Дети нуждаются в любви одинаково, независимо от того, маленькие они или большие. Родительская любовь — это опора и поддержка, в юном возрасте она дает понять, что тебе рады на этой земле и очень хорошо, что ты есть, а в более старшем — помогает справляться проблемами, потерями и кризисами.
Когда между родителями и детьми теплые и близкие отношения, членам семьи не страшны трудности и сложные времена, потому что они умеют друг друга поддерживать.
Семья, которая не «сломалась» на жизненном пути, не распалась и ее члены не утратили чувства доверия и понимания друг к другу, поистине может служить положительным примером, потому что вряд ли кому удавалось избежать конфликтов, ссор и ощущения, что ты никому в этом мире не нужен. Заслугой такой семейной идиллии является любовь и внимание.
По статистике, совсем немного взрослых людей отзываются с теплотой о своем детстве, родителях и о том, что им хватало родительской любви. Еще меньше «выросших детей» не держат обид на мать или отца, даже в глубине души, и откровенно говорят о том, что родители любили их с братом или сестрой безусловно, воспитали хорошо и правильно, дали все, в чем они нуждались и никогда не обделяли вниманием.
Такая картина может и не является радостной, однако, считается нормальной, потому что родители — это обычные люди, которые не способны все и всегда делать правильно, не совершать ошибок, всегда держать под контролем свои чувства и все понимать.
Как показывает психологическая практика, в семье, где воспитывались двое и более детей, почти невозможно избежать обид и претензий по поводу того, кого больше любят и ценят родители.
Как уберечь своего старшего ребёнка от чувства одиночества и дать понять ему, что он по-прежнему любим и важен для матери и отца, даже если после него в семье появились двое или даже трое детей? Ответы в этой статье.
Старшие и младшие дети: конкуренция неизбежна
Родители, которые воспитывают больше одного ребёнка, часто тревожатся по поводу того, хватает ли старшему внимания так же, как младшему? В некоторых семьях мать и отец не решаются на рождение второго или третьего ребёнка, потому что боятся, что старшему будет недоставать любви. От этого они могут испытывать сильное чувство вины, которое, как известно, портит настроение, вызывает напряжение и отрицательно отражается на отношениях в семье.
Прежде чем задаваться вопросом, как чувствуют себя дети и хватает ли им родительской ласки и общения, мать и отец должны знать, что конкуренция за внимание и любовь между братьями и сестрами — это нормальный и даже необходимый процесс. Будь родители хоть трижды идеальными, невозможно гарантировать, что все в семье будут постоянно чувствовать себя любимыми, нужными и не обделенными. Конкурировать с другими — нормальный процесс, во время которого человек учится понимать свою ценность, отстаивать границы, просить, требовать свое и заявлять о себе. Поэтому родителям нужно успокоиться, не впадать в бесполезное чувство вины, а вместо этого подумать, как использовать энергию в правильном русле — общаться со старшим ребёнком так, чтобы ошибка воспитания или недостаток внимания не стали для него травмой.
Почему первый ребёнок чувствует себя нелюбимым?
Так бывает, когда дети не могут поделить игрушку, а родители «судят», кому она должна достаться, делая выбор в пользу одного и игнорируя другого. Вместо этого можно установить очередность, даже засечь время пользования игрушкой, наблюдая за которым, дети будут понимать, что решение, принятое взрослыми, справедливое.
Ребёнку плохо, когда его сравнивают с братом или сестрой, указывая на личные недостатки. Это не поможет исправить его характер, а только посеет в душе гнев и зависть. Родителям стоит вообще избегать сравнивающих детей друг с другом суждений.
Ребёнок чувствует себя нелюбимым, когда брату или сестре покупают игрушку (ведут на карусели, хвалят, обнимают, целуют) а его нет. Никогда не стоит так поступать даже в качестве наказания. Лишать ребёнка любви и внимания, потому что он совершил проступок жестоко, это оставляет неизгладимый шрам в его сердце.
Дети любят быть для родителей самыми-самыми, поэтому они счастливы, когда взрослые посещают их утренники, школьные мероприятия, болеют за них на конкурсах и соревнованиях. Родителям стоит усвоить, что старшие нуждаются в таком внимании не меньше, чем младшие — показать ребёнку, что вам интересно все, что с ним происходит это один из способов передать ему любовь.
Игрушки и игры с родителями
Играть с детьми всегда следует наравне, менять им роли между собой, позволять обмениваться игрушками, повторять друг за другом какие-то действия. Это нужно для того, чтобы у старшего не создалось впечатления, что брату или сестре разрешают то, что не позволено ему.
Не отказывайте старшему в покупке какой-то ерунды, мотивируя свой отказ тем, что он уже вырос, если при этом вы делаете подарок младшему ребёнку.
Для ребёнка любого возраста такой жест внимания — лишнее подтверждение того, что родители любят его так же, как прежде.
Если не позволяют денежные средства, то лучше отказать обоим детям — так никто из них не почувствует себя обделенным.
Потребности детей и любовь
Старшие дети смотрят на младших, младшие — на старших, и у них происходит бессознательное сравнение о том, какие отношения у родителей с братом или сестрой? Все ли дается мне так, как и ему (ей)?
Родители должны запомнить, что детей в семье нужно одинаково слушать, обнимать, целовать, быть внимательными к их тревогам и проблемам, защищать — таким образом удовлетворяется потребность в любви у детей всех возрастов.
Показать старшему ребёнку, что вы не стали любить его меньше, можно если:
- Иногда брать в магазин (на работу или по делам) только его, без брата или сестры.
- Иметь «маленькие секретики» от других членов семьи — договориться, что будет на ужин или какой подарок сделать папе.
- Обнимать и целовать старшего ребёнка не меньше и не реже, чем малышей.
- «Идти в ногу со временем» — знать, чем интересуется ребёнок, с кем он общается.
- Заниматься каким-то делом только с ним, не «подключая» младших — варить мыло, учить ноты, осваивать робототехнику.
- 6. Говорить ему о своей любви так же часто, как вы делали это, когда он сам был малышом.