Воспитывая ребёнка, родители иногда не обладают всеми знаниями о детской психологии и педагогике, поэтому могут совершать ошибки. На их рост может влиять то, как они сами были воспитаны, когда были детьми — получали травмы, были ли услышанными, принятыми, понятыми?
Важность эмпатии в семейных отношениях давно доказана специалистами. Иногда от того, что родители не демонстрируют ребёнку пример искреннего сочувствия, он также может не обладать этим качеством характера. Тогда ему трудно понимать, почему разозлилась мама или за что его наказывает папа.
Также дети, в силу отсутствия эмпатических способностей в личности, часто совершают необдуманные поступки или нарушают правила. Делать это их заставляет непонимание того, что им будет за проступок.
Родителям важно быть эмпатичными — это поможет избежать многих конфликтных ситуаций с детьми и обезопасить ребёнка от проблем в общении, когда он находится не дома.
Важность эмпатии в психологии личности
Психология личности человека открывает нам секреты, знания которых позволяет строить эффективное общение с окружающими людьми. Среди них такие качества, как понимание темперамента, способность ставить себя на место оппонента, умение слушать, использовать слова и фразы, не причиняющие боль. Кроме того, в арсенале личностных способностей, есть одно, позволяющее не только хорошо понимать партнера по общению, но еще и чувствовать его как личность. Это способность быть эмпатичным.
Эмпатией обладают далеко не все люди, потому что за ее развитие отвечают не только природные особенности характера, но и то, что закладывают в детстве родители. Дословно, быть эмпатичным — это значит обладать способностью сопереживать другому, чувствовать его эмоции как свои собственные, «видеть» картину мира глазами другого человека. Важность эмпатии распространяется на такие сферы в отношениях, как умение выслушать, не перебивая, не оценивать человека, не сравнивать его с собой или принятыми в обществе шаблонами поведения и правилами. Если родители с начала появления ребёнка на свет демонстрируют ему качества эмпатии, то вероятность того, что он вырастет эмпатичным по отношению к другим людям, значительно повышается.
В обратном случае ребёнок может столкнуться с недоразумениями в отношениях, тем, что не сможет правильно интерпретировать поступки других людей, будет часто ошибаться в своих действиях и ожиданиях во время общения.
Когда родители и дети не понимают друг друга?
Непонимание как причина ссор и разногласий в семье занимает одно из важных мест. Детям и родителям сложно общаться, когда кто-то из них нарушает границы другого. Например, когда взрослые диктуют ребёнку, что носить, с кем дружить, кем быть, не понимая, что он хочет на самом деле и не чувствуя важность его желаний. Отсутствие эмпатии у ребёнка может проявляться как невозможность понять, что мама устала и нуждается в отдыхе, или то, что родители не всегда могут или должны удовлетворять детские желания. Не «становясь» на место другого, потому что нет такого опыта и понимания того, что чувствуют другие, когда отказывают, спорят или требуют, родители и дети могут конфликтовать.
Тем временем, развитая способность к эмпатии помогает человеку понимать, что чувства другого — это важно и ценно не только для него, но и для всего процесса общения. Она позволяет сдерживать эмоции, «не рубить сгоряча», замечать настроение другого человека и реагировать в соответствии с этим.
Эмпатичный человек не станет требовать незамедлительного внимания к своей персоне, когда видит, что другому плохо, не до этого. Эмпатичный ребёнок или родитель ценят и уважают друг друга, когда взаимодействуют, на интуитивном уровне — это помогает избегать конфликтов поколений, слышать чувства близкого человека, не причинять боль обидными словами, не «дергать», не обвинять, не упрекать, не давать оценок.
Позволяйте ребёнку выражать эмоции
Почему человек не знает, что эмпатия это важно и не помогает своим детям ее развивать? Потому, что когда он был ребёнком, ему также не рассказывали и не показывали личным примером, что чувствовать и понимать другого человека полезный и важный процесс.
Люди имеют свойство «уходить» от сильных чувств. Это сколько угодно раз может прослеживаться в отношениях родителей и детей. Взрослым часто не нравится отрицательные эмоции ребёнка, когда он громко кричит, бросает игрушки или вещи, выражая агрессию, злится, если ему что-то не купили или заставляют делать то, что он не хочет. Родители в таких ситуациях требуют от него, чтобы он немедленно «замолчал», «прекратил истерику», «закрыл рот» или, классика жанра — «сейчас же прекрати плакать!». Для того чтобы понять чувства детей в этот момент, взрослым полезно представить, что у них, например, большие неприятности на работе, бросил любимый человек, украли сумку с деньгами, и они испытывают боль, гнев, обиду, а кто-то в этот момент настойчиво требует «сейчас же не чувствуй то, что ты сейчас чувствуешь!», «немедленно прекрати переживать (злиться, расстраиваться, жалеть себя)!».
Такое поведение взрослых приучает ребёнка относиться к своим чувствам пренебрежительно, как к чему-то запретному, неправильному, игнорировать их, когда они «поднимаются». То же самое отношение дети учатся проявлять и к чувствам других людей, поэтому им так сложно бывает понимать, сопереживать, сочувствовать, помогать в беде.
Ребёнок будет расти эмпатичным, если позволять ему выражать эмоции, в том числе и отрицательные. Не заставляйте его «замолчать» и «прекратить», дайте несколько минут на то, чтобы позлиться, поругаться, покричать. Это не значит, что детям можно позволять ломать мебель или бить других, когда они «в гневе». Учите ребёнка, что все его чувства имеют право на существование, но выражать их нужно безопасно для себя и окружающих.
Рвать бумагу, колотить подушку, бить грушу, громко кричать в своей комнате, если очень хочется — все это способы экологичного выражения гнева.
Отражайте чувства детей
Это один из методов выражения эмоций. Когда ребёнок демонстрирует отрицательные чувства, он хочет, чтобы родители их заметили. Если взрослые делают это, не навешивая при этом на ребёнка ярлык «плохого» и «несдержанного», он успокаивается достаточно быстро.
Ребёнок кричит, плачет, у него истерика. Что могут сделать родители, чтобы отразить его чувства? «Я понимаю, что тебе хочется погулять еще, но нам пора домой». «Я вижу, тебе так обидно, что бабушка уезжает, иди, я пожалею тебя». Детям важно знать, что их чувства принимаются, не осуждаются и не являются чем-то отдельным или постыдным. Тогда их шансы стать более эмпатичными увеличиваются в несколько раз, что дает возможность строить хорошие отношения не только с родителями, но и другими окружающими людьми.