На первый взгляд кажется, что найти хорошего репетитора для ребёнка очень просто — сегодня существует большое количество сервисов, позволяющих выбрать частного педагога по любым предметам и в соответствии с любыми требованиями родителей и учеников. Но самое сложное для учителя и ученика — найти контакт и настроиться на общую «волну», чтобы сделать процесс обучения более эффективным.
Польза занятий с репетитором
Цели занятий с репетитором каждая семья определяет по-своему. Одних не устраивает уровень преподавания предметов в школе, другие заинтересованы в успешной сдаче школьником экзамена, необходимого для поступления в конкретный университет. В заявках на специализированных веб-сайтах довольно часто встречается требование «помощь в освоении школьной программы» или «более углубленное изучение предмета».
При том, что репетитор может помогать ученику делать домашнее задание, его основная задача — научить школьника самостоятельно справляться со школьным материалом, а также с тем, что не входит в программу. Делая уроки вместо ребёнка, репетитор оказывает ему «медвежью услугу» и не учит самостоятельному мышлению. Но если он способен не только доходчиво объяснить содержание школьной программы, но и дать ученику дополнительные знания, то его работа приведет к желаемому результату.
Самым важным во взаимодействии репетитора и ученика был и остается личностный контакт. Нередко, особенно при общении с подростками, преподаватель встречает сопротивление и открытое нежелание посещать занятия. Если сам ученик считает, что посещение дополнительных занятий — это инициатива родителей и не нужны ему самому, то перед преподавателем стоит непростая задача по мотивации ученика и развитию интереса к предмету. Если ему это удается, то сотрудничество будет успешным, а занятия — результативными.
Как найти хорошего репетитора по английскому языку?
Английский язык сегодня является самым востребованным иностранным языком, изучаемым в школах и высших учебных заведениях. К сожалению, школьная программа не всегда способна дать качественные знания, которые соответствуют современному уровню, поэтому многие родители предпочитают, чтобы их ребёнок занимался с репетитором по английскому языку.
Но дополнительные уроки требуются не только неуспевающим школьникам, но и взрослым. Уже после окончания школы и высшего учебного заведения их может не устраивать имеющийся уровень владения английским языком, и тогда они обращаются к частным преподавателям. Репетитор по английскому языку требуется также и тем, кто хочет обновить знания перед зарубежной поездкой или сдать экзамен, подтверждающий их (IELTS, TOEFL, кембриджские экзамены).
Где обычно ищут преподавателя:
- на специализированных интернет-ресурсах, где находятся анкеты преподавателей по различным предметам;
- через друзей, знакомых или коллег;
- в языковых школах, где практикуются как групповые, так и индивидуальные уроки.
Сегодня для занятий совсем не обязательно, чтобы репетитор по английскому языку принимал учеников только у себя дома или приезжал к ним домой. Доверие учеников к дистанционным занятиям растет. Наиболее популярный и востребованный вид занятий — через программу Skype. При помощи стабильного интернет-соединения можно осуществлять то же самое, что и при личных встречах — использовать учебник в электронном виде, демонстрировать материал на экране компьютера. Плюсы дистанционных занятий очевидны — не нужно тратить время на дорогу к месту проведения курсов и можно заниматься из любой точки мира с качественным Интернет-соединением. Эффективность обучения ничуть не меньше традиционного формата личных встреч. Но дистанционное обучение подходит далеко не всем. Многим необходимо личное присутствие и прямой контакт с преподавателем.
При выборе преподавателя рекомендуется обращать внимание на следующее:
- уровень подготовки педагога. Разумеется, если преподаватели подходит к ученику со знанием дела и хорошо разбирается в современных методиках обучения, то ему следует доверять;
- опыт работы. Чем больше опыт работы преподавателя, тем лучше он разбирается в методах обучения и тем вероятнее эффективность занятий;
- наличие сертификатов и опыта проживания за рубежом. Данный вариант подходит тем, кто хотел бы связать свою жизнь и карьеру с англоязычными странами.
Критерии выбора преподавателя зависят от конкретного человека и конкретных задач. Ни педагогический стаж, ни сертификаты не убедят ученика работать с преподавателем, если не установлен личный контакт. То, что преподаватель успешно работает с одним учеником, не означает, что его метод подойдет другому. Поэтому каждый выбирает тот метод обучения, который устраивает лично его.
Как оценить эффективность частных уроков?
Несмотря на то, что эффективность частных уроков каждый определяет по-своему, все же существуют общие критерии, которые помогут понять, как именно преподаватель собирается работать со взрослым или с ребёнком.
Широко применяемое в современном бизнесе понятие «ключевые показатели эффективности» может использоваться и в преподавании иностранных языков. Часто для того, чтобы определить, подходит ли методика преподавателя конкретному ученику, достаточно бесплатного пробного занятия. В других случаях определиться с дальнейшей работой можно лишь спустя несколько занятий.
Вот несколько ключевых показателей эффективности преподавателя:
- умение выявить сильные и слабые стороны ученика;
- умение заинтересовать ученика и донести материал;
- умение грамотно выстроить учебный процесс.
Если ученик замечает, что его навыки по основным аспектам английского или любого другого иностранного языка существенно улучшились, значит, работа идет в правильном направлении. Но основная проблема в том, что преподаватель может быть выпускником престижного университета, иметь множество наград и сертификатов или звание заслуженного учителя, но ученику не нравится заниматься с ним по личным причинам. В таких случаях лучше всего сменить преподавателя.
Успехи в изучении иностранных языков во многом зависят от мотивации самого ученика и успешного контакта с преподавателем. Если занятия способны увлечь ученика и учителя, то поставленные цели будут достигнуты, а уровень знаний будет расти.