка к школе эмоционально, родителям необходимо предпринять следующие шаги:
- как можно больше читать для ребёнка и вместе с ним обязательно обсуждать прочитанные тексты, а также задавать ребёнку вопросы;
- играть в «школу» и обязательно меняться ролями «учитель» и «ученик»;
- учить ребёнка все дела доводить до конца. Так, если малыш не смог или не захотел дорисовать рисунок, начинать новый рисунок не стоит. Сначала нужно закончить начатое;
- направлять малыша на регулярное общение со своими сверстниками — это умение ему обязательно пригодится в школе. Для этого необходимо чаще ходить в гости и приглашать к себе домой друзей с детьми, играть на детской площадке или в парке.
Важно помнить о вреде чрезмерной опеки со стороны родителей, результатом которой может стать настоящий стресс. Нужно, чтобы дети были достаточно самостоятельными, умели снимать-надевать верхнюю одежду, завязать шнурки, складывать свои вещи в портфель и т. д. Неумение заставит ребёнка чувствовать себя неуютно и неуверенно в незнакомом месте без родительской опеки.
Кроме подготовки малыша к учебе в начальной школе эмоционально и психологически, нужно постараться дать ему необходимые минимальные знания по таким направлениям:
- выучить буквы — они лучше будут запоминаться, если их нарисовать, слепить из пластилина. Не лишним будет пофантазировать вместе с малышом о том, на что она похожа. Например, буква «О» напоминает озеро, «Д» — домик. После прочтения сказки или какого-нибудь другого текста просите ребёнка найти в тексте те буквы, которые он уже знает;
- обучать малыша счету в ходе игр и в быту — для этих целей можно использовать мелкие игрушки, конфеты или фрукты, после чего можно будет переходить на счетные палочки;
- изучать основные геометрические фигуры, такие, как треугольник и круг, квадрат и прямоугольник, позже можно будет выучить ромб и овал;
- готовить руку к письму и развивать мелкую моторику — вырезать фигурки из бумаги безопасными ножницами, писать печатные буквы, рисовать, лепить из глины или пластилина, делать гимнастику для ручек и маленьких пальчиков.
Кроме этого ребёнок должен быть физически подготовлен к учебе, чтоб ему было легче выдерживать нагрузку, так как в первое время и 3-4 часа в школе для него будет непросто. Физической подготовке детей следует уделить должное внимание. Она может включать в себя ежедневное выполнение утренней зарядки или даже пробежки, регулярные вечерние прогулки перед сном, по возможности плаванье, катание на коньках или лыжах и пр.