Как сдавать ЕГЭ с ограниченными возможностями?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

5 мая мы отмечаем Международный день борьбы за права инвалидов. Одно из прав каждого человека — право на образование. Дети-инвалиды, ученики с ограниченными возможностями здоровья в последние годы все чаще выбирают аттестацию ЕГЭ вместо государственного выпускного экзамена. В 2019 году таких выпускников планируется более семи тысяч. Какие условия предоставляются при сдаче единого государственного экзамена таким ученикам?

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Какие есть варианты аттестации?

Какие есть варианты аттестации?

Какие варианты сдавать аттестацию есть у учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? В отличие от обычных выпускников, дети с особенностями здоровья могут выбрать государственные выпускные экзамены, отказавшись от ЕГЭ. В чем особенности?

Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) знаком всем взрослым: подготовка и сдача проводятся по билетам с вопросами, а не в формате тестов. Как считают многие специалисты, подобная методика проверки знаний больше подходит для тревожных детей, опасающихся не справиться с тестами. Он предполагает частичный диалог с экзаменатором и в итоге оказывается более комфортным. Есть кому поддержать, задать наводящие вопросы, дать паузу, чтобы собраться с мыслями. Во время ЕГЭ ученик сдает экзамен без возможности общения.

Минус ГВЭ один, но весьма значительный: поступить в вуз с его отметками не удастся, придется сдавать вступительные экзамены. А это дополнительный стресс. Так что те, кто хочет стать студентом, чаще выбирают формат ЕГЭ.

Общие особенности ЕГЭ для детей с инвалидностью

При инвалидности любого типа длительность ЕГЭ увеличивается на 1 час 30 минут. Вне зависимости от заболевания и особенностей экзамен будет продлен. Более того, при аттестации знаний иностранного языка добавляется еще полчаса на раздел «Говорение».

Есть дополнительные организационные особенности: участники ЕГЭ с инвалидностью получают перерывы, если заболевание требует лечебных/профилактических мероприятий в течение времени экзамена, и для них предусмотрена организация питания.

Сдавать ЕГЭ можно в школе. Но если такой вариант для выпускника не подходит, то для проведения аттестации организуют специальные пункты проведения экзамена. Так, в прошлом году таких пунктов было более 5500, часть — в лечебных учреждениях, часть на дому, в том числе и за рубежом. Примечательно, что с 2016 года до 2018 количество ППЭ на дому увеличилось в два раза, со 150 до 300.

Что нужно, чтобы сдавать ЕГЭ с инвалидностью?

Во-первых, необходима справка о наличии инвалидности или заключение ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Во-вторых, нужно заявление от учащегося или его родителей. Все остальное — дело образовательного учреждения. Все экзаменационные материалы являются стандартными по наполнению, то есть ребёнок будет сдавать тот же ЕГЭ, что и здоровые сверстники.

Если особенности здоровья выпускника не требуют дополнительных условий в процессе экзамена, нет особенностей зрения, слуха, передвижения, требующих специальных материалов и оборудования, то заявление можно не писать. В таком случае ЕГЭ проходит на общих основаниях без добавленного времени. Уверенные в своих силах ученики, не желающие информировать одноклассников об инвалидности, могут проходить аттестацию вместе со всеми. Разумеется, если особенности здоровья позволяют.

Специальные условия в зависимости от заболевания

shutterstock_448160257.jpg

Общие условия (дополнительное время, перерывы) организуют для всех выпускников с ОВЗ. А дальше характер заболевания диктует дополнительные требования.

  • Проблемы со слухом

Если выпускник слабослышащий, то должна быть специальная аудитория, оборудованная аппаратурой для усиления звука. Если же потеря слуха выраженная (глухота), то часть экзаменов, требующая слухового восприятия, проводится с участием сурдопереводчика.

На данный момент остро стоит вопрос о сдаче ЕГЭ старшеклассниками, которые потеряли слух недавно и еще не овладели языком знаков. Если при ослабленном зрении уже разработаны методики, позволяющие ученикам сдавать ЕГЭ, не зная шрифта Брайля, то ограничение по слуху создает проблемы.

