5 мая мы отмечаем Международный день борьбы за права инвалидов. Одно из прав каждого человека — право на образование. Дети-инвалиды, ученики с ограниченными возможностями здоровья в последние годы все чаще выбирают аттестацию ЕГЭ вместо государственного выпускного экзамена. В 2019 году таких выпускников планируется более семи тысяч. Какие условия предоставляются при сдаче единого государственного экзамена таким ученикам?
Какие есть варианты аттестации?
Какие варианты сдавать аттестацию есть у учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? В отличие от обычных выпускников, дети с особенностями здоровья могут выбрать государственные выпускные экзамены, отказавшись от ЕГЭ. В чем особенности?
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) знаком всем взрослым: подготовка и сдача проводятся по билетам с вопросами, а не в формате тестов. Как считают многие специалисты, подобная методика проверки знаний больше подходит для тревожных детей, опасающихся не справиться с тестами. Он предполагает частичный диалог с экзаменатором и в итоге оказывается более комфортным. Есть кому поддержать, задать наводящие вопросы, дать паузу, чтобы собраться с мыслями. Во время ЕГЭ ученик сдает экзамен без возможности общения.
Минус ГВЭ один, но весьма значительный: поступить в вуз с его отметками не удастся, придется сдавать вступительные экзамены. А это дополнительный стресс. Так что те, кто хочет стать студентом, чаще выбирают формат ЕГЭ.
Общие особенности ЕГЭ для детей с инвалидностью
При инвалидности любого типа длительность ЕГЭ увеличивается на 1 час 30 минут. Вне зависимости от заболевания и особенностей экзамен будет продлен. Более того, при аттестации знаний иностранного языка добавляется еще полчаса на раздел «Говорение».
Есть дополнительные организационные особенности: участники ЕГЭ с инвалидностью получают перерывы, если заболевание требует лечебных/профилактических мероприятий в течение времени экзамена, и для них предусмотрена организация питания.
Сдавать ЕГЭ можно в школе. Но если такой вариант для выпускника не подходит, то для проведения аттестации организуют специальные пункты проведения экзамена. Так, в прошлом году таких пунктов было более 5500, часть — в лечебных учреждениях, часть на дому, в том числе и за рубежом. Примечательно, что с 2016 года до 2018 количество ППЭ на дому увеличилось в два раза, со 150 до 300.
Что нужно, чтобы сдавать ЕГЭ с инвалидностью?
Во-первых, необходима справка о наличии инвалидности или заключение ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Во-вторых, нужно заявление от учащегося или его родителей. Все остальное — дело образовательного учреждения. Все экзаменационные материалы являются стандартными по наполнению, то есть ребёнок будет сдавать тот же ЕГЭ, что и здоровые сверстники.
Если особенности здоровья выпускника не требуют дополнительных условий в процессе экзамена, нет особенностей зрения, слуха, передвижения, требующих специальных материалов и оборудования, то заявление можно не писать. В таком случае ЕГЭ проходит на общих основаниях без добавленного времени. Уверенные в своих силах ученики, не желающие информировать одноклассников об инвалидности, могут проходить аттестацию вместе со всеми. Разумеется, если особенности здоровья позволяют.
Специальные условия в зависимости от заболевания
Общие условия (дополнительное время, перерывы) организуют для всех выпускников с ОВЗ. А дальше характер заболевания диктует дополнительные требования.
- Проблемы со слухом
Если выпускник слабослышащий, то должна быть специальная аудитория, оборудованная аппаратурой для усиления звука. Если же потеря слуха выраженная (глухота), то часть экзаменов, требующая слухового восприятия, проводится с участием сурдопереводчика.
На данный момент остро стоит вопрос о сдаче ЕГЭ старшеклассниками, которые потеряли слух недавно и еще не овладели языком знаков. Если при ослабленном зрении уже разработаны методики, позволяющие ученикам сдавать ЕГЭ, не зная шрифта Брайля, то ограничение по слуху создает проблемы.
- Инвалидность из-за патологий опорно-двигательного аппарата
Таким инвалидам должна обеспечиваться возможность доступа ко всем необходимым помещениям: пандусы, поручни, расширенные дверные проемы и лифты, если помещения выше первого этажа. Отсутствие препятствий на пути в аудиторию, туалет, помещение для приема пищи, проведения лечебных/профилактических процедур — основное условие, которое должен обеспечить пункт проведения экзамена.
- Инвалидность по зрению
Для выпускников с такими особенностями здоровья на сегодняшний день проработан максимум вариантов, позволяющих сдавать ЕГЭ в подходящих условиях. Слабовидящим детям предоставляют на выбор материалы с увеличенным шрифтом (КИМ, масштабированный контрольно-измерительный материал) или обычный, дополненный электронно-увеличительной лупой. Такие методы отработаны в крупных городах и, согласно решению Рособрнадзора, должны быть доступны в любом пункте проведения экзамена.
Полностью незрячие дети пользуются материалами на основе рельефно-точечного шрифта Брайля. С прошлого года Рособрнадзор выпускает также подготовительные материалы для старшеклассников, напечатанные шрифтом Брайля. Заполняют бланки на экзамене таким же методом, а перевод ответов в графический вид производит тифлокомиссия, специалисты, владеющие обоими методами письма.
В случае, если потеря зрения произошла недавно и выпускник не владеет данным методом чтения, необходимо запрашивать компьютер, оснащенный синтезатором речи.
Аудитории, где проводится аттестация, иметь особенности освещения: современные светодиодные лампы, в оптимальном варианте — с возможностью изменения яркости.
На экзамене обязательно присутствует ассистент, помогающий заполнять бланки.
ЕГЭ с неврологическими и психическими заболеваниями: в чем проблема?
Хотя глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заверяет, что на местах проводятся все возможные мероприятия для повышения комфорта детей с ограниченными возможностями во время ЕГЭ, некоторые аспекты все еще критикуют. И это неудивительно: ЕГЭ в нашей стране все еще достаточно новое явление, а возможность сдавать его для детей-инвалидов — еще более новый этап.
Больше всего критики — со стороны родителей детей с неврологическими и психическими отклонениями развития. К примеру, ребёнок с сохранным интеллектом, находящийся в аутическом спектре, может прекрасно написать требуемое изложение. Но не от руки, а на компьютере. Такой возможности пока не предоставляется.
Невербальные выпускники также должны иметь возможность сдавать ЕГЭ в исключительно письменном виде, как показывает практика, в современном мире можно стать профессионалом высокого класса, ограничиваясь письменной или синтезированной речью. Восприятие информации на слух у многих детей (в том числе и нейротипичных) может быть значительно хуже, чем зрительный канал получения информации. В итоге получается, что формат аттестации ЕГЭ не может выявить действительные знания и итоговый уровень подготовки выпускника, так как он одинаков для всех. Возможный выход — в большей вариабельности контрольно-измерительных материалов.
Есть, конечно, и плюсы. По решению ПМПК на экзамене ребёнка может сопровождать ассистент или личный тьютор, который будет помогать справляться с бытовыми вопросами. Сама аттестация проводится в менее стрессовой ситуации, что позволяет выпускнику лучше раскрывать свой потенциал и получать более высокие баллы, чем в стандартном формате ЕГЭ.
Хотя единый государственный экзамен и получает немало критики со всех сторон, но в то же время уже появляются новые возможности для детей с особенностями, благодаря которым они могут проходить аттестацию и получать шанс на дальнейшее образование в вузах.