Когда дети становятся подростками, их взаимоотношения со взрослыми — родителями и педагогами в корне меняются. Основные причины, по которым старшее поколение перестает понимать младшее, — это бунт против взрослого мира, чрезмерного контроля и мелочной опеки, обостренное чувство собственного достоинства. Методы воспитания, работавшие ранее, теперь перестают быть эффективными. Правильный подход к подросткам не всегда находится сразу, поэтому родители и учителя часто теряются и не знают, что делать.
Проблемы взаимопонимания взрослых и подростков
Юность — это непростое время, когда вчерашние дети открывают для себя новую систему отношений с окружающим миром. Большинство конфликтов сводятся к ситуациям, когда подростков начинает раздражать отношение к ним, как к маленьким, попытки ограничивать их свободу и отказ считаться с их мнением. С одной стороны, родителям может быть проще общаться с ними, поскольку дети уже умеют сами себя обслуживать и не требуют постоянного внимания. С другой стороны, подростки часто грубят и демонстрируют больше непослушания, чем дошкольники или младшие школьники.
Другим камнем преткновения в отношениях родителей и взрослеющих детей становится стремление последних к независимости, которое невозможно в полной мере осуществить. Юноши и девушки 14-18 лет могут выполнять какую-либо несложную работу в свободное от учебы время, но по закону за них по-прежнему отвечают взрослые. Подростковый бунт может выражаться в побегах из дома или других формах девиантного поведения.
Несмотря на то, что подростки больше стремятся к общению со сверстниками, чем со старшим поколением, гармоничные отношения в семье становятся залогом их уверенности в себе и источником доверия и душевного тепла. Там, где родители слушают и понимают взрослеющих детей, более гладко проходит и непростой кризис переходного возраста.
Особенности жизни подростков
О жизни подростков снято много фильмов и написано много книг. В центре художественных произведений — непростое взросление юного человека, его взаимоотношения с учителями и родителями, а также первая любовь. Некоторые из них посвящены трудностям общения подростка со сверстниками и вопросам самоопределения. На первый взгляд может показаться, что школьников волнуют те же проблемы во все времена.
Но есть одна существенная черта, которая отличает жизнь подростков сегодня от жизни поколения их родителей. Это Интернет и новые технологии. Современные дети довольно рано получают доступ к компьютерам и смартфонам, они потребляют гораздо больше визуального контента, чем их сверстники 20-30 лет назад.
Использование современных технологий имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам относится возможность быстро найти интересующую информацию или друзей из любой точки мира, изучение иностранных языков по Skype, прослушивание любимой музыки и просмотр интересных кинофильмов. Отрицательные стороны также изучены достаточно хорошо. К ним относятся:
- формирование зависимости;
- недостаток живого общения;
- формирование клипового мышления, невозможность удерживать внимание на объёмных текстах;
- дополнительные возможности для буллинга;
- проблемы со зрением;
- гиподинамия;
- проблемы с позвоночником.
Часто родители жалуются, что жизнь подростков зависит от интернета настолько, что они перестают реагировать на происходящее вокруг — не читают книг, плохо успевают в школе, поздно ложатся спать. Но на самом деле интернет-зависимость может быть причиной более глубоких проблем и своеобразным способом ухода от реальности.
Ограничения, запреты или скандалы — не лучшие способы решить проблему зависимости от социальных сетей. Задача взрослых — быть внимательными к подростку, интересоваться его делами и тем, что происходит в его жизни. Но делать это нужно без лишней навязчивости и с уважением к взрослеющей личности.
Поскольку Интернет является сравнительно новым средством массовой информации, людям еще предстоит выработать культуру общения в социальных сетях и найти баланс между реальным и виртуальным миром.
Правила общения с подростками
Гармоничное общение со взрослеющими детьми — непростая тема для большинства родителей. Сепарация ребёнка приводит их в недоумение и растерянность — еще вчера он с радостью ждал маму или папу с работы, хотел внимания. А сегодня проявление нежности и вопросы о друзьях и школе начинают его раздражать. Это приводит к непониманию и конфликтам.
Взрослым важно понять, что дети меняются, а значит, совместное общение должно выйти на новый уровень. Что необходимо делать, чтобы найти общий язык с подростком:
- проводить время вместе. Разумеется, юноши и девушки имеют право на свои интересы и компании друзей. Но будет полезно посвятить их в сферу своих интересов и хобби, просить помочь по хозяйству, на даче или в гараже;
- вникать в интересы детей. Хотя бы ради интереса родителям нужно послушать модную молодежную музыку или посмотреть новые сериалы. Даже если они не понравятся, детям будет приятно, что их «предки» не такие уж безнадежно старомодные;
- использовать социальные сети. При этом необходимо спросить у подростка разрешения на добавление в друзья и узнать, готов ли он делиться с матерью или отцом частью своего внутреннего мира, фотографиями или музыкой. Если он ответит положительно, то это поможет старшему поколению лучше понять молодежь;
- не делать поспешных выводов о личной жизни детей. Если у юноши или девушки уже есть партнер, то следует попытаться найти положительные стороны в его поведении, характере и внешнем виде;
- уважать право сына или дочери на самостоятельность и не заставлять отказываться от времени, проводимого с друзьями в пользу семейных мероприятий или помощи на даче;
- не высмеивать и не обесценивать события, которые кажутся подростку серьезными;
- не оставлять без поддержки и внимания в трудную минуту;
- не шпионить за ним в момент общения по телефону или переписки по Интернету.
Несмотря на то, что юноши и девушки 13-17 лет пытаются казаться взрослыми и независимыми, они очень ранимы и нуждаются в поддержке значимого взрослого и комфортной семейной обстановке не меньше, чем дошкольники. Именно об этом следует помнить родителям и педагогам и с уважением относиться к их интересам и мнениям.