Мы живем в век рационализации и оптимизации. «Каждый должен заниматься своим делом», а все остальное поручать другим, специализирующимся каждый на чем-то своем. Кухня сегодня все чаще становится местом, где не готовят, а только разогревают готовую еду, привезенную курьером.
Хорошо это или плохо?
MedAboutMe попробует выяснить, что думают по этому поводу врачи и ученые.
Больше не готовим?
Сразу стоит оговориться, что эта проблема затрагивает преимущественно жителей больших городов, потому что в глубинке все остается по-прежнему, и люди все еще сами делают все то, что относится к обеспечению своего быта. Сами ходят за продуктами, а часто еще и сами их выращивают. Сами готовят обеды и ужины, делают на зиму заготовки. Сами моют окна и машины, протирают полы и чистят сантехнику.
В больших городах акцент все больше смещается к тому, чтобы поручать все эти скучные дела специалистам. Потому что время стоит дорого, и человеку проще заплатить, чем самому заниматься домашними делами. А в освободившееся время отдохнуть.
Поэтому в городах все более востребованными становятся клининговые службы, готовые взять на себя поддержание порядка в доме. Машину отдраят до блеска и стерильной чистоты на мойке, пока владелец наслаждается чашечкой ароматного кофе в соседней кофейне.
И, конечно, все больше людей перестают готовить дома еду. Потому что практически все можно заказать, привезут уже готовое блюдо, которое останется в самом трудном случае только разогреть.
Пандемия и локдауны, карантин, в котором приходилось сидеть многим, переболевшим коронавирусной инфекцией, еще более подстегнули развитие этого направления. Теперь сервисы по доставке готовой еды не просто не бедствуют, а процветают.
Стоит только выбрать, и вам привезут все что угодно, от банальной шаурмы или пиццы до рациона на неделю, причем с расчетом калорий специально для вас. Удобно, очень удобно. И, на первый взгляд, никаких сомнений вызывать не должно.
А как обстоит дело в действительности?
Немного статистики
Конечно, ученые не могли не заинтересоваться тем, как влияет на здоровье переход от домашней еды к заказанной и доставленной в виде полуфабрикатов или полностью готовой.
Исследования и анализ проводились по всему миру — в Китае и в Сингапуре, в Австралии и Новой Зеландии, в Великобритании и США, в Германии и в России.
Оказалось, что не все так гладко, как выглядит. Вот что сообщают исследователи из Сиднея:
Стефани Партридж, диетолог
После тщательного анализа заказов одного из наиболее популярных сервисов доставки готовой еды выяснилось, что 80% приходится на вредную пищу — фастфуд, преимущественно из сетей быстрого питания McDonald's, Burger King и Subway. Хотя можно было заказывать более здоровые продукты и готовые блюда из других ресторанов и магазинов. И, хотя в последующие месяцы количество заказов здоровых продуктов возросло, три четверти заказов все равно приходилось на нездоровую пищу, из которой 42% составляли заказы с фастфудом.
Мы связываем это с тем, что фастфуд продвигается намного активнее в рекламе, в том числе и в социальных сетях. Именно гамбургеры, пицца и картошка фри чаще всего остального появляется в рекламе, именно их чаще всего красиво снимают лучшие фотографы. А здоровая еда может предлагаться вообще без какой-либо картинки.
Вдумайтесь только: 70% всей рекламы еды в англоязычных странах является рекламой фастфуда.
Что касается точек общественного питания, предоставлявших услугу «еды на вынос», то и в этом сегменте в Сиднее лидировали кебабные.
Похожая картина наблюдается и в других странах.
Кстати, особенно много претензий у диетологов к сети Instagram. Анализ Instagram-каналов 9 служб доставки еды, наиболее популярных в Северной Америке, Великобритании и Австралии, показал, что 97% рекламы еды с доставкой приходится на нездоровые продукты. Именно их активнее всего предлагали своим заказчикам службы доставки еды в период карантина, убеждая пользователей оставаться дома и пользоваться их услугами.
Между тем Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечала в 2021 году тревожные изменения в цифровой продовольственной среде, под которой понимают онлайн-среду, через которую проходят информационные потоки, влияющие на выбор продуктов потребителями, и в которой предоставляются услуги онлайн-торговли продуктами питания и их доставки. Специалисты ВОЗ обеспокоены тем, что реклама в цифровом пространстве стала более личной и адресной, в связи с чем ее намного сложнее контролировать.
В этой связи ВОЗ предлагает принять стратегию построения онлайн-среды здорового питания на уровне национальных программ. В рамках этой стратегии предлагается ограничить рекламу нездоровой пищи в социальных сетях, тщательнее контролировать рекламу онлайн-сервисов доставки еды на предмет такой рекламы, особенно направленной на молодежную аудиторию.
Кстати, еще одной претензий к службам доставки еды является их не-экологичность. Еда на вынос является причиной существенного увеличения количества отходов. Вспомните, сколько одноразовой упаковки привозят с каждым заказом. Утилизация всего этого мусора представляет собой немалую проблему, и может пагубно влиять на среду нашего обитания на долгие годы вперед.
Что, если не фастфуд?
На самом деле, даже отказавшись от домашнего приготовления еды, можно питаться правильно, ведь фастфудом возможность заказать готовую еду не ограничивается. Достаточно много служб ориентированы именно на здоровое питание, и спрос на такие предложения есть. Ведь по статистике, 67% российских пользователей таких сервисов старается следить за своим рационом и ограничивать вредные составляющие (сахар, животные жиры и т. д.)
Почти в каждом крупном городе России есть компании, специализирующиеся именно на предоставлении возможности заказывать здоровые продукты и рационы, включающие диетические блюда, малокалорийные, не содержащие глютена или лактозы и прочие варианты.
Потребителям предлагают возможность выбирать блюда из представленного меню на день, неделю или на месяц, с подсчетом калорий, приготовленные щадящими методами. Для сохранения продуктов все чаще применяется метод шоковой заморозки, при котором качество сохраняется, а срок хранения увеличивается.
Однако, все это относится только к тем компаниям, которые производят, хранят и доставляют пищу с соблюдением всех требований. Поэтому лучше заказывать готовую еду только у проверенных поставщиков.
- С особенной осторожностью диетологи призывают относиться к доставке модной нынче японской и корейской еде с сырыми морепродуктами.
- Немалую опасность могут представлять собой мясные полуфабрикаты, так как маринады и соусы позволяют замаскировать признаки недоброкачественности.
- Необходимо обращать внимание на условия хранения готовой пищи и полуфабрикатов, причем на всех этапах, от производства и доставки, до сохранения продуктов в собственном холодильнике.
При соблюдении этих условий питание готовой едой может быть не только допустимым, но и вполне правильным. Во всяком случае, сотни потребителей подобных услуг готовы это подтвердить.
Для более глубокого знакомства с темой доставки готовой пищи читайте статью «Еда из коробки: стоит ли заказывать диетические наборы?».