  • Инвалидность из-за патологий опорно-двигательного аппарата

Таким инвалидам должна обеспечиваться возможность доступа ко всем необходимым помещениям: пандусы, поручни, расширенные дверные проемы и лифты, если помещения выше первого этажа. Отсутствие препятствий на пути в аудиторию, туалет, помещение для приема пищи, проведения лечебных/профилактических процедур — основное условие, которое должен обеспечить пункт проведения экзамена.

  • Инвалидность по зрению

Для выпускников с такими особенностями здоровья на сегодняшний день проработан максимум вариантов, позволяющих сдавать ЕГЭ в подходящих условиях. Слабовидящим детям предоставляют на выбор материалы с увеличенным шрифтом (КИМ, масштабированный контрольно-измерительный материал) или обычный, дополненный электронно-увеличительной лупой. Такие методы отработаны в крупных городах и, согласно решению Рособрнадзора, должны быть доступны в любом пункте проведения экзамена.

Полностью незрячие дети пользуются материалами на основе рельефно-точечного шрифта Брайля. С прошлого года Рособрнадзор выпускает также подготовительные материалы для старшеклассников, напечатанные шрифтом Брайля. Заполняют бланки на экзамене таким же методом, а перевод ответов в графический вид производит тифлокомиссия, специалисты, владеющие обоими методами письма.

В случае, если потеря зрения произошла недавно и выпускник не владеет данным методом чтения, необходимо запрашивать компьютер, оснащенный синтезатором речи.

Аудитории, где проводится аттестация, иметь особенности освещения: современные светодиодные лампы, в оптимальном варианте — с возможностью изменения яркости.

На экзамене обязательно присутствует ассистент, помогающий заполнять бланки.

ЕГЭ с неврологическими и психическими заболеваниями: в чем проблема?

ЕГЭ с неврологическими и психическими заболеваниями: в чем проблема?

Хотя глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заверяет, что на местах проводятся все возможные мероприятия для повышения комфорта детей с ограниченными возможностями во время ЕГЭ, некоторые аспекты все еще критикуют. И это неудивительно: ЕГЭ в нашей стране все еще достаточно новое явление, а возможность сдавать его для детей-инвалидов — еще более новый этап.

Больше всего критики — со стороны родителей детей с неврологическими и психическими отклонениями развития. К примеру, ребёнок с сохранным интеллектом, находящийся в аутическом спектре, может прекрасно написать требуемое изложение. Но не от руки, а на компьютере. Такой возможности пока не предоставляется.

Невербальные выпускники также должны иметь возможность сдавать ЕГЭ в исключительно письменном виде, как показывает практика, в современном мире можно стать профессионалом высокого класса, ограничиваясь письменной или синтезированной речью. Восприятие информации на слух у многих детей (в том числе и нейротипичных) может быть значительно хуже, чем зрительный канал получения информации. В итоге получается, что формат аттестации ЕГЭ не может выявить действительные знания и итоговый уровень подготовки выпускника, так как он одинаков для всех. Возможный выход — в большей вариабельности контрольно-измерительных материалов.

Есть, конечно, и плюсы. По решению ПМПК на экзамене ребёнка может сопровождать ассистент или личный тьютор, который будет помогать справляться с бытовыми вопросами. Сама аттестация проводится в менее стрессовой ситуации, что позволяет выпускнику лучше раскрывать свой потенциал и получать более высокие баллы, чем в стандартном формате ЕГЭ.

Хотя единый государственный экзамен и получает немало критики со всех сторон, но в то же время уже появляются новые возможности для детей с особенностями, благодаря которым они могут проходить аттестацию и получать шанс на дальнейшее образование в вузах.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 05.05.2019 09:25, обновлено 17.04.2020 18:13
Рейтинг статьи:
4,2

Читайте также

Инвалидность у детей: бронхиальная астма и другие патологии
Проблема отказов в присвоении детям инвалидности. Некоторые нюансы оформления инвалидности у детей.
Спорт для детей с инвалидностью
Спорт может помочь ребенку-инвалиду обрести здоровье. Но как правильно подойти к тренировкам и не усугубить проблемы с самочувствием?
Как живут дети-инвалиды в разных странах
Страховки от инвалидности не существует, но какую помощь можно ожидать от государства, если в семье есть ребенок-инвалид?