Воспитание ребёнка требует от родителей навыков общения, способности понимать мир отношений, быть лояльными и гибкими. Дети копируют взрослых, и их личность формируется на том примере, который демонстрируют мать и отец.
Умение сопереживать и сочувствовать другим — способность, которая есть не у всех детей, однако она является очень важной для их социальной адаптации, умения дружить, строить крепкие и доверительные отношения. Как научить детей сочувствию? Как показать ребёнку границу между тем, что нужно поддержать другого человека и не оказаться в ловушке манипулирования? Ответы можно получить из данной статьи.
Сочувствие в родителях
Почему одни дети растут чувствительными, и хорошо понимают окружающих людей, а другие отличаются черствостью и эгоизмом, даже, по отношению к близким? Все, что испытывает ребёнок — эмоции, ощущения, переживания — развивается в нем благодаря тому, насколько качественно и тесно он общается со значимыми для него взрослыми людьми.
Если родители или учителя игнорируют детские потребности, он растет сам по себе, редко бывает услышанным, то, скорее всего, дети, выросшие в таких условиях, не будут знать о том, как помочь человеку, которому нужна поддержка, как утешить того, кто страдает или грустит, потому что они не имеют такого личного опыта.
Сочувствие и сопереживание — доброжелательные состояния, формирующиеся в процессе воспитания и образования детей еще в дошкольном возрасте. Прививая ребёнку гуманные чувства, особенно важно, на начальном этапе, сформировать желание заботиться о других, бережно относиться к окружающему миру.
Шаг за шагом, с развитием кругозора и эмоциональной восприимчивости, формируется становление личности, способной к сочувствию и сопереживанию. Происходящее в повседневной жизни, обычно вызывает бурную реакцию со стороны ребёнка и он постоянно нуждается в контакте как со сверстниками, так и со взрослыми. Ему нужна обратная связь от других людей для того, чтобы знать, где заканчивается сочувствие и начинается самоотверженная помощь, которая может навредить личности. Именно эту реакцию — отзыв, взрослым необходимо максимально использовать при воспитании благородных чувств у ребёнка.
Первые попытки ребёнка сопереживать
Даже самые незначительные порывы проявления доброты должны поощряться. Это значит, что родителям нужно замечать, когда ребёнок желает помочь кому-либо, отзывается о людях или событиях с сочувствием, пониманием, желанием внести свой вклад в то, чтобы сделать мир счастливее.
Чаще всего, у родителей есть привычки «замечать» ребёнка и тесно контактировать с ним, когда он делает что-то не так: они читают ему нотации, учат, рассказывают о последствиях неправильного поведения. Кроме этого, хорошо, если мать и отец будут, с таким же сильным вниманием, относиться к тому, что дети хотят оказать кому-то помощь или поддержку. Родители, если есть такая возможность, должны поддерживать инициативу ребёнка помогать другим, если это невозможно — объяснить ему, что не всех и не всегда можно спасти.
Опираясь на суждение отца и матери об отношениях, мире, событиях, дети строят свои убеждения и принципы. Если взрослые имеют привычку отзываться о бедах других людей «Сам виноват» или «Это не наше дело», то ребёнок, скорее всего, вырастет, не знающим, что такое сочувствие.
Стремление детей быть добрыми и участливыми подстегивается одобрением со стороны взрослых. Мать и отец должны подкреплять эмпатию ребёнка словами, в которых он может почувствовать их похвалу и гордость за свое поведение.
«Двойные послания» детям
Важно сохранить за ребёнком возможность анализировать и взвешивать правильность своих поступков. Личный опыт — это то, что получают дети, сначала опираясь на своих родителей, а затем, путем собственных действий и ошибок. Поэтому, чтобы воспитать в ребёнке неравнодушие, нужно поощрять в нем желание помогать, поддерживать окружающих так, как умеют и хотят они. Вместе с этим, нужно учить их замечать и ценить собственный вклад.
Дети быстро «схватывают» полученную информацию, поэтому, она должна быть убедительной. Если взрослые в семье говорят о том, что «Нужно быть добрым и помогать нуждающимся», а сами демонстрируют пример равнодушного или жестокого поведения, то, ребёнок не услышит слова, он сделает вывод, глядя на поступки взрослых и прислушиваясь к их мнению.
Обратная сторона сочувствия
Положительные и отрицательные жизненные примеры помощи другим позволяют формировать нравственность путем сравнения плохого и хорошего. Не стоит приучать ребёнка помогать всем и всегда, не разобравшись — действительно ли ситуация требует вмешательства — и не взвесив силы. В противном случае, дети могут начать думать, что их призвание в жизни — это служить на благо других, забывая, при этом, о себе.
Например, ребёнок может посочувствовать взрослому человеку — бабушке, когда она болеет или маме, когда она поссорилась с подругой и переживает, однако, ему не стоит брать на себя обязанность по «спасению» взрослых людей — они в силах самостоятельно справиться с тем, что происходит в их жизни.
Рекомендации родителям
Семья — главный источник формирования личностных качеств и нравственности. Для того, чтобы они развивались, нужно побуждать детей задумываться, как их действия могут повлиять на чувства других.
Для накопления опыта развития эмпатии стоит проводить с ребёнком логический анализ ситуаций, требующих сочувствия. Для этого подойдут сказки и истории, в которых главные герои попадают в трудные ситуации и помогают друг другу. Родители могут спрашивать ребёнка: «Как бы ты поступил?», «Хочется тебе помочь тому, кто попал в беду?». «Как ты думаешь, смог бы ты помочь?» и так далее.
Умение сопереживать не должно действовать угнетающе и нести отрицательную энергетику, важно научить детей чутко ощущать границы и меру проявления своих эмоций.
Использование различных приемов воздействия и наглядных примеров, позволит воспитать у ребёнка желание добрых дел, развить способность анализировать плохое и хорошее. Положительные литературные герои, персонажи сказок и мультфильмов вызывают симпатию и могут быть использованы в качестве помощников. С помощью родителей дети постепенно учатся распознавать зло и то, как с ним бороться, а взрослые получают хороший результат своих усилий в воспитании.