Что должен уметь ребёнок, чтобы считаться готовым к школе? Нет, не читать и писать. Узнайте, какие навыки и признаки подскажут, что учеба не принесет ненужных проблем. MedAboutMe рассказывает о критериях психо-физиологической готовности: и они важнее знаний!
Навыки готовности к письму
Если зубы с руками тренировками не вырастить, то вот этот навык можно проверять и тренировать регулярно. Более того, упражнение нравится детям – так что это выигрышная стратегия подготовки к школе. Что должен уметь ребёнок?
- Найдите картинку (или нарисуйте ее сами на бумаге) с «дорожкой», извилистыми линиями с расстоянием между ними не более сантиметра. Попросите ребёнка нарисовать, как между ними «проедет машина», «пролетит самолет» и т. д.
- Оцениваем, насколько близко к середине пространства между краями «дорожки» находится линия. Если она проходит в основном в центре и нигде не заходит за края – мелкая моторика находится на достаточном уровне для обучения писать.
Все дети рисуют с раннего возраста. Но при письме нужно вырисовывать намного более мелкие элементы. И если такие «дорожки» дошкольнику не даются, готовности к письму нет. И это не только про ужасный почерк.
Мышцы кисти будут быстро уставать, сам ребёнок начнет отвлекаться и потихоньку ненавидеть занятие, в котором у него ничего не получается.
Обратный счет
Сегодня дети могут бойко перечислять цифры по порядку, в два года многие умеют посчитать до десяти, к четырем – до сотни, потом до тысячи. Но это требует только механического запоминания.
А вот обратный счет, хотя бы с десяти до нуля, основан на логическом мышлении. Если у ребёнка получается свободно ориентироваться в числах хотя бы первого десятка, значит, можно приступать к изучению арифметических действий.
Более высокий уровень – считать двойками и тройками в обратном порядке, то есть 10, 8, 6, 4, 2, 0. Если дошкольник на такое способен самостоятельно (только не пытайтесь заучивать ряды наизусть!), то есть вероятность, что и с программами повышенной сложности не будет затруднений.
Ученые Бостонского колледжа выявили оптимальный возраст начала занятий арифметикой: три года.
Если с трех начать спрашивать, сколько вилок на столе, сколько взяла мама, а сколько осталось, то к первому классу ребёнок уже точно освоит базовые действия. Эксперты советуют после подсчета вилок (и прочих предметов) играть «в магазин», а потом начинать планировать покупки: сколько яблок мы съели за эту неделю? Сколько осталось, сколько надо купить, чтобы хватило на следующие семь дней.
О том, какие еще навыки действительно нужно развивать у малышей и как это правильно делать, мы рассказываем в статье “Как вырастить Эйнштейна”.
Навык самостоятельного одевания
Хотя завязывание шнурков помогает развивать мелкую моторику, а также зрительную память и логику, но первоклашке это уметь не обязательно. При условии, что обувь у него будет на липучках.
Но вот надевать и снимать одежду, не путаться в штанинах, застегивать куртку и наматывать шарф ребёнок должен уметь «от» и «до».
Самостоятельно есть
Вам смешно? Учителям не очень: есть дети, которые в первом классе могут есть только ложкой. Взять и донести тарелку до стола или пользоваться вилкой они не умеют – потому что дома их кормят.
Дома можно кормить как угодно, но к школе надо научить делать все аккуратно и быстро: перемены короткие, а сидеть голодным на уроках или перебиваться перекусами – прямая дорога к «школьному гастриту» и плохой учебе.
Выполнять инструкции и различать взрослых
С этой проблемой чаще сталкиваются «домашние» дети, у тех, кто ходит в детский сад, хотя бы более-менее сформировано понимание авторитета другого взрослого не из членов семьи, и навык слушания инструкций и следования им. «Достали тетрадку. Взяли карандаши» — порой даже такие простые действия вызывают затруднения.
Готовиться к жизни в социуме нужно максимум с пяти лет. Если дошкольник не посещал детский сад и другие учреждения, надо хотя бы в лето перед школой начать ходить на курсы развития, в спортивную секцию, кружок рисования – в любое место, где ему придется делать то, что скажет педагог, и делать это в группе.
В первом классе у ребёнка сменяется авторитетный взрослый: вместо родителя им становится первый учитель. Нормально слышать «А вот Елена Васильевна сказала делать не так». Не нормально, если Елене Васильевне приходится выслушивать, что бабушка велела раскрашивать другую страницу.
В научении следовать инструкциям другого взрослого важно выдерживать границы: то, что говорит учитель, нужно выполнять. То, что хочет незнакомый человек на улице – ни в коем случае! К 5-6 годам дети уже могут усвоить эту разницу.
Постоянные зубы
Это маркер созревания организма. Если ребёнок к предшкольному лету не может освоить описанные выше навыки, проверьте: вероятно, он немного задерживается в психофизическом развитии. Возможно, он нагонит все за полгода или даже за оставшиеся 4-5 месяцев.
Смена зубов считается одним из ключевых в японских школах, и специалисты его поддерживают. Как раз к семи годам у ребёнка сменяется 6-8 молочных зубов на постоянные, как правило, это резцы и два коренных.
Почему этот признак так важен? За партой приходится много сидеть, и если зубы не сменились – значит, кости недостаточно сформированы, и такое длительное сидение навредит позвоночнику, вызвав проблемы с осанкой и сколиоз.
«Филлипинский тест»: достань рукой до уха
Вместе с зубами этот признак указывает на биологический возраст ребёнка. Не тот, что у него по документам, и даже не тот, который показывает интеллектуальное и психическое развитие. Эти три цифры могут не совпадать.
Филиппинский тест очень прост: надо попросить ребёнка вытянуть руку вверх, а затем накрыть ею левое ухо через голову. Хорошо, если ладонью получится закрыть половину уха, отлично – если его совсем не будет видно.
Если же нет, то биологический возраст ребёнка младше семи лет, и он физически не дозрел до школы. Тогда учебная нагрузка, особенно если программа будет интенсивная, приведет к частым болезням и избыточной усталости со всеми ее последствиями.
Поза Ромберга
И третий тест на биологический возраст, зрелость костных тканей и структур баланса. Попросите ребёнка поднять одну ногу и прижать ее ступню к колену другой. Теперь надо вытянуть руки вперед и закрыть глаза.
В такой позе надо простоять 8-10 секунд – это норма семи лет.
А если ребёнок не готов?
Если только по одному признаку есть отставание – например, зубы еще только-только начали меняться, то это частая ситуация, с которой обычно не бывает проблем. Но если ребёнок не может усидеть за столом, выбегает каждые пять-десять минут, не сосредотачивается – надо отложить начало учебы, несмотря на зубы.
Кроме того, есть психологическая готовность к школе: если дети боятся оставаться одни, разлучаться с родными, не могут сами одеваться и забывают, куда дети игрушку минуту назад, и еще есть время – точно стоит подождать со школой.
Дети активно меняются между шестью и семью годами, порой сложно поверить, что это тот же ребёнок, что и полгода назад (и вся обувь стала резко мала). В семь лет учиться намного легче, чем в шесть. Но если уже скоро 7,5, а проблемы все еще есть, посмотрите на школы с облегченной программой, поближе к дому, с небольшими классами. Точно не стоит пока гнаться за престижными сложными программами: это может отбить у ребёнка желание учиться.